Программа по профилактике правонарушений среди подростков Вместе мы сила
«ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!»
Программа по профилактике правонарушений
среди подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 города Белово»
Обсуждена на методическом совете
Протокол №___от «___»______2015г.
Председатель МС______ О.В. Журбич Утверждена
Директор С.Г. Тимошенко
«____»_____________2015г.
«ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!»
Программа по профилактике правонарушений среди подростков
2015
Автор - составитель: И.В. Шергина, социальный педагог
Программа направленна на профилактику правонарушений среди подростков. Адресована педагогам, педагогам – психологам, социальным педагогам занимающимся профилактикой правонарушений в образовательных учреждениях.
Содержание
Паспорт ………………………………………………………………………. 5
Актуальность……………………………………………………………..……8
Пояснительная записка………………………………………………………10
Основные цели и задачи реализации программы …………………………10
Механизм реализации программы…………………………………………..11
Предполагаемый результат………………………………………………….12
Мероприятия по реализации программы……………………………………13
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ……….16
Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение подростков…...18
Заключение ……………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………...22
Приложение (основные понятия)……….……………………………………23
Паспорт
Наименование программы Программа по профилактике правонарушений среди подростков «Вместе мы сила!»
Сроки реализации 2015-2017 годы
Дата утверждения 2015г.
Разработчик И.В. Шергина, социальный педагог
Основания для разработки Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г., 01.12.2007г.;), (извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3.; включительно; 32);
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;
Федеральный закон РФ «Об образовании» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. » № 154 от 13.03.2002 г.;
Международный документ «Декларация прав ребенка»;
Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;
Международный документ «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г.;
ФЗ №120 (1999 г.) с изменениями от 07.06.2013г.
Цель программы Профилактика правонарушений среди подростков
Задачи Рассмотреть факторы, негативно влияющие на развитие и поведение подростков. Изучить систему профилактики правонарушений в общеобразовательном учреждении.
Проанализировать отношение подростков к правонарушениям, обеспечить соблюдение прав и законных интересов подростков.
Разработать систему мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков.
Принципы профилактической работы - комплексность;
- дифференцированность;
- многоаспектность;
- последовательность;
- законность;
- партнерство
Технологии - личностно – ориентированные;
- групповые;
- коллективные
Направления программы Работа с подростками, взаимодействие с родительской общественностью, работа с педагогами школы, сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Основные формы работы Беседы, классные часы, круглые столы, ролевые игры, акции, спортивные мероприятия, тренинги, экскурсии.Механизмы реализации программы Программа рассчитана на 2013-2017 год. Реализация программы будет проводиться исполнителями, привлеченными в соответствии с данной программой под контролем администрации образовательного учреждения.
Исполнители программы Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, инспектор ОПДН, классный руководитель, медицинский работник.
Предполагаемый результат - создание системы профилактической работы в школе;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- уменьшение числа подростков попавших в сложную жизненную ситуацию;
- повышение психолого – педагогической грамотности родителей и педагогов;
- снижение количества подростков курящих и употребляющих спиртные напитки;
- отсутствие привода обучающихся в инспекцию ОПДН,
- снижение количества подростков, совершающих правонарушения.
Актуальность
Индикатором эффективности социальной политики государства выступает социальное здоровье общества. Профилактика правонарушений среди подростков – сложная социальная задача. На ее решение сосредоточены усилия государственных органов, органов местного самоуправления, и, конечно, органов внутренних дел. Особое место в этой работе отводится подразделениям по делам несовершеннолетних (ОПДН), которые на основе закона осуществляют широкий сектор профилактических мер. В их основе – выявление фактов противоправных поступков детей и подростков, а также причин и условий, порождающих неадекватной поведение несовершеннолетних.
На протяжении многих лет в России отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения. Подростковая и молодежная преступность имеет место быть. В значительной мере нарушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков. Подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, в этом возрасте они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий [11].
Большинство подростков вырастают достойными гражданами своей страны. Некоторые же подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, а иногда и преступные действия. По сравнению с преступлениями взрослых преступления лиц, не достигших совершеннолетия, как правило, менее опасны. До 80 % всех преступлений несовершеннолетних составляют хищения предметов, представляющих для подростков непосредственно потребительский интерес (сладости, спиртное, спортивные принадлежности, мобильные телефоны), а также менее опасные виды хулиганства. Такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, составляют 6 - 8 %. К опасным последствиям в ряде случаев могут привести неосмотрительные действия подростков, пренебрегающих обычными правилами предосторожности (например, разогревание на костре найденных взрывоопасных предметов, неосторожное обращение с огнем и др.). В последнее время несколько увеличилось число угонов автомашин. Большинство преступлений несовершеннолетние совершают по месту жительства, учебы, работы или вблизи от них и, как правило, после 22 ч. Значительна доля преступлений (особенно хулиганства), совершенных в нетрезвом состоянии, а также группами, состоящими из 2 - 3 человек [10].
Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением старается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого, толкает подростков на совершение различного рода преступлений. Также следует принять во внимание тот факт, что большинству подростков свойственны противоречивые психологические особенности: чаще всего это чувствительность, ранимость, тревожность, сочетающиеся с конфликтностью, вспыльчивостью и даже агрессивностью. Многим подросткам присуще стремление освободиться от навязчивого контроля и опеке родителей; критически относятся они и к ценностям, существующим в обществе. Нередко подростки доказывают, что они «уже не дети», подражая внешним признакам взрослости. В этом возрасте подросткам важно чувствовать себя успешными и признанными другими людьми – сверстниками. Если подростку не удаётся добиться успеха в учебе, спорте, общественной жизни, тут – то и начинаются нарушения дисциплины, прогулы и правонарушения. Некоторые правонарушения подростки совершают ради любопытства, из – за желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников. И чем старше становиться подросток, тем чаще их поведение становиться асоциальным.
Пояснительная записка
Профилактика правонарушений среди подростков включает в себя комплекс мер. Этот комплекс объединяет в себя не только усилия различных инстанций и учреждений, совокупность различных мер по организации педагогической помощи подросткам их родителям, но и различные виды работы с подростками во времени, в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов роста и развития, необходимых для этого условий.
Наличие программ по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях уже как неотъемлемая часть учебно – воспитательного процесса. Реализуя данную программу мы формируем социально – активную личность, культуру здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, формирование толерантности и способам к осознанному выбору у подростков, сопротивление к совершению правонарушений.
Цель – профилактика правонарушений среди подростков.
Задачи:
Рассмотреть факторы, негативно влияющие на развитие и поведение подростков. Изучить систему профилактики правонарушений в общеобразовательном учреждении.
Проанализировать отношение подростков к правонарушениям, обеспечить соблюдение прав и законных интересов подростков.
Разработать систему мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков.
Принципы профилактической работы:
- комплексность;
- дифференцированность;
- многоаспектность;
- последовательность;
- законность;
- партнерство.
Для достижения положительного результата действия программы используются следующие технологии:
- личностно – ориентированные;
- групповые;
- коллективные.
Направления программы
Работа с подростками, взаимодействие с родительской общественностью, работа с педагогами школы, сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Основные формы работы
Беседы, классные часы, круглые столы, ролевые игры, акции, спортивные мероприятия, тренинги, экскурсии.Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 2015-2017 год. Реализация программы будет проводиться исполнителями, привлеченными в соответствии с данной программой под контролем администрации образовательного учреждения.
Исполнители программы
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, инспектор ОПДН, классный руководитель, медицинский работник.
Программа предполагает достижение следующих результатов:
- создание системы профилактической работы в школе;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- уменьшение числа подростков попавших в сложную жизненную ситуацию;
- повышение психолого – педагогической грамотности родителей и педагогов;
- снижение количества подростков курящих и употребляющих спиртные напитки;
- отсутствие привода обучающихся в инспекцию ОПДН,
- снижение количества подростков, совершающих правонарушения.
Мероприятия по реализации программы
Мероприятия Сроки реализации Исполнители
Работа с подростками
1. Анкетирование
«Выявление правонарушений в школьной среде» Октябрь Педагог - психолог, социальный педагог
2. Беседы:
- «Ваш правовой статус»;
- «Уголовная и административная ответственность».
Ноябрь
Декабрь Социальный педагог, инспектор ОПДН
3. Классные часы на темы:
- «Права и обязанности!»;
- «Преступление и наказание»;
- «В здоровом теле здоровый дух!»;
- «Поступай по совести» Январь
Февраль
Март Классный руководитель, социальный педагог, инспектор ОПДН, медицинский работник.
4. Круглый стол на тему:
«Трудный возраст» Апрель Педагог – психолог, социальный педагог
5. Акция «Быть здоровым здорово», «Шаг на встречу», в рамках акций проведение экскурсий Октябрь
Май Педагог организатор, социальный педагог
6. Информационный стенд для детей «Ваши права дети!», «Если ты попал в противоправную ситуацию» Ноябрь Социальный педагог
7. Совет профилактики, КДН и ЗП 1 раз в месяц Члены совета профилактики
8. Организация работ для подростков по благоустройству района, ремонту школы в каникулярное время. Содействие в трудоустройстве подростков склонных к правонарушениям Июнь – Август Зам. директора по ВР, социальный педагог
Взаимодействие с родительской общественностью
1. Родительские собрания на темы:
- «Трудный возраст»;
- «Практические рекомендации по воспитанию подростков»;
- «Дети не для насилия» Ноябрь
Февраль
Апрель
Классный руководитель, социальный педагог
2. Информационный стенд для родителей:
- «Шпаргалка для родителей»;
-«Пропаганда семейных ценностей»
- Памятки, буклеты Январь Социальный педагог
3. Совет профилактики, КДН и ЗП 1 раз в месяц Члены совета профилактики
4. Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители не надлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращаются В течение года Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР, инспектор ОПДН
Работа с педагогами школы
1. Выявление подростков занимающихся противоправной деятельностью В течение года Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР
2. Выявление подростков длительное время не посещающих образовательное учреждение, принятие мер по возвращению их в школу. В течение года Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР
3. Консультации для педагогов на темы:
- «Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение подростков»;
- «Профилактика правонарушений в образовательном учреждении». Октябрь
Февраль Социальный педагог, инспектор ОПДН, зам. директора по ВР
Сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
1. Центр социальной реабилитации 1 раз в полугодие Социальный педагог, инспектор ОПДН
2. Выявление несовершеннолетних находящихся после 22 часов в общественных местах, развлекательных заведениях Сентябрь – Май Инспектор ОПДН
3. Участие в профилактических акциях, операциях, рейдах:
- «Безнадзорник»;
- «Полиция – Детям»;
- «Забота»;
-«Подросток»;
- «Без наркотиков»;
-«Неформал» Сентябрь, Ноябрь, Декабрь
10-25 Марта
1 Апреля,
1 Августа
15 Мая – 12 Сентября
10-30 Мая
20-25 Апреля Инспектор ОПДН
4. Совет профилактики, КДН и ЗП 1 раз в месяц Члены совета профилактики, Инспектор ОПДН
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении
Профилактическая деятельность в образовательном учреждении направленная на:
- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
- обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)
Ведется комплексная работа специалистов образовательного процесса. Социальный педагог совместно с классными руководителями, ставят перед собой следующую цель - выявление причин возникающих у подростка проблем и проведение социально-педагогической работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Основные направления работы социального педагога в образовательном учреждении определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Совместная работа с классными руководителями позволяет своевременно сообщать родителям о случаях нарушения дисциплины, пропусках уроков, неуспеваемости, совершении правонарушений и принимать меры по исправлению ситуации.
Заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, педагогом - психологом в работе с подростками проводятся индивидуальные и групповые беседы, консультации, контроль за посещением уроков обучающимися, родительские собрания, профилактические мероприятия.
В образовательном учреждении ведется системная работа по выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении с последующим оказанием им помощи в обучении и воспитании несовершеннолетних. Это, прежде всего консультационная работа, рейды в семью с целью выяснения условий проживания, и оказания необходимой социальной и посильной юридической помощи.
Вопросы семейного воспитания обсуждаются на следующих мероприятиях: круглых столах; на заседаниях МО классных руководителей; классных часах; родительских собраниях.
Решая задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, школа тесно сотрудничает с органами внутренних дел, с комиссиями по делам несовершеннолетних, территориальным управлением, отделом опеки, прокуратурой, судами и другими правоохранительными органами.
Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение подростков
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся и дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Влияние внешней среды, влияние сверстников. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:
Внешние факторы
Процессы, происходящие в обществе:
– безработица (явная и скрытая);
– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков и т.д.
2. Состояние семьи, ее атмосфера:
– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
3. К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к взрослым:
– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
– немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное;
– негативное;
– ожесточенное[9].
Заключение
Проблемы организации профилактики правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении обусловлена ростом негативных тенденций в детской и подростковой среде. На ребенка в современной ситуации оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется в разных формах, в том числе в виде правонарушений.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних является, прежде всего, проблемой педагогической, ибо она связанна с решением определенного круга воспитательных задач. Педагогический коллектив стремиться, чтобы воспитательная система в школе, включала в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей и подростков, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения [5].
Список литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология// Г.С. Абрамова. – Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 672 с.
Алексеева, И.А. Дети риска // И.А. Алексеева. – СпБ.: Питер , 2002. – 202с.
Выготский, Л.С. Психология детского возраста //Выготский Л.С. Психология, - М.: Экспресс, 2000. – 1008с.
Гуминская Л.Н. Почему подростки совершают правонарушения //Н.Л. Гуминская. – Социально педагогическая работа. – 2011. - №2 .- с.27-29
Ляпина, Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений//Е. Ю. Ляпина . – Волгоград: Учитель, 2007. – 231с.
Новик, Г.И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков /Г.И. Новик// Социальная педагогическая работа. – 2005.-№2005. – с.6-12
Фомин, А.Б. Ранняя профилактика детей и подростков //А. Б. Фомин. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 128с.
Янковская, С.И. Ранняя социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних // С. И. Янковская // Социально-педагогическая. – 2008. №3 – с. 5-9
http://vashpsixolog.ruhttp://www.glavsovet.ruhttp://www.superinf.ruПриложение 1
Основные понятия
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий