Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 6 класса, составленная на основе авторской программы Л.Г. Саяховой
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (или среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089, (изменения от 19.10.2009 №427, 31.01.2012 №69) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе Программы ОУ Саяховой Л.Г. 2011г.
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе представляет собой документ, включающий следующие разделы:
- пояснительная записка;
-основное содержание предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы;
- календарно-тематическое планирование;
- перечень учебно-методического обеспечения.
Цель курса «Родной (русский) язык и литература» состоит в углублении и расширении знаний по русскому языку и литературе.
Задачи:
- описание языка как сокровищницы культуры: рассмотрение того, как культура народа, его история отразились в единицах языка разных уровней: в слове, фразеологии, грамматике, текстах;
- разработка путей формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся);
- совершенствование родного языка, углубленное его познание в аспекте теоретическом, историческом, практическом, коммуникативном и культурологическом.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для общеобразовательных учреждений РФ. По программе под редакцией Саяховой Л.Г. предусмотрено в 6 классе 68 часов в год (2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №30» на 2015-2016 учебный год (утвержденный приказом № ) предлагаемый курс изучения родного (русского) языка и литературы рассчитан на 2 часа в неделю.
Основное содержание предмета
•Введение – 1ч.
•Имена существительные – 11ч.
•Имена прилагательные - 8ч
•Имена числительные - 8 ч
•Местоимения -6ч
•Глаголы - 10ч.
•Причастия- 5ч
•Деепричастия -4 ч
•Наречия -5ч
•Служебные слова-5ч
•Междометия-5 ч
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения родного (русского) языка и литературы в 5 классе ученик должен:
Знать:
- определения изученных в 5 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила.
Уметь:
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты;
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста;
-строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения.
IV.Оценка достижений ожидаемых результатов освоения учебной программы
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
- проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть;
- различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимании сюжета произведения, характеров героев-персонажей;
- письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения;
- мини-сочинения на литературные и публицистические темы;
- анализ поэтических текстов.
В данном классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.
Знания обучающихся оцениваются согласно нормам оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку (Приложение №1 к Программе по русскому языку).
«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знания полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы, в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы, в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы, в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.С помощью сочинений и изложений проверяются:
- умение раскрывать тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
- степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объем работы;
- четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Рабочей программой предусмотрено развитие речи – 10 часов, контрольные работы – 4 часа.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока Кол-во часов Дата Примечание
план факт 1 Введение. Морфология. 1 2 Имя существительное как часть речи. 1 3 Имена существительные собственные и нарицательные. 1 4 Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 1 5 Род имен существительных. 1 6 Число имен существительных. Н.М. Языков «К няне» А. С. Пушкина. 1 7 Падеж имен существительных. 1 8 РР Устное сочинение «Мой дом». 1 9 Несклоняемые имена существительные. Л. Леокум «Скажи мне, почему?» 1 10 Разносклоняемые имена существительные. 1 11 Употребление падежных форм имен существительных. 1 12 РР Деятельностный проект №1 «Родное слово». Сочинение стихотворения. 1 13 Имя прилагательное как часть речи. 1 14 Имена прилагательные как часть речи. Закрепление. 1 15 Разряды имен прилагательных . С. Михалков «Пути - дороги» 1 16 Имена прилагательные полные и краткие. 1 17 Склонение имен прилагательных . М. Пришвин. «Ель и береза». 1 18 Степени сравнения имен прилагательных. 1 19 Употребление имен прилагательных. 1 20 Имена числительные. 1 21 Имена числительные как часть речи. 1 22 РР Деятельностный проект №2 «Сторона моя, сторонушка» (анализ текста). 1 23 Количественные числительные. 1 24 Порядковые числительные. Биография А. С. Пушкина. 1 25 Собирательные числительные. 1 26 Дробные числительные. 1 27 Правописание и употребление имен числительных. 1 28 Контрольный диктант по теме «Имена существительные, прилагательные, числительные». 1 29 Местоимение. Личные местоимения. Возвратные местоимения. А. Белый «Весна» 1 30 Вопросительные и относительные местоимения. 1 31 Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. 1 32 Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. И.Садофьев «Песня о Родине». 1 33 Определительные местоимения. Употребление местоимений в речи. 1 34 РР Сочинение -описание «Мой друг». 1 35 Глагол как часть речи. Инфинитив. М. Пришвин «Листопад» 1 36 Возвратные глаголы. Виды глагола. Образование видовых пар.
Употребление в речи. 1 37 Наклонение глаголов. С. Агиш «Гнедко» 1 38 Времена глаголов. Значение форм времени и их употребление в речи. 1 39 Лицо и число глагола. Спряжение глагола. 1 40 Сослагательное и повелительное наклонение. 1 41 Безличные глаголы. Словообразование глаголов. М.Исаковский «Осторожно ветер…» 1 42 Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи. 1 43 Контрольный диктант по теме «Глагол». 1 44 РР Сочинение «Об этой книге хочется рассказать». 1 45 Понятие о причастии. Творчество С. Аксакова 1 46 Действительные и страдательные причастия. 1 47 Правописание причастий. 1 48 Употребление причастий в речи. 1 49 РР Сочинение – миниатюра «Гуляя по русскому полю». 1 50 Понятие о деепричастии. 1 51 Образование деепричастий. М Пришвин «Черемуха» 1 52 Правописание и употребление деепричастий в речи. 1 53 РР Деятельностный проект №3 «Учимся говорить». 1 54 Наречие как часть речи. Русские и башкирские пословицы. 1 55 Образование и правописание наречий. 1 56 Употребление наречий. Башкирская сказка «Луна и Зухра» 1 57 Контрольный диктант по теме «Причастие. Деепричастие. Наречие». 1 58 РР Сочинение « В чем заключается притягательная сила сказки». 1 59 Служебные слова. Понятие о предлоге. Башкирская сказка «Золотые руки» 1 60 Правописание и употребление предлогов в речи. 1 61 Понятие о союзе. Жизнь и творчество И. А. Крылова. 1 62 Правописание и употребление союзов в речи. Понятие о частице. Правописание и употребление частиц в речи. 1 63 РР Сочинение в форме киносценария « Самое веселое приключение любимого героя». 1 64 Понятие о междометии. Употребление междометий в речи. 1 65 РР Сочинение - миниатюра « Правила речевого поведения». 1 66 Итоговый контрольный диктант 1 67 Повторение изученного в 6 классе. 1 68 Повторение изученного в 6 классе. Лингвистическая сказка «Сила Любви» 1 VI.Перечень учебно-методического обеспечения
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
Программа и методическое руководство к учебникам «Русский язык» для 5 – 9 классов). – Уфа: Китап, 2014 г.
Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов.- М.: Просвещение, 2013.
Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009
Учебник «Русский язык. 6 класс» под ред.проф. Л.Г.Саяховой. -Уфа: Китап, 2013г.
Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975