Конспект урока русского языка на тему Словари русского языка
Словарный урок.
Цель: Обобщение имеющихся знаний о различных видах словарей, формирование умений использовать их как средство самообразования и самовоспитания.
Задачи:
1.Развивать интерес к познанию русского языка.
2.Учить находить различные способы нахождения лексического и грамматического значения слов.
3.Осуществлять поиск нужной информации в разных словарях.
4.Формирование умения строить монологическое высказывание, строить понятные для партнера высказывания.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Уч. – Здравствуйте ребята. В русском языке огромное количество слов.
Могут ли люди знать значения всех слов, уметь правильно их писать, знать
грамматические признаки, подбирать к ним много синонимы и антонимы?
Где люди могут найти ответы на все эти вопросы?
Конечно в словарях. Словари – наши верные помощники. Словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке). Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?(О словарях)
2. Сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку. У вас на партах лежит листок с содержанием текста. Это отрывок из рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».(сценка готовится заранее)
Сценка.
За обедом (Митя Круглов) сидит и ничего не ест.
«Почему ты ничего не ешь?»
«Не хочется».
«Аппетита нет?»
«Нет».
«Ну, пойди, погуляй, аппетит и появится».
«Не хочется».
«Чего же тебе хочется?»
«Ничего».
«Может быть, ты больной?»
«Нет».
Мать потрогает ему лоб, поставит градусник. Потом говорит:
«Температура нормальная. Что же с тобой, наконец? Сума ты меня сведешь!»
«Я двойку по арифметике получил».
«Тьфу! - говорит мать. – Так ты из-за двойки всю эту комедию выдумал?»
«Ну, да».
«Ты бы лучше сел да учился, вместо того чтоб комедию ломать комедию»
Уч. Скажите пожалуйста, какую комедию играет Митя? Что это значит?
(Ответы детей).
Давайте попробуем дать более точное определение фразе «играть комедию.» Запишите эту фразу в тетради.
3.Учащиеся ищут значение фразы на заранее подготовленных листочках.
Сыграть комедию — ИГРАТЬ КОМЕДИЮ. СЫГРАТЬ КОМЕДИЮ. Разг. Ирон. Обманывать, притворяться. Или ты думаешь, я не слышу недоверчивости ко мне, думаешь, не чувствую того, что тебе всякое слово моё кажется неискренним, и чудится тебе, будто я играю какую то комедию?… … Фразеологический словарь русского литературного языка(Слайд 2)
Играть (ломать) комедию — 1. Разг. Притворяться, лицемерить. 2.Шутить, веселить кого либо … Большой словарь русских поговорокУч.: Эта фраза состоит из двух слов «играть», «комедия». Как раскрывает лексическое значение этих слов толковый словарь?( Слайд3)
ИГРАТЬ- игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля.( Слайд4)
КОМЕДИЯ ж. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде. || *Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас баран, да и только! Комедь. душечки дуры! говор. вяземки, рассказывая смешное. Толковый словарь Даля.( Слайд5)
Уч. – Какое же значение этой фразы мы запишем в тетрадь?
(Исходя из ответов учеников сформулировать наиболее точное определение значения фразы и записать в тетрадь).
4.Уч.На страницах учебника «Литературное чтение» мы уже знакомились с биографией В.И.Даля. Давайте ещё раз вспомним некоторые биографические сведения о нём.
Учащиеся читают по одному предложению из текста.
Владимир Иванович Даль родился в посёлке Луганский завод (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества, Российской империи 10 (22) ноября 1801 год в семье лекаря горного ведомства[4] Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённая Фрейтаг).
Псевдоним «Казак Луганский», под которым Владимир Даль вступил в литературный мир в 1832 году, был взят им в честь своей родины — Луганска. Родиной считал не Данию, а Россию. В возрасте тринадцати с половиной лет, вместе с братом Карлом, младшим его на год, поступил в петербургский Морской кадетский корпус, где обучался с 1814 по 1819 годы.
Начальное образование получил на дому. В доме его родителей много читали и ценили печатное слово, любовь к которому передалась всем детям.
После нескольких лет службы на флоте, 20 января 1826 года Владимир Даль поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Жил он в тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь уроками русского языка.
Научная деятельность Владимира Даля обширна: врач, естествоиспытатель, лингвист, этнограф. Наибольшую славу ему принёс Толковый словарь живого великорусского языка.. В нём больше двухсот тысяч русских слов! Уже стало легендой рассказ о том, как по пути на юг, морозным вечером В. И. Даль услышал, что ямщик из Новгородской губернии, поглядывая на небо, сказал: "Замолаживает". Для В. Даля слово было непонятно по смыслу, поэтому он переспросил ямщика: "Как замолаживает? " Именно тогда Даль вдруг даёт себе зарок на всю дальнейшую жизнь: стать исследователем народной жизни во всех её проявлениях. ( Слайд 5,6)
6.Работа в группах.
В нашем учебнике русского языка часто приводятся сведения из различных словарей. Ваша задача объяснить, какой словарь поможет вам найти нужную информацию. Вы можете воспользоваться словарями, которые лежат на одной из парт, а также учебником русского языка.
Задания. (Распределяются по группам)
1.Найти биографию Фёдора Ивановича Шаляпина.(энцикл. словарь)
2. Поясни значение слова – друг.(толковый словарь)
3.Поясни происхождение слов – натюрморт, пейзаж, пейзажист.( словарь иностранных слов в руссом языке)
4.Подбери эпитеты к слову – поза. (К.С. Горбачевич. Словарь эпитетов русского языка).5. Расскажи о происхождении и значении слова «тёзка» . Какого оно рода?(этимологич. Словарь)6. Какой из словарей поможет нам правильно писать слова? Приведи пример.(орфографич. словарь).
7.Рефлексия.
Уч.: И в конце я бы хотела вам подарить эти значки, на которых написано «Знаток русского языка», и спросить какие книги помогут вам действительно стать знатоками русского языка стать?
Уч.: О каких словарях мы сегодня говорили?
Кто составил самый большой толковый словарь?
Какой словарь вам понравился больше всего?