Урок всемирной истории по теме Османская империя
Всемирная история.
Тема: Османская империя.
Цели: Раскрыть особенности политического, социально-экономического развития Османской империи, рассказать о положении народов, входящих в состав империи, и причинах их национально-освободительного движения; показать ослабление империи из-за ведения войн, внутренних беспорядков и безрезультатность осуществляемых реформ; обратить внимание на ослабление власти Османской империи в европейских владениях.
Воспитать ответственность, упорство, уважение к истории.
Ход урока: 1 Оргмомент.
2. Опрос д\з §6 Индия. Тест.
Контрольные вопросы по теме ИНДИЯ.
1. В 1526 году в Индию вторгся новый завоеватель (его имя значит «тигр»):
А. Тохтар. В. Махмут. С. Бабур. Д. Арьябхата. Е. Тимур.
2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:
А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.
3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.:
А. Московская. В. Ост-Индская.
С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания.
Е. Гвинейская.
4. Касты в Древней Индии – это:
А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.
Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.
5. Самой бедной кастой в Индии были:
А) Джагиры. В) Брахманы. С) Кшатрии. D) «Неприкасаемые». Е) Заминдары.
6. Своего расцвета империя «Великих Моголов» достигла при падишахе:
А) Говинде. В) Чандрагупте . С) Акбаре. D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.
7. Джагиры в Индии-это:
А) «Неприкасаемые» В) Брахманы. С) Крестьяне. D) Земельные наделы. Е) Военные.
8. Опорные пункты торговли в период колониальных захватов назывались:
А) Форпосты. В) Фактории. С) Крепости. D) Магазины. Е) Склады.
3. Объяснение новой темы:
Рассказ учителя. Тема: Османская Империя.
I. Развитие империи в XVII в. и положение народов, входящих в ее состав.
Основатель империи – Осман бей.
Завоевательные войны – часть Малой Азии, Балканы, Константинополь.
Причины военно – феодального, экономического и политического упадка:
Слабость хозяйственных связей
Различия в культурном и политическом развитии.
Борьба народов против турецкого ига.
Захватческие войны
Восстание янычар, дворцовые перевороты.
II. Война Османской империи в XVII в. Усиление кризиса.
Превращение Османского эмирата в могущественную империю – Аравия, Ирак, Магриб, Балканы, Крым.
Угроза для Европы и России:
1. Господство в Средиземном море
2. Набеги на Европейские города (Вена)
1684 г. – создание коалиционного союза – «Священной лиги» (Австрия, Польша, Мальта и Россия) против Османской империи.
Результат: 1. В 1699 г. - заключено перемирие.
а) Австрия получила Венгрию, Трансильванию, Словению, Польшу, Правобережью Украину.
б) Венеция – острова в Эгейском море и Пелопонесс 2. Мирный договор с Россией в 1700 г. – Азов и близлежащие территории отошли к России.
Вывод: Османская империя лишилась былой военной мощи и многих земель.
III. Социально – экономическое развитие. Расцвет городов и торговли.
- развитие сельского хозяйства
- ремесла
- торговли (морские торговые порты – Стамбул, Измир, Салоники, Александрия)
- упадок финансовой мощи в XVII – XVIII вв.
а) истощение казны
б) увеличение внешних долгов.
- появление первых мануфактур, морского флота, книг по различным наукам.
IV. Народные восстания и национально- освободительные движения.
Причины – феодальный гнет, рост налогов.
1730 г. – введение высокого военного налога, восстание городских бедняков в Стамбуле под предводительством Патрона Халила.
1768-1774 гг. – русско-турецкая война. Результат - полное лишение Османской империи владений в Европе.
Национально – освободительные восстания на Балканах, в арабских странах, на Кавказе.
V. Реформа султана Селима III.
Причина: сохранение империи от полного краха.
- Султан Селим III (1789-1807) – военные реформы.
-1805 – 1807 г. – восстание янычар против реформ.
- реформы Мустафы паши Байрактара.
Причины поражения реформ:
1. Сохранение старой системы
2. Пренебрежение политических, культурных и религиозных традиций различных народов.
Персоналии
Осман бей (1258-1326 гг.) Основатель Османской империи.
Мустафа II (1695-1703 гг.) Во время правления Мустафа II Османская империя лишилась своей военной мощи.
Селим III (1789-1807 гг.) Провёл ряд реформ, для сохранения военной мощи государства. В результате восстания янычар в 1807 г. Лишился трона и был казнён.
Махмуд II (1809-1839 гг.) Продолжил реформы начатые Селимом III
Абдул Хамид II (1876-1908 гг.) Период его правления называют «Зюлим» (зло, угнетение, давление).
Самостоятельно учащиеся записывают новые слова, даты, важные события с учебника.
Понятийный аппарат
Высокая Порта орта (также Оттоманская Порта, Блистательная Порта, Высокая Порта) (от фр. porte, итал. porta — дверь, врата) — принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства (канцелярии великого визиря и дивана) Османской империи, распавшейся после Первой мировой войны.
Департация(лат. deportatio) - в законодательстве некоторых государств изгнание, ссылка. В период массовых репрессий 1920-40-х гг. депортации подверглись многие народы СССР.
Диван -(канцелярия - присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово-финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других - совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего и Среднего Востока - правительственные учреждения по административным и судебным делам.
Младотурки европейское название членов турецкой организации ""Единение и прогресс"", основанной в 1889 и возглавившей борьбу против феодального абсолютизма. В результате руководимой ими Младотурецкой революции 1908 пришли к власти, но не изменили строя Османской империи. После поражения Турции в 1-й мировой войне организация младотурков самоликвидировалась(1918). В более широком смысле младотурками называются все участники революционного движения в Турции в нач. XX в.
Национально - освободительное движение 1) оценочный термин, обозначающий борьбу колоний за независимость от метрополий. 2) борьба народов за национальную независимость, экономическую самостоятельность, духовное освобождение
Османизмидейно-политическая доктрина ""Новых османов"" и младотурок в Турции; выдвинута в кон. XIX в. Провозглашала ""равенство и единство"" всех народов, в т. ч. нетурецких, населявших турецкую державу, с целью сохранения ее целостности.
Пантюркизм Пантюркизм (пантуранизм) — культурное и политическое течение, идеология, распространенная в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века.
Паша (тур. pasa) - почетный титул высших должностных лиц в Османской империи. До сер. XIX в. носили главным образом везиры и правители провинций, с сер. XIX в. до 1934 - генералы турецкой армии.
«Священная лига» Священная лига - антитурецкая коалиция под патронатом римского папы, сложившаяся в ходе начавшейся в 1683 войны Австрии и Польши против Турции.
Cипахи 1) турецкие феодалы, получавшие земельные пожалования (тимар, зеамет) за несение военной службы.2) Воины султанского кавалерийского корпуса.
Танзимат- слово арабское, значит упорядочение, уложение. Так называются основные законы Турции, обнародованные султаном Абдул-Меджидом при вступлении на престол,
Янычар (тур. yeniceri - букв. - новое войско), турецкая регулярная пехота, создана в XIV в. Первоначально комплектовалась из пленных юношей, позже путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Османской империи. Ликвидирована в 1826 Махмудом II.
Основные события
1656 г. великий визир Махмед Кепрюлю провел серию реформ направленных на укрепление центральной власти и усиление армии.
1731-1735 гг. ирано-турецкая война.
1789-1807 гг. правление султана Селима III. Провел ряд реформ.
1809-1839 гг. правление султана Махмуда II. Продолжил реформы, начатые Селимом III.
1839-1870 гг. - эпоха «танзимата» (реорганизация).
1856 г. издан манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан, мусульман и немусульман, перед законом.
1865 г. создано тайное общество «Новые османы», руководитель- писатель Намык Кемаль.
1876 г. «Новые османы» привели к власти султана Абдул Хамида II.
1876-1908 гг. правление султана Абдул Хамида II. Период его правления называют «Зюлим» (зло, угнетение, давление).
1876 г., декабрь принятие конституции в Турции. Был образован парламент.
1878 г. султан Абдул Хамид II распустил парламент.
1888 г. Германия установила с Турцией дружеские отношения.
1889 г. возникновение первых организаций младотурок.
1908-1909 гг. «младотурецкая революция».
1909 г. султан Мехмед V, пришедший на трон с помощью «младотурок», восстановил конституционную власть в Османской империи.
1912 г. в результате Первой Балканской войны Болгария, Сербия, Греция захватили все европейские территории Османской империи (кроме Стамбула и близлежащих территорий).
4. Закрепление новой темы:
Взаимопроверка. Соседи по парте проверяют друг друга. Учащиеся задают 4-5 вопросов друг другу по новой теме. З а каждый правильный ответ ставят один балл. В итоге учащиеся доводят до сведения учителя о набранных баллах.
5. Д\з. Чтение и ответы на вопросы устно в конце . §7
6. Итог урока