Тема: Толковые словари русского языка
Предмет Русский язык
Тема
Толковые словари русского языка. Тематические группы слов русского языка.
Цель урока
тип урока: оборудование:
Познакомить с видами словарей,их ролью для человека;учить самостоятельно искать и проверять новые знания;способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей (В.И.Даль); воспитывать умение работать дружно, согласованно в группе, паре. комбинированный учебник, листы ватмана, выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический); карточки с набором слов для групп; портрет В.И.Даля.
ожидаемые результаты
Ученик знает сколько разных языков в мире, об их особенностях, о роли языка в обществе, о первых письмах, о роли государственного языка.
Этапы урока
Действие учителя
Действие ученика
Дифференциация
Оценивание
Ресурсы
Побуждение
Приветствие. Психологический настрой на урок. С помощью задания дать ученикам возможность определить тему урока
Человек исследует – значит наблюдает и разгадывает тайны природы, всего окружающего нас мира, в том числе – и тайны языка. Впрочем, сами тайны никогда не открываются – вы можете их раскрыть для себя на нашем уроке. Надеюсь, что вам будет интересно, хотя и не всегда легко.
– Ребята, попытайтесь объяснить, как поэт (С.Я. Маршак) понимает рождение слов, что значит, что искусство со своим потайным фонарем сойдет в подвалы, где хранятся старые слова
Деление на группы
С помощью вопроса определить тему урока
Активные формы работы
Похвала по принципу «Молодцы»
Презентация
портрет В.И.Даля
Осмысление
И школьники, и взрослые часто выясняют, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого они обращаются к словарям. Какие вы видели и знаете словари?
орфографический, толковый, иностранных слов
Взаимооце нивание учеников
выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический
Физминутка
Мы устали говорить Руки кверху, руки книзу
Хочется нам пошалить Головой туда-сюда
И побегать, и попрыгать Мы отбросили капризы
Повертеться и присесть Вновь урок начать пора.
Основная часть
Работа ведется в микрогруппах по заданиям (у каждой группы лист ватмана, лист с индивидуальным заданием).
Задание 1. Выберите словарь, познакомьтесь с его содержанием, автором, определите вид. Задание 2. Исследуйте, как расположены в вашем словаре слова, найдите по одному слову, начинающемуся на первую и последнюю букву алфавита. Задание 3.Подумайте и составьте алгоритм работы со словом в словаре.
Защита работ и анализ полученных результатов исследовательской деятельности групп.
Задания в группе делятся в соответствии с возможностями ученика
оцениваем умение работать в группе, правильно распределить обязанности
постер
карточки с набором слов для групп
Рефлексия
– Ребята, вы сегодня были и путешественниками и исследователями в стране словарей. Давайте проанализируем результаты работы групп.
Обратная связь
Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я думаю, эта работа вам поможет научиться разгадывать тайны языка, любить слово и уметь работать с ним.
Ответы
Ученики дают оценку друг - другу
стикеры
ІV. Д\з
Упр 3,5 Написать небольшой рассказ на тему «Родной язык»
Опорные слова
15