Конспект урока по русскому языку «Лексика. Толковые словари»

Гимназия имени И.Алтынсарина





Разработка урока
по русскому языку на тему:


«Лексика. Толковые словари».













Учитель русского языка и литературы Юлмухаметова А.С.

















Костанайская обл.Аркалык – 2014 год.

Цель урока: повторить лексику, лексическое значение слова; познакомить с авторами словарей В.И.Далем, Д.Н.Ушаковым, С.И. Ожеговым, способствовать познавательному развитию; привитию трудолюбия, воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: презентация, толковый словарь Ожёгова, Толковый словарь Даля, словарь Ушакова.
Виды работы: упражнения с использованием разноуровневых заданий, знакомство с авторами словарей, работа с толковыми словарями.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Тип урока: урок-повторение


Ход урока

1.Вступительное слово учителя.
Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».
2. Мозговая атака Какие словари вы знаете?
Орфографический словарь
Толковый словарь
Этимологический словарь
Словообразовательный словарь
Словарь иностранных слов
Словарь синонимов
Фразеологический словарь
Грамматический словарь
Словарь русских говоров
Мифологический словарь
1. Словарь Владимира Ивановича Даля. 2. Словарь Дмитрия Николаевича Ушакова. 3. Словарь Сергея Ивановича Ожегова.
Каждое слово соотносится с определенным понятием.
Если хочешь узнать ты значение слова,
Словарь открывай под названьем «Толковый».
В нем на страницах большая страна,
«Лексикой», школьник, зовется одна.
3.Повторение лексики
Что называют лексикой?
Что изучает лексикология?
Какие слова называются диалектными?
Какие слова называются профессиональными?
Что такое паронимы?
Какие слова называются однозначными и многозначными?
Что такое омонимы?
Какие слова мы называем общеупотребительными?
Что такое синонимы?
Что изучает лексикография?
4. Знакомство с В.И.Далем

Владимир Иванович Даль


Среди множества словарей есть такие, которые составляют гордость науки. Одним из таких словарей является “Толковый словарь живого великорусского языка”, созданный В.И.Далем. Словарь он составлял 43 года.
В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске и умер 22 сентября 1872 года в Москве. Даль получил образование в Петербургском Морском кадетском корпусе, а затем – на медицинском факультете Дерптского университета.
Даль прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь, сменил множество профессий: был военным, инженером, незаурядным хирургом, ботаником, зоологом, государственным деятелем. Даль много ездил по России, объехал Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и Украину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось жить и бывать, он неизменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, статистик.
Он знал много языков. Кроме русского языка, Даль знал знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский, польский. Он читал и писал по-латыни, изучал болгарский и сербский языки, владел татарским, башкирским и казахским.
В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника “Морские досуги”
5.Разноуровневые задания
1-ая группа: Объясните лексическое значение слов: незаурядный, этнограф, натуралист, стастик.
2-ая группа: Подобрать синонимы к словам: незаурядный, этнограф, натуралист, стастик.
6. Работа с пословицами
Красна речь с пословицей. Пословица всем делам помощница. Пословица не зря молвится.
Владимир Даль выделил для своих пословиц сто семьдесят девять рубрик:
пословицы о предметах веры,о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, о скупости, тороватости, о бережливости и мотовстве и прочем.

Под лежачий камень
Труд человека кормит
Дело мастера
Хлеб-соль кушай
Когда ищешь лису впереди
Кто хвалится

Под лежачий камень вода не течет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дело мастера боится.
Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
Когда ищешь лису впереди, то она сзади.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
7.Заданияпо группам
1.Продолжите пословицу
2.Подберите синонимы к словам: труд, мастер, хвалится, боится, правда
8. Знакомство с Д.И. Ушаковым
Дмитрий Николаевич Ушаков.

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942), ру..кий советский языковед, член - ко..еспондент АН СССР.
В 1895 году окончил Московский Университет. Профе..ор Высших женских курсов, Института слова, Литературного института им.М.Горького, МГУ.
Труды Ушакова послужили основой для разв..тия ру..кой диалектологии. С 1901 года участ..овал в работе по улучшению и реформе ру..кого правоп..сания.
Возгл..влял Орфогр..фическую коми..ию Наркомпроса. Был инициатором изучения ру..кой орфоэпии.
Под редакцией и при авторском участии Ушакова в 1935 – 1940 вышло 4 тома «Толкового сл..варя ру..кого языка». Восп..татель целого поколения русистов. Ушаков был энциклопедистом русистики и славяноведения, мастером русского ж..вого слова.
9.Задание по группам.
1 группа: Спишите, вставьте пропущенные буквы.
2 группа: Объясните лексическое значение слов: диалектология, орфоэпия, языковед, инициатор.
9. Знакомство с С.И. Ожеговым.
Сергей Иванович Ожегов
















Сергей Иванович Ожегов (1900-1964) – лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Родился в п.Каменное Тверской губернии в семье инженера- технолога –Ивана Ивановича Ожегова. С.И.Ожегов был старшим из трех братьев. Закончил гимназию в Петрограде. Затем поступил на филологический факультет Ленинградского Университета, но занятия были прерваны – Ожегова призвали на фронт. В 1922 году он окончил военную службу в Харькове и сразу же поступил на факультет языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. С 1937 года преподавал в Московских вузах, с 1939 года Ожегов – научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Ушакова. Автор одного из самых известных и популярных русских словарей – однотомного Словаря русского языка».
Задания по группам:
1. Объясните лексическое значение слов: лингвист, лексикограф.
2. Произведите морфемный разбор слов: языкознание, преподавал, письменность.
11. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
С.Я.Маршак



12. Домашнее задание. 1.Напишите эссе «Словарь Ожегова – настольная книга всех». 2.Подготовьте доклад на тему «Толковый словарь – картина мира». 3.Нарисовать иллюстрации к пословицам Даля.


Picture 1015