Программа дополнительного образования Академия творчества


Введение
Нет такого человека, который не смог бы
значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.
Лорд СлимПеред детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских, творческих и коммуникативных качеств.
Экспериментальная образовательная программа дополнительного образования детей «Академия творчества» предоставляет дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.
Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки творческих лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.
Актуальность образовательной программы «Академия творчества» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений.
В рамках государственной программы по профильному обучению, данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, ведущий, организатор), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.
Экспериментальная образовательная программа при разработке опиралась на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети». Цель данной подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.
Цель и задачи
Цель:
Проведение и организация культурно-массовых мероприятий в школе для развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, с привлечением не менее 60% обучающихся в образовательном учреждении.
Задачи:
•Образовательные
способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
•Развивающие
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе
•Воспитательные
создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, создания благоприятного психологического климата и снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Возрастные особенности детей
Программа дополнительного образования детей «Академия творчества» рассчитана на возраст подростков 14-15 лет.
Правильно организованное воспитание формирует нравственный опыт, который влияет на развитие личности. Поэтому в процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности и патриотичности воспитанников.
Содержание программы «Академия творчества» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
•Деловые и ролевые игры;
•Упражнения на взаимодействия в группе;
•Тренинги;
•Творческие задания;
•Конкурсы (участие в муниципальных, региональных и всероссийских);
•Проигрывание ситуаций;
•Дискуссии;
•Моделирование;
•Проектирование;
•Встречи со специалистами и интересными людьми;
•Экспресс тесты и опросы;
•КТД;
•Беседы.
Специфика подхода к организации образовательного процесса
Образовательная программа «Академия творчества» рассчитана на 1 год реализации – 96 часов.
Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2».
Суть подхода к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках экспериментальной программы «Академия творчества»: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (психология, журналистика, музыка, изобразительная деятельность, фото искусство, актерское, организаторское и ораторское мастерство).
Содержание деятельности воспитанников в рамках образовательной программы «Академия творчества» предусматривает обязательное участие в работе своего класса, школы, сотрудничество со школами и молодежными организациями города.
Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
•Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения;
•Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию;
•Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
•Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка;
•Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
На протяжении всего периода обучения воспитанники изучают себя, свои способности, вводятся психологические тесты. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решения задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Программа дает возможность воспитанникам проявить себя, приобретенные навыки, проявить свои способности. Подведения итогов работы. Выбор каждого из воспитанников объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности.
Проверка результатов обучения
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по образовательной программе «Академия творчества» проводятся три вида контроля:
1)вводный контроль – в начале года (тест, беседа, тренинг);
2)промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
3)итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).
Прогнозируемые результаты
Перечень образовательных результатов, которыми должны овладеть воспитанники •особенности работы журналиста;
•основы публичного выступления;
•методику работы над коллективно-творческим делом;
•основы актерского мастерства.
•работать в команде.
•содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
•основы этики и делового общения.
•работать с разными источниками информации;
•развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;
•разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс;
•создавать мультимедийные презентации.
•основные этапы создания проекта;
•основные качества лидера;
•методики организации и проведения мероприятий.
•использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ;
•руководить процессом работы над проектом;
•уметь работать в команде.
Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы:
•Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).
•Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).
•Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).
•Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).
•Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
Тематическое планирование
№ п/п Тема Кол-во часов Теория Практика
1 Вводное занятие. Командообразование. 2 2
2 Играем. Игровая гавань. 3 1 2
3 Основы публичного выступления. 2 1 1
4 Коллективно-творческое дело: методика организации и проведение. 6 2 4
5 Творим. Оформительский причал. 3 1 2
6 Основы журналистского мастерства. 4 2 2
7 Стенгазета: специфика жанра. 3 1 2
8 Выставки: виды и основы оформления 2 1 1
9 Школьная газета: распределение обязанностей. 6 2 4
10 Понятие информация: виды информации, источники информации. 6 2 4
11 «Всемирная паутина» как источник информации. 4 1 3
12 Детские общественные объединения России. История появления. 4 1 3
13 Играем. Музыкальная бухта. 3 1 2
14 Авторская песня: фестивали. 4 1 3
15 Современные музыкальные течения. 3 1 2
16 Творим. Дорога общения. 4 1 3
17 Понятие «Лидер», качества. 2 1 1
18 Лидер и его команда. 3 1 2
19 Общение как одна из основных ценностей человека. 3 1 2
20 Конфликты и пути их разрешения. 4 2 2
21 Этика и культура делового общения. 2 1 1
22 Познаем. Познавательный риф. 2 1 1
23 Познай и реализуй себя. 8 2 6
24 Социальное проектирование. 13 3 10
Всего: 96 31 65
Методическое обеспечение
Последние десятилетия принесли с собой общее ускорение темпов общественной жизни, обвальный рост потока информации, а с ними и необходимость постоянного обновления знаний, ориентаций и установок личности.
В этих условиях успешность формирования личности ребёнка главным образом определяется тем, в какой мере она способна к творческому развитию и саморазвитию. Особенно важно обеспечить на данном этапе удачное начало жизни детей через учебные занятия в детском творческом объединении по интересам.
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
(П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко)
1.Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
2.Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
3.Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
4.Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
5.Систематизация и обобщение знаний.
6.Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Классификация учебных занятий
по основному методу (форме) проведения
(Г.К. Селевко)
1.Беседа.
2.Лекция.
3.Экскурсия.
4.Видео-занятие.
5.Самостоятельная работа обучающихся.
6.Лабораторная работа обучающихся.
7.Практическая работа обучающихся.
8.Сочетание различных форм учебных занятий.
9.Нетрадиционные.
Основные методы
•Обучения (монологический, диалогический, алгоритмический, показательный).
•Преподавания (объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный).
•Учения (репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный).
•Воспитания (убеждения, упражнения, личный пример).
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
•Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
•Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
•Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
•Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации образовательной программы «Академия творчества» имеются: помещение для занятий (класс), компьютер, проектор, принтер, сканер, ксерокс, интерактивная доска, цифровой фотоаппарат . Имеется возможность доступа к сети Интернет в школьной библиотеке.
Литература для педагога
1.Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.
2.Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000.
3.Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.
4.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
5.Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
6.Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.
8.Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.
9.Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.
10.Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.
11.Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.
12.Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.
13.Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.
14.Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.
15.Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.
16.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.
17.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 1999.
18.Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.
Литература для детей
1.Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
2.Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
3.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
4.Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
5.Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
6.Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. - Волгоград: Учитель, 2007.
7.Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
8.СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
9.Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
10.Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.
11.Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
12.Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
13.Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
14.Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.
15.Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
16.Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.
17.Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
18.Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
19.Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.
20.Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.
Литература для родителей
1.Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.
2.Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.
3.Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
5.Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.