Урок русского языка в 10 классе Лексические нормы
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Лексические нормы современного русского языка.
1.Орг. момент. Объявление темы и целей урока.
Задачи: повторить изученное, акцентировать внимание на ошибках в произношении; рассмотреть лексические нормы, ввести понятия: плеоназм, тавталогия каламбур, оксюморон, паронимы;
развивать внимание к речи, воспитывать любовь к русскому языку.
2.Орфографическая разминка ( использование интерактивной доски)
Зачрованный, отржение, плисадник, брдовый, бгряный, ижд..венец, спртакиада, интллгенция, мецнат,
аккпанмент, делкатес, неувдаемый, ра(с, сс)чтать,
ра(с, сс)чётливый,проритет,
прмитив, оснщение,прамбула,
пррогатива ,превнтивный,
стпендия, хрстоматия, нвкаин, брдюр, забяка,
перферия, ламбркен, лнолум
3.Повторение изученного.
-Какие нормы литературного языка вы знаете?
- Орфоэпические
Лексические
Орфографические
Морфологические
Синтаксические
Пунктуационные
Стилистические
- Орфоэпические нормы ( слайд )
Правильно произнести слова, расставив ударение
отроческий
исповедание
знамение
искра
корысть
завидно
танцовщица
подбодрить
средствами
призыв
кухонный
обеспечение
эксперт
ассиметрия
красивее
красивейший
немота
дремота
сосредоточение
сироты
щавель
убрала
донельзя
сливовый
(слайд )
Определить: чн или шн (работа у доски, вставить нужный звук, а не букву)
Горни ная 6. шуто ный
Горчи ник 7. ску но
Пере ница 8. праче ная
Подсве ник 9. скворе ник
Полуно ник 10.пустя ный
4. Изучение новой темы «Лексические нормы» (слайд)
Они отражают правильность употребления слов
Нормы регулируют толковые словари, которые указываются особенности словоформ
слова, ограниченные в употреблении идут с пометками:
( Разг.) большущий
( Прост.) брехун
(Обл.) бурак
( спец.) банка
(устар.) башмачник
( книжн.) безутешный
Литературные нормы требуют исключения из речи следующих понятий:
ТАВТАЛОГИЯ- повторение сказанного однокоренными словами, например: (слайд)
Спросить вопрос
Ответить в ответ
Любопытная попытка
Снег блестит, как блёстки
Сначала рассказ начинается
Нет ничего крепче, чем крепость и сила братства
Маленькие малютки снежинки
Объединиться воедино
Рассказчик рассказал
Продолжительность процесса длится несколько часов
ПЛЕОНАЗМ -это
ОБОРОТЫ РЕЧИ, СОДЕРЖАЩИЕ ЛИШНИЕ СЛОВА:
В своей автобиографии
Свободная вакансия
Военная оккупация
Родные пенаты
В мае месяце
Первая премьера
Каждую минуту времени
Пять рублей денег
Старый ветеран
Памятный сувенир
Задранный кверху нос
Упасть вниз
Литературные нормы требуют также различения паронимов, то есть однокоренных слов, близких по звучанию и по значению, например:
Информативный и информационный
(степень насыщенности) ( содержащий информацию)
Информативный текст Информационный справочник
Героический Геройский
Героические усилия Геройский подвиг
ПАРОНИМЫ (слайд)
-Составить словосочетания с данными паронимами
Абонент абонемент
Человечный человеческий
Экскаватор эскалатор
Эффективность эффектность
Представить предоставить
Оплатить заплатить
Одеть надеть
Деловой деловитый
Гуманный гуманистический
Смертный смертельный
К лексическим нормам относится и такое понятие, как
КАЛАМБУР (слайд)
Остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению или на использовании разных значений одного и того же слова.
«Это не взятка, а взятие!» (А.Чехов)
Памятник первоопечатнику
Червь самомнения
«Ноздрёв был в некоторой степени человек исторический, потому что вечно попадал в какую- нибудь историю»
( Н. Гоголь)
Писатели и поэты часто используют такой риторический приём, как
ОКСЮМОРОН.
Это соединение двух понятий, противоречащих и исключающих друг друга
Горячий снег
Старый Новый год
Молодые старики
Убогая роскошь наряда
Пышное природы увяданье
Ужасно красивый
Красноречивое молчанье
Звонкая тишина
Горькая радость
Сладкая скорбь
5 Вывод по теме урока:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ТРЕБУЮТ:
учитывать стилистическую сочетаемость слов ;
смысловую сочетаемость ( неправильно:композиция построена; антитеза противопоставляет);
лексическую сочетаемость: ( неправильно: на полу отражалась тень; любоваться полной грудью; он своим юмором сможет поднять ужасное настроение)
устранение плеоназма, тавталогии;
ограничения в употреблении диалектизмов,
жаргонизмов, просторечий;
неуместного употребления эмоционально окрашенных слов
Нарушение лексических норм квалифицируется как
РЕЧЕВАЯ ОШИБКА
4. Практическая работа:
Выполнить тест:
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кАучук, 2) жалюзИ, 3) духовнИк 4) блокИровать
В каком предложении вместо слова СБОРНЫЙ нужно употребить СБОРОЧНЫЙ?
СБОРНЫЙ пункт начинал свою работу в 9 часов
СБОРНАЯ солянка была фирменным блюдом ресторана
СБОРНАЯ команда школы выиграла чемпионат по волейболу.
СБОРНЫЙ цех завода изготовил первый экземпляр нового автомобиля.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
пятисотым годом до нашей эры
гибридные сорта
группа турок
более веселее
Укажите значение слова ДОГМА в предложении « Парадокс помогает разрушить догму, высмеять устаревшее, надоевшее, пошлое»
соглашение о взаимных обязательствах
положение , принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах
мысль, приводимая в доказательство чего-нибудь.
Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, в правильности чего-нибудь.
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) знАхарство 2) избАлованный 3) повторИт 4) корЫсть
В каком предложении вместо логичный нужно употребить логический?
Вполне логичный вывод сделал Иван из произошедших событий
Логичные рассуждения в процессе доказательства теоремы привели к неожиданному результату.
Логичными, убедительными были его доказательства теоремы.
Поступки его продиктованы здравым смыслом, они казались вполне
логичными.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
шестидесяти семи лет
много макаронов
самый красивый
образованные инженеры
Укажите значение слова КОДЕКС в предложении « Согласно «дуэльному
кодексу» Франции, дуэль должна происходить при свидетелях.
1) старинная рукопись 2) коварный умысел 3) список условных обозначений
4) свод законов
Проверка выполнения теста.
Домашнее задание: составить тест из 8 заданий по материалам урока
15