Рабочая программа по литературе для 9 класса, составленная на основе авторской (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»
г.Подольск Московская область



Утверждаю
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

«_30 _» августа 2015 года





Рабочая программа,
составленная на основе авторской (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова)
на 2015 – 2016 учебный год
Шарипова Наталия Николаевна
Ф.И.О. преподавателя
Литература
Предмет
9 «А», 9 «Б» класс / 3 часа в неделю
Классы / количество часов в неделю
9 «А», 9 «Б» класс / 102 часа в год
Классы / количество часов в год


Уровень базовый


Базовый учебник: Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений: в 2 ч. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013.











г. Подольск
2015-2016 учебный год


Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. (Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. М. : Вентана-Граф, 2013).
Представленная программа направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
Общая характеристика учебного предмета
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Представленная программа направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
Место предмета
Авторская программа рассчитана на 105 часов в год (35 недель,3 часа в неделю). Изменений в программу не вносилось. В связи с тем, что учебный план МОУ «Гимназия №7» рассчитан на 34 рабочие недели, программа по литературе в 9 классе скорректирована: на изучение литературы отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю. За счёт часов, отведённых на повторение и обобщение изученного в конце года, изменено количество часов на изучение отдельных тем с целью более глубокого их изучения и таким образом разгрузки программы 11 класса.
В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
задачами:
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить, отбирать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Предметные результаты выпускников 9 класса:
выпускники должны знать и уметь:
уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
различать авторский замысел и особенности его воплощения;
выделять сквозные линии развития литературы (Д.С.Лихачёв), составляющие её национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т. п.);
осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими работами;
работать с литературно-критическим материалом;
рецензировать прочитанные произведения;
составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;
понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
Тематическое планирование

п/п
Тема
По программе
Количество
часов
фактическое
Изменения


Введение

1
+1


Древнерусская литература.





«Слово о полку Игореве»
2
3
+1


Классическая литература XIX века.
39
46
+7


А.С.Грибоедов.
6
9



Дж.Г.Н.Байрон.
2
3



А.С.Пушкин.
10
11



М.Ю.Лермонтов.
10
11



Н.В.Гоголь.
10
11



Повторение.
1
1



Вечные образы в литературе.
8
10
+2


М. де Севантес Сааведра.
2
3



У.Шекспир.
4
4



И.С.Тургенев.
2
3



Литература конца XIX века – начала XX века.
14
23
+9


А.П.Чехов.
3
6



М.Горький.
3
5



А.А.Блок
3
4



С.А.Есенин
3
4



В.В.Маяковский
2
4



Из русской и зарубежной литературы XX века.
14
15
+1


М.А.Булгаков.
3
6



А.Камю.
3
2



Дж. Оруэлл.
3
2



Г.Н.Айги
1
1



А.И.Солженицын.
4
4



Итоговый урок

1
+1


Резервные уроки

3
+3


Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах.
28




Итого:
105
102
3


Календарно – тематическое планирование


урока
Тема урока
Количество часов
Дата по календарю
Дата
по факту
Примечание





9



1.
Введение
1
01.09-
05.09





Древнерусская литература. Летописные жанры 3ч

2.
«Слово о полку Игореве». Историческая основа произведения, история публикации.
1





3.
«Слово о полку Игореве». Идейно-художественное значение «Слова».
1





4.
«Слово о полку Игореве». Особенности художественной образности. Связь с фольклором.
1
07.09-12.09





Классическая литература XIX в. 46 ч


5.
А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». История создания.
1





6.
А.С. Грибоедов. Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии.
1





7.
А.С. Грибоедов. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в произведении.
1
14.09-
19.09




8.
А.С. Грибоедов. Анализ монологов Фамусова и Чацкого.
1





9.
А.С. Грибоедов. Система образов. Групповая характеристика гостей Фамусова.
1





10.
А.С. Грибоедов. Художественные средства создания характеров. Язык комедии.
1
21.09-
26.09




11.
Сатира в произведении. «Горе от ума» в критике.
И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний».
А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума “».
1





12-13.Рр
А.С. Грибоедов. Эссе по комедии «Горе от ума».
2
28.0
·9-03.10




14.
Дж.Г. Байрон. Из биографии (странствия поэта). «Паломничество Чайльд-Гарольда » (фрагменты)
1





15.
Дж.Г. Байрон. Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия.
1





16.
Дж.Г. Байрон. Мотивы тоски и одиночества. Байронический тип героя.
1
05.10-
10.10




17.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество: годы творческого расцвета.
1





18.
А.С. Пушкин. «Евгении Онегин» Эволюция замысла. Своеобразие жанра и композиции. Онегинская строфа.
1





19.
А.С. Пушкин. Изображение высшего света в романе.
1
12.10-
17.10




20.
А.С. Пушкин. Изображение поместного дворянства в романе. Онегин и Ленский.
1





21.
А.С. Пушкин. Татьяна и Онегин.
1





22.
А.С. Пушкин. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина.
1
19.10-
24.10




23.
А.С. Пушкин. Роль лирических отступлений в романе.
1





24.
А.С. Пушкин. Споры об Онегине в русской критике. (В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский)
1





25.Рр
А.С. Пушкин. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».
1
26.10-
31.10




26-
27.Рр
А.С. Пушкин. Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».
2





28.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени».История создания.
1
09.11-14.11


2 четверть

29.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Своеобразие сюжета и композиции.
1





30.
М.Ю. Лермонтов. Роль композиции в раскрытии характера Печорина.
1





31.
М.Ю. Лермонтов. «История души человеческой». Композиционная роль «Журнала Печорина».
1
16.11-
21.11




32.
М.Ю. Лермонтов. Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм.
1





33.
М.Ю. Лермонтов. Смысл названия романа. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова.
1





34.
М.Ю. Лермонтов. Нравственно-философская проблематика. Новелла «Фаталист».
1
23.11-
28.11




35.
М.Ю. Лермонтов. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа.
1





36.Рр
М.Ю. Лермонтов. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени». Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике.
1





37-
38.Рр
Творческая работа. Классное сочинение по роману «Герой нашего времени».
2
30.11-
05.12




39.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
1





40.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» Из истории создания. Чичиков как герой нового времени. Путешествие героя - приём воссоздания широкой панорамы Руси.
1
07.12-
12.12




41-42.
Н.В. Гоголь. Тема пошлости в произведении: образы помещиков.
2





43.
Н.В. Гоголь. Групповой портрет чиновников: средства создания.
1
14.12-
19.12




44.
Н.В. Гоголь. Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей.
1





45
Н.В. Гоголь. «Лирические отступления» в «Мёртвых душах». Единство сатирического и лирического начал. Образ автора.
1





46.
Н.В. Гоголь. Тема будущего Руси. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых душ».
1
21.12-
26.12




47.Рр
Подготовка к сочинению по поэме «Мёртвые души». Поэма Гоголя в русской критике. (В.Г.Белинский; Ю.В.Манн; В.В.Набоков и др.)
1





48-
49.Рр
Творческая работа. Классное сочинение по поэме «Мёртвые души».
2
11.01-
16.01


3 четверть
Перенос творческой работы

50.
Повторение. Романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики.
1
21.12-
26.12





Вечные образы в литературе 10ч

51.
М. де Сервантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Рыцарские романы.
1





52.
М. де Сервантес Сааведра. Конфликт мечты и реальности в романе.
1
18.01-
23.01




53.
М. де Сервантес Сааведра. Дон Кихот и Санчо Панса – главные герои романа.
1





54.
У. Шекспир. Театр в жизни Шекспира.
1





55.
У. Шекспир. Трагедия « Гамлет» как трагедия личности.
1
25.01-
30.01




56.
У. Шекспир. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя.
1





57.
У. Шекспир. Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество.
1





58.
И.С. Тургенев. Речь «Гамлет и Дон-Кихот». Два типа личности в истории человечества.
1
01.02-
06.02




59.
И.С. Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». История русского Гамлета, его психологические и исторические особенности.
1





60.
Вн.Чт. Гамлеты и донкихоты в русской литературе.
1






Литература конца XIX начала XX в. 23 ч

61.
А.П. Чехов. Из биографии. Активная жизненная позиция писателя: «по капле выдавить из себя раба».
1
08.02-
13.02




62.
А.П. Чехов. Трилогия о «футлярных людях».
1





63.
А.П. Чехов. «Человек в футляре». Жизненная позиция героя: «как бы чего не вышло».
1





64.
А.П. Чехов. « Среда заела»? Рассказ «Крыжовник». Авторская позиция.
1
15.02-
20.02




65.
А.П. Чехов. «О любви». Тема любви в рассказах Чехова. Смысл финала.
1





66
Рр
Устное сочинение. «Футлярные люди» - герои прошлого или «вечные образы».
1





67.
М. Горький. Из биографии. Романтизм и реализм в раннем творчестве М.Горького.
1
22.02-
27.02




68.
М. Горький. Рассказы о босяках. «Челкаш». Сильный человек вне общества.
1





69.
М. Горький. Образ Челкаша.
1





70.
М. Горький. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни.
1
29.02.-05.03




71.Рр
Творческая работа. Классное сочинение (эссе): «Горение» и «гниение» - две жизненные позиции: что выбираешь ты?»
1





72.
А.А. Блок. Из биографии поэта. Теория «Вечной Женственности» В.С.Соловьёва в ранней лирике Блока.
1





73.
А.А. Блок. Символизм в ранней лирике Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (тематическая и композиционная завершённость).
1
07.03-
12.03




74.
А.А. Блок. Символические и реалистические детали в стихотворениях цикла. Обучение анализу стихотворения («Вхожу я в тёмные храмы», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо» и др.)
1





75.Рр
А.А. Блок. Чтение наизусть стихотворений цикла (по выбору).
1





76.
С.А. Есенин. Из биографии поэта. Имажинизм. Лирический герой Есенина.
1
14.03.-19.03




77.
С.А. Есенин. Особенности поэтики Есенина. Обучение анализу стихотворения («Задымился вечер, дремлет кот на брусе...», «Запели тёсаные дроги...», «Зелёная причёска...» и другие по выбору учителя).
1





78.
С.А. Есенин. Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А.Есенина.
1





79.Рр
С.А. Есенин. Чтение наизусть стихотворений поэта.
1
31.03.-
02.04


4 четверть
(неполная неделя)
1-2 урока

80.
В.В. Маяковский. Из биографии поэта. Футуризм. Манифест «Пощёчина общественному вкусу».
1






81
В.В. Маяковский. Своеобразие ранней лирики. Обучение анализу стихотворения («Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и другие по выбору учителя.)
1
04.04-
09.04





82.
В.В. Маяковский. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике.
1





83.Рр
В.В. Маяковский. Чтение наизусть стихотворений поэта.
1






Из русской и зарубежной литературы XX в. 15ч

84.
М.А. Булгаков. Из биографии. «Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы.
1
11.04.-
16.04




85.
М.А. Булгаков. Образ «грядущего хама»: Шариков и Швондер.
1





86-87
М.А. Булгаков. Киноурок. В.Бортко «Собачье сердце».
2
18.04.-
23.04




88.Рр
М.А. Булгаков. Творческая работа. Отзыв на просмотренный фильм.
1





89.
М.А. Булгаков. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения.
1





90.
А. Камю. Из биографии. Афоризмы Камю. Роман «Посторонний» История создания и проблематика. Понятие об экзистенциализме.
1
25.04.-
30.04




91.
А. Камю. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. Значение романа.
1





92.
Дж. Оруэлл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла. Роман «1984». Проблематика и жанровые особенности.
1





93.
Дж. Оруэлл. Государство Океания. Судьбы главных героев.
1
02.05.-
07.05




94.
Г.Н. Айги. Лирика разных жанров.
1





95.
А.И. Солженицын. Из биографии. Автобиографичность рассказа «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе.
1





96-97.
А.И. Солженицын. Образ Матрёны. Авторская позиция.
2
09.05.-
14.-05




98.
А.И. Солженицын. Образ рассказчика. Особенности сказа в «Матрёнином дворе».
1





99.
Итоговый урок. Чтение на лето.
1
16.05.-
21.05




100-102.
Резерв.
3
23.05.-
25.05





Уроков развития речи – 13, из них
сочинений – 7.











Учебно - методическое обеспечение
Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений: в 2 ч. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Мещерякова  М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: Рольф, 2008.
Средства обучения:
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
Раздаточный материал по темам курса.
Репродукции картин художников.
Экранные пособия.

Интернет-ресурсы. Справочно-информационные и методические материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания № 1 кафедры русского языка и литературы от 27.08.2015.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.



СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф.
28.08.2015












Tђ Заголовок 215