Конспект по русскому языку В.Осеева «Волшебное слово».Слово-часть нашей речи.
Тема: В.Осеева «Волшебное слово»
Слово-часть нашей речи
Цель: дать понятие о слове, как части нашей речи; на примере
произведения В.Осеевой показать значение, многообразие слов;
- способствовать развитию орфографической зоркости учащихся,
умению составлять предложения, выразительно читать;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Организационный момент.
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Сообщение темы.
Сегодня мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. На этом уроке мы узнаем: из чего состоит наша речь. Я думаю, нам придется многому удивиться.
-А какой звук произносят, когда удивляются? [o].
Работа по теме.
Минутка чистописания.
- Вот поэтому мы и начнем наш урок с прописания строчной буквы О и нарисуем волшебные очки. О-О-О-О (Я тетрадь свою открою).
Фонетический разбор.
Давайте мы сейчас сделаем фонетический разбор слова – очки.
А почему этот разбор так называется?
Выполняем транскрипцию и даем устно характеристику каждого звука.
Слушание сказки.
Вы рисовали очки, я говорила что они волшебные, и вот из рисунка они превратились в предметы. (раздаю очки). Они помогут вам не только услышать, но и увидеть главные слова, которые помогают человеку в течение всей его жизни. (дети надевают очки).
А теперь слушаем сказку.
Не далеко, не близко ли, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был король по имени - СЛОВО (рисунок). У него были 2 волшебные шляпы. Надевая эту шляпу (показываю цветочную) он становился добрым, ласковым, вежливым и произносил только хорошие слова. И тогда жителям его королевства было хорошо и радостно.
Но если вдруг надевал вот эту шляпу (обычная черная)- не знаю, от чего это зависело: или от плохой погоды или от самочувствия короля,- жителям его королевства было плохо, они становились печальными. Король долго не мог понять: в чем же дело?
Работа с пословицами.
Понравился ли вам король?
А в какой шляпе он вам понравился больше? Почему?
Прочитайте пословицы и скажите, какая из них подходит к нашему королю, когда он в красивой шляпе.
Семь бед- один ответ.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Добрый человек добру и учит.
Физкультминутка.
1,2,3,4,5- вышли пальцы погулять.
Этот (большой) пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой
Этот толстый и большой
Этот пальчик (указательный) для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик (средний) самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
Запись в тетрадь, выделение грамматической основы.
Добрый человек добру и учит.
Найдите грамматическую основу предложения.
А что такое грамматическая основа предложения?
Установка.
А почему, когда король надевал другую шляпу, настроение людей в
королевстве менялось? (ответы)
Я думаю, что разобраться в этом нам и самому королю поможет произведение Валентины Осеевой «Волшебное слово».
Чтение рассказа «Волшебное слово».
-У вас это произведение в сокращении, я прочту тоже не полностью, но чуть больше. И так.
Анализ.
Вы догадались, какое слово шепнул Павлику старичок с длинной бородой?
Прочитайте название рассказа.
Почему он так называется? (ответы)
Значит, слова бывают обычные и волшебные.
Назовите, какие слова, по-вашему, мнению можно назвать волшебными?
Знакомство и запись словарных слов.
До свидания
Здравствуйте.
Пожалуйста.
Добрый день.
Запись, выделение орфограмм.
Составление предложения.
Давайте составим с одним из этих слов предложение. (ответы).
Записываем: Здравствуйте, все, кто на свете живет.
Задание: Подчеркнуть мягкие согласные зеленым карандашом.
Чтение стихотворения М.Алимбаева.
Есть еще много волшебных слов и все их записать не возможно, а знать необходимо.
Давайте прочитаем произведение М.Алимбаева. с.110.
С какими еще волшебными словами вас познакомил М.Алимбаев?
К какому жанру относится это произведение?
С какими еще литературными жанрами мы встречались на сегодняшнем уроке?
Итог.
Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопрос
Почему когда король надевал другую шляпу, настроение людей менялось? (ответы)
Совершенно верно, он забывал употреблять волшебные слова.
Но когда он прочитал рассказ В.Осеевой «Волшебное слово», он навсегда решил выбросить эту шляпу.
Литвинова Т.А., сш № 7, г. Костанай
Заголовок 115