Конкурсно-познавательная программа «Путешествие по стихам поэтессы Эммы Мошковской»
«Путешествие по стихам поэтессы
Эммы Мошковской»
(внеклассное мероприятие для детей 7-10 лет)
Действующие лица: Экскурсовод, Почтальон, Кондуктор, Проводник, дети – чтецы.
Всем ребятам добрый день!
Нам здороваться не лень.
Всех сегодня приглашаем,
Стихи в поезде почитаем.
Так скорей бегите к кассе
И послушайте совет:
Вы за вежливое слово
Там получите билет!
(ребята подходят к макету кассы и приобретают за вежливое слово билет)
ЭКСКУРСОВОД: Сегодня наш поезд отправляется в путешествие по стихам детской поэтессы Эммы Мошковской. 15 апреля 2006 года Эмме Эфраимовне Мошковской исполняется 80 лет со дня рождения. Ребята, а вы уже знакомы с её творчеством ? Знаете, каким она была человеком?
( раздаётся стук в дверь, входит почтальон)
ПОЧТАЛЬОН: Это детская библиотека? Тогда получите письмо. Вам его написала
Ирина Токмакова.
ЭКСКУРСОВОД: Ирина Токмакова – детская писательница. Интересно, что она нам Написала.
Давайте прочитаем. (открывает конверт и читает)
«Своё письмо я адресую маленьким читателям. Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у неё в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живёт певчая птица. Она и в обычном, буквальном, смысле слова любила петь. У неё был красивый голос, и образование у неё было музыкальное.
Но постепенно птица эта запела по новому. У неё стали рождаться весёлые и печальные, забавные и смешные стихи, адресованные детям.
Всё видела и подмечала Эмма Мошковская, наблюдая зорким своим зрением, всё любила – дома и деревья, огромные краны, строящиеся дома, робкий деревенский дождичек, птиц и зверей. Она любила детей, умела входить в их мир, радоваться тому, что их радует, и огорчаться их огорчениям. И они никогда не казались ей менее важными, чем серьёзные взрослые переживания. Почитайте стихи Эммы Мошковской. Ласково и радостно встретят тебя добрые стихи настоящего поэта».
Что ж, ребята, после таких хороших слов нам обязательно нужно отправиться в путешествие по стихам Эммы Мошковской.
КОНДУКТОР: Приготовьте билеты на проверку. Все приобрели билетик за вежливое слово? Нет среди вас невежливых медвежат, как в стихотворении Эммы Мошковской.
« ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО»
И вдруг
Отпихнув
Старух,
Стариков, Петухов,
Барсуков
Вдруг ворвался Косолапый Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого
- Касса, выдай мне билет. - Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
- А, у вас такого нет Не получите билет.
- Мне - билет!
- Нет и нет
- Мне билет!
- Нет и нет.
Не стучите – мой ответ
Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите
До свидания, привет!
ЭКСКУРСОВОД: У нас таких, конечно, нет. Все имеют билеты. Прошу всех занять свои места.
КОНДУКТОР : Двери закрываются.
Путешествие начинается. (ребята выстраиваются «паровозиком» и передвигаются по залу от станции к станции ).
ЭКСКУРСОВОД: Во время путешествия будьте внимательны, любознательны и всё запоминайте. Скажите, ребята, когда вы собираетесь в дорогу, что берёте с собой?
( Ответы детей)
А вот послушайте, что взял с собой в дорогу герой стихотворения
« КОГДА Я УЕЗЖАЮ»
Когда я уезжаю,
Беру я свой мешок:
Десяток помидоров
И колбасы кусок,
Беру белья на смену
И носовой платок
Беру с собою стены,
И пол и потолок.
Беру мой переулок
И будку на углу,
И постовой мне дорог,
И я его беру!
И добрая ракита,
И милый мой вокзал
Ничто не позабыто!
Я всё с собою взял!
Багаж такой огромный!
Но все проводники
Его не замечают.
Такие чудаки!
ЭКСКУРСОВОД: Как вы думаете, ребята, влезет в дорожный мешок всё, что перечислено в стихотворении?
( ответы детей)
Конечно ,нет. А как мог герой всё взять в дорогу? В своих мыслях.
ПРОВОДНИК: Внимание! Внимание! Первая остановка-
СТАНЦИЯ « МНОГО ПРОФЕССИЙ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ»
Некоторым профессиям Эмма Мошковская посвятила стихи.
1 ЧТЕЦ: « ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПИЛОТОМ»
Если б я был пилотом
И в небеса взмывал,
Я бы всегда работал,
Я бы
Не уставал!
Если б я был пилотом,
Который сейчас пролетел,
Сколько бы стран я увидел
И городов разглядел! –
Увидел моря с кораблями
И мальчика в белой панаме
И как ему хочется в небо,
Сразу бы я увидал.
И я бы к нему спустился! –
И я бы его покатал! –
2 ЧТЕЦ: « Я ТОЖЕ БУДУ ШОФЁРОМ»
Автобус – дом,
Который бежит бегом,
И весело окна светят,
И ждут его, ждут и встретят
Город снаружи
чёрный.
Автобус – дом освещённый.
Он прибегает с утра
« Уррра!
В школу поррра!
На работу поррра!
Всех прррокачу!
«Хочешь?»
« Хочу!»
Я тоже буду вставать спозаранку,
Я тоже буду держать баранку,
Рычать, фырчать
Перед светофором
Шофёр,
Я тоже буду
Шофёром!
Буду я мчаться
И тормозить,
Когда – нибудь буду
Тебя
Возить
3 ЧТЕЦ: « КОНДИТЕР»
Поглядите,
Вот – кондитер!
Испечёт он
Что хотите!
Он, наверно,
Чей – то папа,
Он, наверно,
Чей – то дядя,
Он, наверно, чей – то брат
Этот брат,
Наверно, рад!!!
4 ЧТЕЦ: « КЛОУН»
Клоун – клоун,
Что ты можешь?
- Я могу
скакать, как лошадь,
я могу
летать, как птичка,
я могу
снести яичко!
На бегу
Я могу
Переобуть ботинки!
И могу
Кой – кому
Высушить слезинки!..
ЭКСКУРСОВОД: А следующее стихотворение про очень важную, нужную профес-
сию, но обращаться к людям этой профессии желательно пореже.
« ПУСКАЙ ОНИ СКУЧАЮТ»
Вы ходите
Где хотите,
Но к спортсменам заходите.
Непременно, непременно
Загляните вы к спортсменам!
И зайдите к поварам,
Но не надо –
К докторам.
Пусть они сидят одни,
Пусть одни сидят все дни!
Мрачные и скучные,
Никому не нужные.
Пусть
Скучают:
Ларинголог,
Стоматолог,
Кардиолог
Со своим фонендоскопом,
Стетоскопом,
Эндоскопом
Вот бы не было у них
Хворых,
Хилых
И хромых!
И скучали бы врачи
С утра
До
Ночи!
ПРОВОДНИК: Внимание! Внимание! Просим пассажиров занять свои места.
Следующая станция « ЖИВАЯ ПРИРОДА»
( ребята паровозиком передвигаются к следующей станции)
ЭКСКУРСОВОД: Своё название « Живая природа» станция получила за то, что Эмма Мошковская очень любила природу: и деревья, и цветы, и животных, и птиц. О природе она говорила как о живом человеке, т.е. она олицетворяла природу. Дерево в стихах Мошковской становилось дедушкой, кошка умела разговаривать, Земля могла заболеть, также как человек. И сейчас мы в этом убедимся.
5 ЧТЕЦ: « ЗЕМЛЯ СМЕЁТСЯ СНОВА»
Земля больна
Два дня больна,
И третий день в жару она!
И сорок градусов
Все дни,
И сорок градусов
В тени!..
И вот сегодня и вчера
Её смотрели доктора –
К Земле склоняли ухо
И совещались глухо
6 ЧТЕЦ: И прописали доктора
Большую Тучищу с утра!
Чтоб соком полная была,
Чтобы Земля
Его пила,
Пила с утра,
Пила в обед
И вот болезни больше нет!
7 ЧТЕЦ: Спокойное
Дыхание,
И шелест,
Щебетание
И вот Земля здорова!
Земля смеётся снова!..
ЭКСКУРСОВОД: Ребята, как вы думаете, от нас – людей зависит здоровье нашей планеты Земля? ( ответы детей) Что мы должны делать, чтобы Земля была здорова?
Правильно, охранять и беречь природу. Сейчас мы с вами остановимся около большого дерева. Кто из вас может рассказать, для чего нужны деревья? ( ответы детей) Верно, деревья очищают воздух, из древесины делают бумагу, мебель, музыкальные инструменты, строят дома. Есть деревья, которые дают вкусные плоды: яблоки, грушиЭмма Мошковская сравнивает дерево с дедушкой: добрым, сильным,
внимательным.
« ДЕДУШКА ДЕРЕВО»
У дедушки Дерева
Добрые руки –
Большие
зелёные
добрые руки
Какая – то птица
В руках суетится,
Какая – то птиц
На плечи садится.
Дедушка Дерево – славный такой –
Белку качает большущей рукой
Жучище примчался,
И сел,
И качался,
И всё восхищался,
И всё восхищался,
Стрекозы примчались
И тоже качались.
И мошки примчались,
И мошки качались.
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил
У дедушки Дерева добрые руки –
Большие
Зелёные
Добрые руки
Наверно, их сто
Или сто двадцать пять
Чтобы всех покачать! Чтобы всех покачать!
А среди вас, случайно, нет таких ребят, которые обижают животных? Если быть внимательными, то наши домашние питомцы подскажут, как с ними нужно обращаться.
8 ЧТЕЦ: « ГОВОРЯЩАЯ КОШКА»
Я знаю одну говорящую Кошку
К хвосту привязал я блестящую ложку,
Но « Мяу !..- сказала мне Кошка протяжно.-
Нет – нет, не могу, не хочу, это страшно!»
Тогда отвязал я гремящую ложку,
К себе я прижал говорящую Кошку.
«Мур – мур» - говорит мне она с этих пор.
Мне нравится тихий её разговор.
ЭКСКУРСОВОД: Послушайте следующее стихотворение и скажите, о чём оно?
***
Плакали ночью
Жёлтые клёны.
Вспомнили клёны,
Как были зелёны
С жёлтой берёзы
Тоже капало.
Значит, берёза
Тоже плакала
О чём же это стихотворение? О листопаде. Опадающие листья Эмма Мошковская сравнила со слезами. В следующем стихотворении Эмма Эфраимовна высказала мечту многих детей – дотянуться до звезды.
9 ЧТЕЦ: ***
Подхвати меня, клён рукой,
Подсади –
Ты высокий такой!
Если только на руки твои обопрусь,
Я до самой макушки твоей доберусь.
Мне так нужно звезду достать!
До неё там
Рукой подать
ПРОВОДНИК: Внимание! Внимание! Поезд отправляется. Следующая остановка
« НЕОБЫЧНЫЙ ДОМ»
ЭКСКУРСОВОД: Есть у Эммы Мошковской стихотворение про смешного человечка, который решил построить дом. Он построил только крылечко, а на стены и крышу у него не хватило досок. Крышей ему служило небо, а стенами – кудрявый лесок, и все, кто хотел, легко входили в этот дом, и гостили сколько хотели, и беседовали с хозяином. Послушайте стихотворение
«ЖИЛ НА СВЕТЕ ОДИН ЧЕЛОВЕЧЕК»
Жил на свете один человечек,
И пошёл человечек гулять,
И нашёл он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.
И сложил он сначала крылечко,
Чтобы каждый войти к нему мог.
К сожаленью, тому человечку
Не хватило на стены досок.
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок,
Ничего, что ему не хватило
Не хватило на стены досок!
По утрам к нему солнце входило,
Выпивало росистый квасок,
Хорошо, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
И пришли к нему птицы и звери,
Майский жук заглянул на часок
Хорошо, что на крепкие двери,
Не хватило на двери досок!..
Ирина Токмакова писала: «Мне всегда казалось, что Эмма Мошковская
написала это стихотворение про себя. Этот дом без стен и крыши, открытый ветру, солнцу и дождю, людям, зверям и птицам, - её поэзия».
ПРОВОДНИК: Снова звучит паровозный гудок.
В путь отправляемся вместе, дружок.
Новая станция ждёт впереди,
Нужно на ней нам
На время сойти.
ЭКСКУРСОВОД: Наша следующая станция называется
«СТРАННЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Детям свойственно много мечтать, фантазировать? Вы со мной согласны? А приходилось ли вам, ребята, наблюдать за облаками? Что вы видели, кого или что вам напоминали облака?
Действительно, наблюдать за облаками очень интересно. Подгоняемые ветерком, облака меняют свою форму, перевоплощаются. Кажется, только что по небу плыл крокодил, и вот на его месте появился зайка с длинными ушами. Эмма Мошковская , наверное, тоже любила наблюдать за облаками.
И свои впечатления она отразила в стихотворении
« НЕ ПОРА ЛИ НА УРОК?»
Вышел Митя
За порог,
Вышел Митя
На урок.
Поглядел
В небеса
И увидел
Чудеса
Вот ОГРОМНАЯ
Гора.
В ней ОГРОМНАЯ
Нора.
И в ОГРОМНУЮ
Нору
Влез ОГРОМНЫЙ
Кенгуру
И ОГРОМНЫЙ
Великан
Взял ОГРОМНЫЙ
Чемодан
И в ОГРОМНЫЙ
Чемодан
Влез ОГРОМНЫЙ
Таракан
И ОГРОМНАЯ
Сова
Сверху вывела
Слова –
Пять таких ОГРОМНЫХ
Строк:
НЕ
ПОРА
ЛИ
НА
УРОК?
Итак, ребята, какие изображения Митя увидел на небе? Детство – прекрасная пора, но ребёнок растёт каждый день, постепенно вырастает из старых вещей. Об этом написано в стихотворении Эммы Мошковской.
***
Выявляются странные вещи:
Уменьшаются старые вещи
Что – то стало с нашим столом.
А был под столом
Мой дом!
Но стол стал уменьшаться
И я перестал помещаться!
И уменьшилась кровать
И кровать
Пришлось продать.
И книжная полка – ниже
И я
Дотянулся до книжек!
ПРОВОДНИК: Внимание! Внимание! Поезд отправляется на конечную станцию
« ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»
ЭКСКУРСОВОД: Да, ребята, наше путешествие подходит к концу. Но на пути у нас ещё одна очень важная станция. На ней мы отцепим последний вагон, в котором собраны вредные привычки, нехорошие качества, которые, к сожалению ,встречаются у некоторых детей. Ведь нам такие привычки не нужны.
10 ЧТЕЦ: « ОБИДА»
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота
Я в обиде съел пирог,
И в обиде
Я прилёг,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза
А она куда – то делась!
Но искать
Не захотелось.
11 ЧТЕЦ: ***
Вам понятны речи
Ручейка и речки?
Вам понятно до конца,
Что сказали деревца?
Нет, не затрещали –
Что – то закричали.
Нет, не заскрипели
Что – то захрипели.
Это, вероятно,
Было не понятно.
Тот, кто их ломал,
Тот не понимал!
12 ЧТЕЦ: « ЛЕЖЕБОКА»
Горько живёт Лежебока –
Кровать Лежебоке высока.
Полы от кровати далёко,
Слезать Лежебоке – морока!..
Вот и лежит Лежебока.
Спит Лежебока без срока.
Уж отлежал оба бока
Спит и вздыхает глубоко:
- кабы ещё бы два бока!..
ЭКСКУРСОВОД: «ЖАДНЫХ НЕТ»
Жадные!
Поднимите руки!
Жадные,
Жадины
И жадюги.
Нету рук
Вдруг
Жадных не стало
Как не бывало.
Ну хоть бы мало!
Две – три штуки!..
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять?
Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрим тщательно.
Жадных нет?!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
В стихах вы только что услышали о таких чертах характера как жадность, лень, обидчивость, плохое отношение к природе. Какие отрицательные черты характера вы можете ещё назвать? (ребята называют ложь, трусость, ябедничество, жестокость, хамство и др.) Давайте сейчас оставим все перечисленные качества на последней станции и отправимся в обратный путь.
Стихов прочитали
Сегодня не мало,
Они интересные,
Учат добру.
Как жаль расставаться,
Но, всё же, ребята,
Урок наш сегодня
Подходит к концу,
Мы надеемся, что путешествие по стихам Эммы Мошковской вам понравилось. Вы можете его повторить в любой момент, стоит только взять в руки книгу с замечательными стихами.
Шербакуль, 2017
13PAGE 15
13PAGE 141015
15