Конспект по теме «лексические нормы русского языка»
Разработчик:
Коровина Наталья Анатольевна,
преподаватель русского языка и литературы
Конспект учебного занятия по теме
«Лексические нормы современного русского литературного языка»
Специальность 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дисциплина русский язык и культура речи
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина входит в вариативную часть ОПОП, общегуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин
Место учебного занятия в структуре программы:
Направленность на результат (по программе):
- в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь осуществлять устную и письменную деятельность в соответствии с нормами русского литературного языка, коммуникативной ситуацией, педагогической задачей;
- в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь грамотно использовать в деятельности различные виды словарей, научную и методическую литературу;
- в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать взаимосвязь всех разделов науки о языке их специфику (в данном случае, лексикологию)
Основные показатели оценки результата:
- оформление речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с нормами современного русского литературного языка и коммуникативной задачей;
- нахождение в словаре нужной информации;
- выполнение грамматических заданий разной степени сложности
Цель учебного занятия: создание условий для осознанного овладения обучающимися лексическими нормами языка современного русского литературного языка на основе теоретических знаний
Задачи учебного занятия:
- развитие элементов речевой культуры, связанных с употреблением лексических средство языка;
- формирование умения работать с лингвистическими словарями русского языка;
- формирование ценностного отношения к правильной речи как элементу культуры человека,
- формирование ценностного отношения к лексическим нормам современного русского языка, понимания необходимости их соблюдения в процессе профессионально-коммуникативной деятельности
Структура практического занятия:
- вступление преподавателя;
- ответы на вопросы обучающихся по неясному материалу;
- практическая часть как плановая;
- заключительное слово преподавателя.
Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности обучающихся - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения с обучающимися, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.
Используемые технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютеры (для каждого обучающегося), on-lain словари, словари на электронных носителях
Технологии: технология группового взаимодействия, технология проблемного обучения, элементы технологии критического мышления, элементы ИКТ, уровневая дифференциация (технология оценивания)
Ход учебного занятия
Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие.
Галилео Галилей1 этап учебного занятия. Вступление преподавателя
Среди разнообразных языковых средств слово, являясь основным элементом речи, имеет, несомненно, особую значимость. Каждый думающий и говорящий на родном языке, и тем более тот, чьим инструментом в работе является речь – артист, педагог, журналист, радио- и телерепортер, может и должен по мере сил владеть всеми пластами лексики, легко и точно выбирать нужное слово из ряда подобных, не допускать ошибок в употреблении слов. Точное знание значений слова и уместное, мотивированное использование его в речи – одна из основных лексических норм русского языка. Специфику лексических норм мы с вами рассмотрели на предыдущих занятиях. Какие вопросы остались для вас нерешенными, какие задания вызывают трудности?
2 этап учебного занятия. Ответы на вопросы обучающихся по неясному материалу
3 этап. Проверка теоретических знаний обучающихся по лексике, лексическим нормам и фразеологии:
а) при помощи компьютерного тестирования.
Примечание. Программу необходимо установить заранее на каждый компьютер
Источник – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Поиск по сайту: Коллекции Тематические коллекции Контрольные работы по основным разделам учебных дисциплин Русский языкб) при помощи устного опроса «Проверь себя!»
1. Что изучает лексикология?
2. Что понимают под лексическими нормами и нормами словоупотребления?
3. Чем отличается семантическая сочетаемость от лексической сочетаемости?
4. Как реализуется лексическая нормативность в использовании паронимов, синонимов и антонимов?
5. К чему ведет лексическая недостаточность?
6. Какие речевые ошибки порождает лексическая избыточность?
7. Каковы особенности использования в речи лексики с ограниченной сферой употреблении?
4 этап. Практическая часть как плановая
Перед началом работы над упражнениями в группе выбираются лексикографы. Их задача – при возникновении сложностей в определении лексического значения слова или подбора нужного слова обратиться к словарю и найти в нём нормативное употребление слова.
Перечень необходимых для работы словарей
- Толковый словарь русского языка (С.Ожегов, Н.Шведова)
- Словарь иностранных слов
- Словарь паронимов
- Словарь синонимов
- Словарь антонимов
- Словарь трудностей русского языка
- Словарь лексической сочетаемости слов
- Фразеологический словарь русского языка
Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова. Ответ обоснуйте
1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
Упражнение 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
Упражнение 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
Упражнение 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
1. Сейчас же спрячь язык за зубами!
2. Ты что, первый раз с Луны свалился?
3. А сейчас все пойдет по своим делам.
4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.
5. Я уйду, как француз, по-английски.
6. Цыплят, как известно, считают по очереди.
7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.
8. Музыка оказала сильное впечатление на всех.
9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.
10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.
Упражнение 6. Обобщающее упражнение на все виды речевых ошибок. Работа по группам.
Задание:
- найдите ошибку
- определите тип лексической ошибки (можно использовать опорную схему, приложение 1)
- исправьте речевые ошибки
Группа 1
Девушка купила карие чулки.
Помещики жестоко обращались со своими придворными.
Она приготовила сытый завтрак.
Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.
Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
Группа 2
Ученики пристально слушали рассказ учителя.
Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.
Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.
В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
Мы живем в одном доме, но на различных этажах
Группа 3
Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.
Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
Он преклонил голову ей на плечо.
Болотистый ил является отличным удобрением.
Группа 4
Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают.
В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
Соседний кот важно прошел на кухню.
Эта новость причинила ей удовольствие
Базаров – молодой человек с захудалым лицом
Группа 5
Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.
Мы испытываем летаргию по прошлому.
Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
На поляне мы увидели высокий земельный холм.
5 этап. Заключительное слово преподавателя
Завершая разговор о лексических нормах, не можем не сказать, что следование им – залог точной, правильной, выразительной и логичной речи. Закреплению в речи лексических норм способствует речевая практика, чтение литературы – художественной, публицистической, научной, работа с лексическими словарями русского языка.
Список использованных ресурсов
1. http://www.asu.ru/education/activity_edu/seminar/2. http://school-collection.edu.ru/
3. Измайлова Л.В. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей: учебник / Л.В. Измайлова, Н.Н. Демьянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов – на –Дону: Феникс, 2010
4. Презентация «Лексические нормы. Теория» Ефремовой Л.Р., учителя русского языка МОУ СОШ № 12 , ЯНАО, г.Ноябрьск
5. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку
6. http://festival.1september.ru Малышкина С.В. Система упражнений по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (10-11 классы)
Схема 1
Типология лексических ошибок