Методическая разработка практического занятия для обучающихся по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
Методическая разработка практическогозанятия для обучающихся по теме:
«Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»
по дисциплине Фармакология специальности 060101 Лечебное дело
Составитель: Егорова Л.И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско терминологией
Рассмотрено и утверждено на заседании
ЦМК ПМ по специальностям Фармация,
Лабораторная диагностика
Протокол №____ от ________________
Председатель ЦМК ________________
/Егорова Л.И./
г.о. Сызрань, 2016г.
Актуальность темы:
На сегодняшний день лекарственная терапия является одним из наиболее динамично развивающихся разделов медицины. В настоящее время на фармацевтическом рынке России зарегистрировано свыше 17 тысяч лекарственных препаратов, что позволяет оказывать эффективную лекарственную помощь при большинстве известных заболеваний. Однако обилие лекарственных средств (ЛС) существенно затрудняет принятие оптимального решения при выборе препарата в каждом конкретном случае для обеспечения клинически и экономически эффективного и безопасного лечения. Наличие среди зарегистрированных ЛС препаратов с недоказанной эффективностью и безопасностью, большое количество воспроизведенных лекарственных средств, существенная разница в стоимости препаратов с одним международным непатентованным названием (МНН), избыток информационных материалов сомнительного качества, недобросовестная реклама усложняют деятельность специалиста, определяющего необходимость лекарственной терапии вообще и по конкретным препаратам в частности. Сложившаяся практика проведения фармакотерапии свидетельствует о том, что наиболее успешно использует лекарства тот специалист, чей богатый опыт позволяет ему выбирать оптимальную тактику применения ЛС. Показания и противопоказания к применению препаратов могут существенно изменяться на протяжении жизненного цикла конкретного ЛС. Это связано с накоплением новых сведений о фармакологических свойствах лекарственных средств при их применении у большого числа пациентов. При всей ценности многоцентровых исследований число их участников ограничено. Использование препаратов в реальной практике позволяет получить новые сведения об их действии у больных разных возрастных групп, с сопутствующей патологией, с различным метаболическим статусом.
Цели занятия:
Образовательные:
- закрепить и усвоить информацию по фармакодинамическим и фармакокинетическим свойствам лекарственных средств, влияющих на систему пищеварения, побочным эффектам и мерам по их профилактике; порядок отпуска ЛП и оказания консультативной помощи пациентам и покупателям в целях обеспечения ответственного самолечения.
Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к изучаемому материалу;
формировать профессиональную направленность личности и коммуникативные способности;
- воспитывать уважение к пациентам и личности покупателя.
3. Развивающие:
развивать познавательную активность и логическое мышление;
развивать умение сравнивать, обобщать и анализировать изученный материал; решать ситуационные задачи и тестовые задания для формирования эвристического мышления;
развивать клиническое мышление, вооружающее специалиста методологическими установками при решении жизненных ситуаций.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Оснащение:
1.Тестовые задания.
2.Учебно-методические пособия.
Место проведения: аудитория ГБПОУ «СМГК»
План самостоятельной работы обучающегося.
№ Этап Время
Название вида деятельности Описание хода (самостоятельной работы) 1 Изучение теоретического материала. Изучить конспекты лекции, учебную и справочную литературу по теме занятия. 20 мин.
2 Ответить на вопросы самоконтроля (фронтальный опрос) Усвоить строение и функции системы пищеварения; классификацию ЛС, влияющих на систему пищеварения; ориентироваться в ассортименте изучаемой группы препаратов; уметь проводить сравнительную характеристику отдельных представителей. 15 мин.
3 Терминологический диктант Обучающиеся пишут диктант на знание терминов по теме: «ЛС, влияющие на систему пищеварения» 10мин.
4 Тестовый контроль Ответить на предложенный вариант тестов, содержащих по 15 вопросов 15мин.
5 Решение ситуационных задач Индивидуальное собеседование с обучающимися, контрольные вопросы. 15мин.
5 Подведение итогов занятия Обучающемуся за каждый этап выставляется оценка, суммируется и выводится общая, преподаватель комментирует оценки, обращая внимание на положительные стороны в работе каждого обучающегося.
Отмечает их активность на занятии.
15мин.
Задание на дом.
Вопросы для самоподготовки Источники информации. Литература. Цель. Самоконтроль.
1.Анатомо-физиологические особенности и основные механизмы регуляции функций системы пищеварения.
2. Классификация лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, отдельные представители каждой классификационной группы. Воробьева Е.В. «Анатомия и физиология человека», тема: «Пищеварительная система»;
-изучить лекционный материал по данной теме;
-изучить материал учебника Майский В.В., Муратов В.К.
«Фармакология с рецептурой»;
Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.
Ряженов В.В. «Фармакология»;
Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
Иметь представление: об анатомо-физиологических особенностях пищеварительной системы, знать классификацию лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, механизмы и особенности их действия, показания к применению, побочные эффекты представителей данной группы препаратов; уметь выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы. В рабочих тетрадях: 1.схематично представить процесс пищеварения в желудке и кишечнике характеристика»;
2.заполнить таблицу: «Характеристика средств, влияющих на функции системы пищеварения»;
3.Выписать в рецептах следующие препараты:
таблетки «Фестал», количество 20 штук, для приема внутрь по 1 таблетке во время еды, в течение 10 суток;
0,5% раствор Церукала в ампулах по 2 мл, количество 10 штук, для внутримышечного введения при рвоте, связанной с приемом лекарственных средств;
Фамотидин в виде сухого порошка во флаконах по 0,02 г. количество 5 штук, для внутривенного введения для купирования острого эрозивного гастрита;
«Алмагель» во флаконе объемом 170 мл, для применения внутрь по 1 порционной ложке при изжоге;
Касторовое масло в капсулах по 1,0, количество 30 штук для приема внутрь по 1 капсуле утром через 1 час после еды в течение 5 суток;
таблетки Угля активированного по 0,25 г., количество 20 штук для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в сутки в течение 3 дней.
Список литературы, используемой при подготовке к занятию:
1. Конспекты лекций;
2. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.
3. Регистр лекарственных средств, Москва, 2014 г.
4. Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва: ООО Издание «Новая волна», 2010г.
5. Справочные и другие материалы.
Интернет-ресурсы и электронные учебные пособия и учебники:
1.www.consultant.ru
2.www.garant.ru
3.www.minzdravsoc.ru
Вопросы самоконтроля:
Расскажите о пищеварительной системе, ее строении и функции.
Перечислите возможные нарушения секреторной и моторной функции отделов пищеварительной системы.
Назовите группы лекарственных веществ, влияющих на пищеварение?
Перечислите, какие вещества повышают аппетит? Каков их механизм действия?
Расскажите, почему горечи следует принимать за 15-30 минут до еды?
Расскажите, какие средства называют анорексигенными? Назовите эти средства. В каких случаях их применяют?
Назовите, какие средства используют при недостаточной секреторной функции желудка?
Назовите лекарственные средства, применяемые при избыточной секреции желез желудка?
Дайте сравнительную характеристику натрия гидрокарбоната и окиси магния? В чем преимущество окиси магния?
Расскажите, какие лекарственные средства применяют при панкреатитах? Дайте определение, что такое панкреатит?
Назовите группы желчегонных средств, перечислите препараты, входящие в них, особенности механизмов их действия.
Перечислите группы слабительных средств, их представителей, дайте сравнительную характеристику механизмов их действия.
Расскажите о механизме возникновения рвоты, перечислите препараты, которые могут использоваться в качестве рвотных средств и препараты, которые могут использоваться в качестве противорвотных средств.
Расскажите о значении гепатопротекторов при острых и хронических заболеваниях печени, при различного рода интоксикациях печени.
Самостоятельная работа
Фронтальный опрос (перечень вопросов)
Терминологический диктант
Тестовый контроль
Ситуационные задачи
Ситуационные задачиЗадача № 1
В аптеке имеются лекарственные препараты «Сенаде» и «Рамнил»:
- объяснить механизм действия;
- особенности применения;
- Возможные осложнения;
- подберите аналоги.
Задача № 2
К фармацевту аптеки обратился посетитель с рецептом на «Бефунгин»:
- Объясните, с какими целями применяется данный препарат;
- Назвать аналог.
Задача № 3
В аптеку обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат «Танацехол». Работнику аптеки дополнительно посетитель задал следующие вопросы:
- Из чего получают данный лекарственный препарат?
- Как применяется препарат?
- Какими фармакологическими свойствами обладает?
- Можно ли его заменить?
- Какие еще лекарственные препараты обладают подобным действием?
Задача № 4
К фармацевту аптеки обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат «Холагогум».
- Дайте фармококинетическую и фармакодинамическую характеристику лекарственного препарата.
- Назвать состав препарата.
- Подобрать аналоги растительного и синтетического происхождения.
Задача № 5
К работнику аптеки обратился посетитель с просьбой рассказать о лекарственном препарате «Фламин».
- Назвать фармококинетические и фармакодинамические свойства.
- Назвать состав препарата.
- Подобрать аналоги растительного и синтетического происхождения.
Задача № 6
В аптеки имеются лекарственные препараты «Цистон», «Олиметин».
- назовите показания для применения;
- указать состав лекарственных препаратов;
- подобрать аналоги.
Задача № 7
В аптеке имеются лекарственные препараты «Беллалгин», «Бекарбон», «Бесалол» в своем составе содержат экстракт красавки. «Беллалгин» содержит: анальгин, анастезин, экстракт красавки, натрия гидрокарбонат.
Какой препарат оказывает спазмолитическое, антацидное действие, анальгирующие действия?
Задача № 8
Больному с язвенной болезнью желудка выписан рецепт на Альмагель-А. В аптеке имеется Альмагель.
- Имеет ли фармацевт право на замену?
- Может ли фармацевт предложить пациенту препарат для снятия болевого симптома?
- Какую инструкцию по применению препаратов должен дать фармацевт пациенту?
Задача № 9
К фармацевту обратился пациент с жалобой на качество ранитидина, который по его мнению перестал действовать. В беседе выяснилось, что больной для усиления эффекта дополнительно начал применять альмагель. Оба препарата он применяет одновременно.
- Почему снизился эффект ранитидина?
- Как правильно сочетать прием антацидов с основными противоязвенными средствами?
- Указать механизм действия ранитидина и его возможные побочные эффекты.
Задача №10
В аптеку обратился больной, с жалобами на частный жидкий мало-окрашенный стул, урчание в кишечнике, приступообразные боли вокруг пупка, стихающие после прикладывания тепла к животу, непереносимость молока, снижение аппетита, слабость, похудание.
- Какой препарат вы посоветуете?
- Рекомендации к применению.
- Побочные действия этого препарата.
Задача №11
Больной 35 лет, страдающий язвенной болезнью желудка, пришел в аптеку за препаратом «Вентер». Данного препарата не оказалось.
- произвести замену препарата;
- дать рекомендации по применению.
Задача № 12
Пациент обратился в аптеку с просьбой о помощи — жалобы на изжогу.
- какой препарат посоветовать;
- дать рекомендации по применению;
- побочные действия.
Задача № 13
В аптеку обратился пациент с жалобами на трудный стул, запоры.
- какой препарат посоветовать;
- дать рекомендации по применению;
- побочные действия.
Задача № 14
В аптеку обратился больной с просьбой порекомендовать какой-нибудь препарат, т.к. принимавшиеся им ранее таблетки Ревеня у него закончились.
- К какой группе лекарственных средств относятся таблетки Ревеня?
- Какой препарат может предложить фармацевт взамен?
- Дать больному рекомендации по приему лекарственного средства.
Задача №15
Женщина, 52 г. обратилась в аптеку за помощью. Неделю назад она проходила курс лечения по язвенной болезни желудка. Ей были назначены: де-нол - в течении 1 месяца, метронидазол - 10 дней, амоксициклин - 10 дней, омепразол - в течении месяца. Через 10 дней ей стало лучше и она прекратила лечение де-нолом, еще через неделю появились режущие боли в желудке, чаще ночью.
- Объяснить возникшие симптомы. Дать рекомендации по приему препарата.
Эталоны ответов на ситуационные задачи:
Ответ на задачу № 1
Препарат «Сенаде» содержит антрагликозиды листьев сенны, препарат «Рамнил» содержит антрагликозиды коры крушинны ломкой.
Продукты гидролиза антрагликозидов раздражают хеморецепторы кишечника и вызывают усиление перестальтики, оказывая преимущественное влияние на толстый кишечник и вызывая боли быстрое его опорожнение. Слабительный эффект наступает через 8-10 часов, препараты принимают при хроническом запоре по 1-2 т. на ночь после еды, запивая большим количеством воды.
Возможные осложнения : раздражающие влияния на кишечник (смолистые в-ва), дисфункции кишечника, привыкания, обезвоживание организма, нарушение обмена веществ.
Аналоги: таб. «Антрасеним», «Сенадексин», «Глаксена», комбинированные препараты «Регулакс», «Кафиол», «Тисасен», «Ламинарид», «Калифит».
Ответ на задачу № 2
Препарат «Бефунгин» получают из чаги. Применяют при хронических гастритах дискинезиях желудочно-кишечного тракта с явлениями атонии, при язвенной болезни желудка. Назначают также в качестве симптоматического средства, улучшающего общее состояние онкологических больных оказывает общетонизирующее и болеутоляющее действие. Перед приемом флакон с Бефунгином взбалтывают, разводят 3 чайные ложки препарата в 150 мл теплой кипяченой воды и принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день за 30 мин. до еды . Лечение длительное от 3 до 5 месяцев, при необходимости повторные курсы с перерывами в 7-10 дней.
Ответ на задачу № 3
Таблетки «Танацехол» получают из цветков пижмы обыкновенной. Препарат увеличивает секрецию желчи, увеличивает ток желчи по желчным путям, оказывает спазмолитическое действие на желчный пузырь и желчные протоки, снижает возможность выпадения в осадок холестерина желчи, что предупреждает образование желчных камней. Усиливает секреторную и двигательную функции ЖКТ.
Ответ на задачу № 4
Препарат «Холагогум» - суммарный препарат, в состав которого входит экстракт травы чистотела большого, экстракт корневища куркумы, листьев шпината, масло мяты перечной, масло куркумы.
Препарат оказывает желчегонное и спазмолитическое действие, увеличивает количество секретируемой желчи, увеличивает ток желчи по желчегонным путям снижает возможность выпадение в осадок холестерина желчи, что предупреждает образование желчных камней.
Принимают при хронических заболеваниях желчного пузыря, желчекаменной болезни.
Ответ на задачу № 5
Препарат «Фламин» содержит сумму флавоноидов цветков бессмертника песчаного.
Применяют при хронических холициститах, гепатохолициститах, дискёнизиях желчегонных путей.
Препарат увеличивает количество секретируемой желчи, увеличивает ток желчи по желчным путям, снижает возможность выпадения в осадок холестерина желчи, что предупреждает образование желчных камней. Повышает устойчивость печени к патологическим воздействиям, усиливает ее обезвреживающую функцию путем повышения ее ферментных систем, а также способствует восстановлению ее функций при различных повреждениях.
Ответ на задачу № 6
Препараты «Цистон» и «Олиметин» оказывает спазмолитическое, желчегонное, мочегонное, противовоспалительное действие, что способствует отхождению мелких конкрементов.
Применяется для лечения и профилактики почечнокаменной и желчекаменной болезни.
«Олиметин» комплексный препарат, содержащий масло мяты, масло терпентинное, масло аирное , масло оливковое, серу очищенную.
«Цистон» комплексный препарат, растительного происхождения. Применяют при острой почечной колике, при жжении при мочеиспускании, снижает кристаллурию, предотвращает постоперационное повторное образование камней. При лечении препаратом следует соблюдать диету.
Ответ на задачу № 7
Таблетки «Беллалгин», «Бекарбон», «Бесалол» в своем составе содержат экстракт красавки. «Беллалгин» содержит: анальгин, анестезин, экстракт красавки, натрия гидрокарбонат. Оказывает спазмолитическое, антацидное, анальгезирующее действие. «Бекарбон» содержит экстракт красавки, натрия гидрокарбонат. Оказывает спазмолитическое и антацидное действие. «Бесалол» содержит экстракт красавки, фенилсалицилат. Оказывает спазмолитическое и антисептическое действие. Блокируя М-халинорецепторы, препараты уменьшают секрецию слюнных, желудочных желез, снижают тонус органов брюшной полости. Применяются по 1 таблетке 2-3 раза в день после еды при заболеваниях ЖКТ, сопровождающихся повышенной кислотностью и болями. Возможные осложнения: сухость во рту, расширение зрачков, нарушение аккомодации, тахикардия, атония кишечника, затруднение мочеиспускания.
Ответ на задачу № 8
Препараты являются синонимами, отличаясь наличием анестезина в препарате Альмагель-А. Фармацевт может заменить его на «Белластезин» с выраженным спазмолитическим и обезболивающим эффектами для снятия болевого синдрома. В данном случае обязателен инструктаж по применению препаратов: прием препаратов должен быть до еды за 30 минут или после еды через 2-2,5 часа, при этом «Белластезин», должен быть измельчен, после приема больной должен повернутся с бока на бок для равномерного распределения препарат по слизистой желудка.
Ответ на задачу № 9
Альмагель, как и все современные антациды обладают антацидным, обволакивающим и адсорбирующим действием и при одновременном применении с ранитидином снижает его всасываемость. Учитывая это, антациды рекомендуется применять через час после приема ранитидина.
Ранитидин относится к группе блокаторов Нг _ гистоминовых рецепторов. Подавляет секрецию желудочного сока и активность пепсина, значительно снижает продукцию соляной кислоты. Не влияет на секрецию слизи.
Ранитидин обладает высокой избирательностью взаимодействия сН2_ рецепторами слизистой желудка, поэтому относительно редко вызывает побочные эффекты, однако возможны понос и запор, тошнота, головная боль, головокружение, редкокожная сыпь, нарушение функции печени, очень редко — нарушение кроветворения. В отличие от циметидина не оказывает существенного влияния на ферментные системы печени.
Ответ на задачу №10
Я советую вам попить препарат «Панкреатин». Он эффективен при коликах. Этот препарат принимают за 30-60 мин. До еды, его запивают 1/2 стакана раствора соды или щелочной минеральной водой. Побочные действия могут проявится аллергические действия.
Ответ на задачу № 11.
Фармацевт посоветовал больному препарат «Винилин», который также оказывает обволакивающее, противовоспалительное, бактериостатическое действие.
Применение: в первый день — 3 капсулы, затем по 5 капсул (по 1 капсуле один раз в сутки через 5-6 часов после еды). Рекомендуется принимать после легкого ужина в 18 часов вечера, в 23-24 часа. Курс лечения 18-20 дней.
Rp: Vinilini 1.4
Da: tales doses numero 60 in caps, gelatSigna: no 3-5 капсул один раз в день через 5-6 часов после еды.
Ответ на задачу № 12
Фармацевт порекомендовал препарат «Гастал». Применение: по 1-2 таблетки 4-6 раз в день (через один час после еды). Таблетки следует проглатывать не разжевывая. Побочные действия в виде затрудненного стула (запора).
Ответ на задачу № 13
Фармацевт посоветовал принимать препарат «Изафенин». Назначение: по 0,01 -0,015 г. два раза в день до еды или однократно по 0,02 г (2 таблетки).
Побочные действия: боли в области кишечника. При приеме «Изафенина» не следует употреблять щелочи и минерально-щелочные воды (во время приема препарата и в течении часа до и после его приема).
Rp: Isaphenini 0.1-0.015
Da:
Signa: два раза в день после еды.
Ответ на задачу № 14
Таблетки Ревеня относятся к группе лекарственных средств слабительного действия. Фармацевт предложил больному заменить таблетки Ревеня синтетическим препаратом «Фенолфталеин», обладающий таким же лечебным эффектом, который развивается быстрее, чем у таблеток Ревеня.
Фармацевт рекомендовал больному принимать «Фенолфталеин» по 1 таблетке 3 раза в день, начиная прием его с вечера. При достижении эффекта следует уменьшить дозу до 0,1 (1 таблетка) в день, т.к. Препарат обладает коммулятивными свойствами и вызывает привыкание.
Ответ на задачу №15
Возникшие симптомы обусловлены незаконченным лечением.
Рекомендовано продолжить лечение де-нолом по 1 таблетке 4 раза в день после еды и дополнительно 1-2 таблетки (0,12) перед сном в течении 3 недель.