Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Основная общеобразовательная школа с. Николаевка


Рассмотрено на заседании ЗМО Согласовано Утверждаю
Руководитель ЗМО Зам. дир. по УВР Директор школы
________ Бикбулатова Н.В. _______ Аразбай Т.В. ______ Шванникова Н.В.
Протокол № ___ «__» _________ 20__г. Приказ № ___
«__» _________ 20__г. «__» _________ 20__г.





Рабочая программа учителя
Кузьмичевой Любови Владимировны
по родному (русскому) языку и литературе
2 класс
на 2012-2013 учебный год
Срок реализации программы 1год
1 ступень обучения
Программа разработана на основе авторской программы курса «Речь» 1-4 классы
Т.Н. Соколова, Росткнига 2010г.




Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
П. 6 ст 9, п. 5 ст 14, п. 2.7. ст 32 Закона РФ «Об образовании».
Приказа министерства здравоохранения и социального развития от 26. 08. 2010 года.
Раздела 19. 1 Стандарты общего образования.
Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Утвержденного приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
Примерной программы общего образования.
Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 27. 12. 2011 года № 2885 Министерства образования и науки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012 – 2013год.
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Место предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение родного языка выделяется 102 часа, из них 34 ч на внеклассное чтение во 2 классе.
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку.
Срок реализации программы -1 год.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.).

Сведения о примерной программе (авторской.)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом регионального компонента в соответствии с учебным планом школы. Рабочая программа содержит предметные темы образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов родного языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логии учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства. Предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Сведения об УМК.
Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для 2 кл. В 2ч. Т.Н.Соколова М.: Росткнига, 2010г.
Мастерская речевого творчества: Играем, мечтаем, рассказываем :Рабочая тетрадь для 2 кл. Синицын
В.А. М.: Росткнига2010г.
Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. Т.Н.Соколова .М.: Росткнига, 2010г.
Формы контроля – входные, промежуточные, итоговые.

Технологии и средства обучения.
Технология личностно – ориентированного обучения;
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно- коммуникационные технологии;
Аудиовизуальная технология;
Метод проблемного обучения;
Метод самоконтроля;
Групповой метод;
Метод создания ситуации успеха;
Фронтальная работа с классом

Количество часов в неделю - 3 ч
Количество часов в год - 102 ч (из них 34 ч на внеклассное чтение)
Контрольных работ – 2
Изложений – 3
Сочинений -


Содержание программы.

Речь. Техника и выразительность речи. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и
сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Планируемые результаты освоения программы по родному языку к концу 2 класса

сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
УМК









Календарно-тематическое планирование

дата
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Примечание



1 четверть - 25 ч




1
Слово. Значение слова.




2
Лексическое богатство русского языка.




3
Вн. чт. Моя любимая книжка.




4
Обучение написанию текстов описательного характера.




5
Отражение в русском слове русской национальной культуры. Слова из фольклора.




6
Вн. чт. Ежели вы вежливы.




7
Омонимы.




8
Омофоны. Омоформы




9
Вн. чт. Произведения об осени.




10
Синонимы.




11
Антонимы.




12
Вн. чт. Творчество С. Михалкова




13
Обучение изложению текста с элементами сочинения.




14
Фразеологизмы




15
. Вн.чт. Афоризмы. Афоризмы из басен И.Крылова.




16
Русская фразеология – «зеркало» русской национальной культуры.




17
Развитие умения использовать в речи фразеологизмы и афоризмы.




18
Вн. чт. Русские народные сказки
тематический



19
Контрольная работа по теме: «Слово» (тест)




20
РНО. Слово. Пословицы.




21
Вн. чт. Детские песенки.




22
Отличительные признаки пословиц и поговорок.




23
Сочинение загадок.




24
Словари русского языка.




25
Вн. чт. Пословицы о правде, о труде и лени.





2 четверть - 24 ч




26
Изобразительные средства языка.




27
Сравнение.




28
Вн. чт. Сравнения в стихах русских поэтов об осени.




29
Развитие умения использовать сравнения в речи. Сочинение-описание.
текущий



30
РНО. Изобразительные средства языка. Олицетворение.




31
Вн. чт. Олицетворения в стихах А.С. Пушкина.




32
Текст. Тема текста. Заглавие.




33
Опорные слова в тексте.




34
Вн. чт. Колыбельные песни




35
Развитие умения составлять текст по опорным словам




36
Развитие умения составлять план текста.




37
Вн. чт Рассказы о животных К .Паустовского.




38
Виды плана.




39
Изложение с опорой на картинный план.




40
Вн. чт. Сказки детских писателей




41
РНО.
Пересказ по составленному цитатному плану.




42
Сочинение-сказка по вопросам. «Почему у слона большие уши».




43
Вн. чт. Сказки народов мира




44
Контрольная работа по теме Текст. План текста.
тематический



45
РНО. Связь между предложениями в тексте.




46
Вн.чт. Час поэзии. Стихи русских поэтов о зиме




47
Смешанная связь предложений в тексте. Связь между частями текста.




48
Развитие умения устанавливать связь предложений в деформированном тексте.




49
Вн. чт. Стихи детских поэтов.





3 четверть - 30 ч




50
Художественное редактирование текста.




51
Типы текста. Описание.




52
Вн. чт. Сказки Г.Х. Андерсена




53
Текст – сравнительное описание.




54
Сочинение-описание «Мой четвероногий друг»




55
Вн.чт. – сказки Пушкина




56
РНО. Текст - повествование.




57
Художественные образы в тексте-повествовании.




58
Вн. чт. Рассказы Л.Н. Толстого о детях.




59
Изложение текста- повествования по вопросам




60
РНО. Ключевые ряды слов.




61
Вн.чт. Рассказы Н.Носова




62
Текст-рассуждение. Рассуждение и его признаки




63
Текст-рассуждение. Рассуждение и его признаки




64
Вн. чт. Рассказы о животных В. Бианки




65
Рассуждение с элементами повествования.




66
Сочинение-рассуждение «Книги - наши друзья».




67
Вн.чт. Час поэзии. Стихи русских поэтов о весне.




68
РНО Повествовательный текст-рассуждение.




69
Культура речи - компонент культуры в целом.




70
Вн. чт. Творчество С Маршака




71
Нормы культурной речи.




72
Сочинение на тему «Мой выходной день».




73
Вн.чт. Авторские сказки




74
. РНО.Культура речи как культура восприятия и понимания речи.




75
Содержание речи. Информация. Основные правила структурирования информации.




76
Вн. чт. Произведения о дружбе.




77
Коммуникативные качества речи.




78
Основные этикетные жанры.




79
Вн.чт. Творчество В.Осеевой.





4 четверть - 24 ч




80
Культура невербального общения.




81
Обучение составлению отзывов о художественном произведении.




82
Развитие умения составлять отзыв.




83
Вн. чт. Произведения о честности.




84
Сочинение – отзыв по рассказу В. Осеевой.




85
РНО. Редактирование сочинения – отзыва с учетом литературных норм языка.




86
Вн.чт. К.Чуковский «От двух до пяти»




87
В.И. Даль . Сборник «Пословицы русского народа»




88
В.И. Даль «Журавль и птица» - лингвистический анализ текста.




89
Вн. чт. Произведения А. Гайдара.




90
Сочинение – рассуждение «Почему я люблю каникулы».




91
РНО. Редактирование сочинения. Анализ и исправление речевых ошибок.




92
Вн.чт. Рассказы Алексина о детях




93
Разговорная речь
Слова-«паразиты» в нашей речи




94
Напиши мне СМС




95
Вн. чт. Прибаутки.




96
Письмо другу.




97
Письмо другу
Редактирование письма




98
Вн.чт. Стихи о природе




99
Научусь писать стихи




100
Научусь писать стихи




101
Вн. чт. Мои любимые сказки




102
«Бестолковый» словарь





Список используемой литературы:

Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для 2 кл. В 2ч. Т.Н.Соколова М.: Росткнига, 2010г.
Мастерская речевого творчества: Играем, мечтаем, рассказываем :Рабочая тетрадь для 2 кл. Синицын
В.А. М.: Росткнига2010г.
Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. Т.Н.Соколова .М.: Росткнига, 2010г.



















































13PAGE \* MERGEFORMAT14815








15