Урок русского языка на тему Лексические нормы русского языка (9 класс)
План открытого урока
Дата проведения: 9.02.2017 г.
Учитель: Алдохина Н.Г.
Предмет: русский язык.
Класс: 9
Тема: Лексические нормы русского языка
Цель: создание условий для:
1) повторения и обобщения теоретических знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы;2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора;3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.
2.Задачи:
повторить основные термины и понятия лексики;
усвоить понятие лексических норм;
рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;
3. Тип урока: урок обобщения и систематизации.
4. Вид урока: урок-практикум
5. Методы: словесные, наглядные, практические.
6. Формы:
разгадывание кроссворда;
самостоятельные наблюдения;
заполнение таблицы;
выполнение упражнений на предупреждение нарушений лексических норм;
7. Виды контроля: текущий контроль.
8. Формы контроля: устные, практические (устный опрос, письменные упражнения).
9. Наглядные пособия: задания на листах для каждого ученика.
10. Оборудование: доска, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация.
11. Форма работы: групповая
12. Ход занятия
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
-Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.
3. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Слов в русском языке много. Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной, чистой и живой. А правильность речи - это основа речевой культуры, т.е. умение владеть языковыми нормами. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.
- Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.
- Что мы понимаем под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)
(слайды 1-2).
4. Лексическая разминка (обобщение знаний по теме «Лексика»).
Разгадывание кроссворда (слайды 3-12).
По вертикали:
Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология) (слайд 4).
По горизонтали:
Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы) (слайд 5).
Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии (профессионализмы) (слайд 6).
Слова, близкие по значению (синонимы) (слайд 7).
Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы) (слайд 8).
Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные) (паронимы) (слайд 9).
Слова, противоположные по значению (антонимы) (слайд 10).
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (слайд 11).
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения.
По ходу работы нами будет заполняться таблица.
5. Работа с таблицей. (слайд 13)
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.
- Что такое паронимы?
Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.
Записывается вид ошибки и пример в таблицу.
№
Вид ошибки
Примеры
1
Неразличение паронимов
Адресант получил письмо на почте.
Адресат – получатель.
Адресант – отправитель.
6. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках. (слайд 14)
1 группа
(Отборный, отборочный) тур.
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
2 группа
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный, крашеный) пейзаж.
3 группа
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности.
7. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. (слайд 15)
1 группа
Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок.(осуждать)
Сегодня мы обсуждали план работы.
2 группа
Мы попали в затрудненное положение.(Затруднительное)
Дыхание стало затрудненным.
3 группа
Песочный пляж простирался на несколько километров.(Песчаный)
Песочные часы используются и сейчас.
8. Работа с таблицей.
Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем в таблицу ошибку под №2. (Слайд 16)
№
Вид ошибки
Примеры
1
.
2
Лексическая несочетаемость
Необходимо верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
Запомните: иметь значение, играть роль.
9. Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. (слайд 17)
1 группа
1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.(неловким)
2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.(признаков)
2 группа
3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.(установить)
4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.(имела)
3 группа
5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.(расширять)
6.Дети страшно обрадовались.(очень)
10. Задание: Выберите нужное слово. (слайд 18)
Дружба ( сильная, крепкая).
Приходить в (ярость, радость).
Высказать (мнение, вопрос).
11. Работа с таблицей.
Мы используем в своей речи слова иноязычного происхождения. Но употребление этих слов должно быть оправданным. Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки. (слайд 19)
№
Вид ошибки
Примеры
1
..
..
2
..
..
3
Ошибочное употребление иноязычных слов
Сережа во всем имитирует старшего брата.(Слово имитирует следует заменить русским - подражает) Сережа во всем подражает старшему брату.
12. Задание: Подберите русские синонимы к иностранным словам. (слайды 20-25)
Вердикт (решение), пунктуальный (точный), реставрация (восстановление), корректный (тактичный), коммуникабельный (общительный).
Исправьте лексические ошибки. (слайд 26)
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.(перерыв)
В этом тексте выступления много дефектов.(недостатков)
Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары.(принадлежности)
13. Работа с таблицей. (слайд 27)
№
Вид ошибки
Примеры
1
..
..
2
..
..
3
4
Тавтология- употребление рядом или близко находящихся однокоренных слов, плеоназм- (лишнее слово)повторение близких по смыслу слов.
Она сидела, облокотившись локтями о стол.( Употребление однокоренных слов)
У ворот стоял пожилой старик. (Слово пожилой лишнее по смыслу)
14. Задание. Устраните лексические ошибки. (слайд 28)
1 группа
1.Мы поражались его поразительной памяти.(употребление рядом стоящих однокоренных слов)
2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.( обратно- лишнее слово)
2 группа
3.Я не успел закончить до конца эту работу.( употребление рядом стоящих однокоренных слов)
4.Это очень прекрасный материал для доклада. ( очень- лишнее слово)
3 группа
5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.( снежный- лишнее слово)
6.Всадники приближались ближе к деревне.( употребление рядом стоящих однокоренных слов)
15. Закрепление изученного материала. "Побудьте редакторами".
Следующим этапом урока предлагается найти лексические ошибки в предложенных примерах (работа в группах).
(дается 5 минут для выполнения задания. Учащиеся комментируют ошибки)
1 группа.
Устраните плеоназмы, тавтологию. (слайд 29)
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
2 группа.
Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. (слайд 30)
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко за короткое время нужно освоить большое
количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки
обработки, характер освещения влияют на развитие растения.
5.Между ними установились доверчивые отношения.
3 группа.
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.(слайд 31)
"В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка". ( текст об охотнике и барсе)
16. Итоги урока. Рефлексия.
Хочется, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам
добрым советом (слайд 32)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя. (В. Солоухин)
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал).
17. Оценивание
18. Домашнее задание : записать 5-6 предложений с речевыми ошибками.
”ђЗаголовок 115