Урок развития коллективного творческого мышления в 5 классе


Урок развития коллективного творческого мышления в 5 классе.
26 декабря. 2015
Обсуждаемые вопросы.
1 Сравнить тяжелый физический труд и умственный труд. Привести примеры профессий.
2 Кто такие ученые? У кого родственники ученые. Чем они отличаются от обычных людей?
3 Почему для ученых построили Академгородок вдали от Новосибирска?
4 Сравнить результаты учеников Академгородка в различных олимпиадах и аналогичные результаты учеников г Новосибирска. Объяснить свои выводы.
5 Знакомство с фрагментами биографии Антони ван Левенгука. Запись основных фактов во время чтения в тетрадь. Обмен записанными данными.
6 Развитие латерального мышления. Применение обычного чистого листа формата А4.
Ход урока. ( Фрагменты)
1 Ученик .
Работа хирурга, по-моему, это тяжелый физический труд, так как стоит на ногах по несколько часов во время операции.
Другой ученик № 2
Я хочу уточнить, что это и умственный труд, так как во время сложных случаев во время операции хирургу приходится быстро думать, находя правильное решение.
Ученик № 3.
Хирург должен много знать – это не характерно для обычного тяжелого физического труда. Его действия во время операции должны быть натренированы до автоматизма.
Ученик № 4
Хирургу приходится много думать, когда по многим результатам анализов надо поставить правильный диагноз.
Учитель.
К какому выводу вас наводит профессия хирурга?
Дети.
Эта профессия сочетает и физический и умственный труд.
Учитель.
Приведите пример профессии с одним умственным трудом.
Дети.
Ученые.
Учитель.
Какими качествами должен обладать ученый?
Дети ( добавляли с мест)
Любит думать, умеет думать долго, фантазирует, ставит опыты, придумывает ,что-то новое до чего еще никто не додумался.
Учитель.
У кого из вас родственники ученые? Расскажите, чем ученые отличаются от обычных людей?
Ученица.
Мой дедушка физик-ядерщик. Когда я с ним гуляю вечером, то он спрашивает меня: « Как прошел день?» Я начинаю рассказывать ему, а он меня не слышит. Дедушка все думает о своей науке. Он не может от нее отключиться. У нас в семье все про это знают и не обижаются на него.
Учитель.
Давайте все хорошо подумаем, почему для ученых построили Академгородок от Новосибирска на 30км?
Дети.
Ученым вместе легче обмениваться своими идеями;
ученые из разных наук решают сложные задачи ( которые одна наука не в силах решить);
они знают такие секреты, что их, когда они все вместе , легче охранять от шпионов;
у них могут быть опасные для людей эксперименты( могут взорвать город)
в нашем месте ученым хорошо отдыхать: кататься на лыжах в лесу зимой, ходить в лес за ягодами и грибами летом, загорать и купаться летом в море;
красота природы может вдохновить на открытие в науке;
наблюдая за природой можно открыть что-то в биологии.
Учитель.
Дети из Академгородка или дети из города добиваются лучших результатов в различных олимпиадах?
Дети.
Скорее, всего ,из городка. Причины:
они умные от природы, так как у них умные родители;
стыдно быть глупым в школе, когда вокруг тебя одни умные дети;
у нас лучше в школах учителя;
ученые с детства приглашают детей городка в свои институты, рассказывают про науку.
Вопрос № 5
Что понравилось детям из биографии Антони ван Левенгука:
Петр 1 пригласил его на встречу;
умер отец, жили бедно и Антони пошел работать;
Антони не мог получать образование;
он учился сам по книгам, с одной из его работ Антони выгнали с работы за чтение книг;
благодаря хобби- изготовлению увеличительных стекол, мальчик стал ученым;
его природная любознательность( рассматривал все под увеличительным стеклом) привела его к открытиям;
первый увидел микробов, зарисовал их;
делал опыты на себе.
Вопрос № 6
Давайте пофантазируем. Нам нужно найти применение обычного чистого листа формата А4; в жизни.
Ответы детей. ( Результат коллективного творческого мышления)
Сделать поделку;
нарисовать что-то;
написать письмо;
сделать коробку, что бы в ней что-то хранить;
помахать листом перед лицом ( сделать ветерок);
махая листом перед ручкой, лежащей на столе, заставить ручку двигаться по парте;
исследовать состав бумаги под микроскопом;
исследовать поведение листа, после его смачивания водой, кислотой. Сравнить результаты;
использовать лист для разжигания костра;
можно скомкать бумагу в шар, использовать этот шарик как оружие. Если затолкнуть его в горло врагу, то он задохнется и умрет;
сделать кулек для конфет.
Учитель.
Сейчас вы проявили коллективное творческое мышление- важная компетенция людей, работающих в одном коллективе.
Наша задача научить каждого из вас находить самостоятельно более 5 оригинальных решений.
Рефлексия в конце урока.
Учитель
Прошу каждого из вас написать на листочках по 1-3 предложения об этом уроке. Мне очень важно знать ваши впечатления, чтобы я могла что-то изменить в этом уроке ( если это нужно) для его улучшения.
« … этот урок учит нас думать не так как обычно. Это может помочь нам в дальнейшей жизни. Мне урок очень понравился2.
«Мне очень понравился рассказ про ученого…»
«… интересно всем вместе находить применение бумаги. Я бы сам никогда не додумался, что лист бумаги может стать оружием»
«… я так старался думать, что мой мозг «взорвался». Я устал думать, но мне понравилось».
« Лучше больше решать обычных задач. Я не поняла, при чем здесь математика?»
« Мне понравилось тем, что можно было высказать все свои мысли дурацкие и не очень».
« Как ученый ставил опыты на себе, чтобы не навредить ни собакам, ни людям. Я бы так не смог»
« Я забыл про время. Интересно было все. Спасибо за урок»
« Было очень весело. У нас столько много идей. Мне все понравилось».
« Надо Анне Михайловне ( директору школы) подсказать, чтобы побольше уроков было таких. Я чувствовал себя в своей стихии! Думать и рассуждать – это моя стихия!»
« Мне очень понравился урок нестандартной математики, потому что у всех горели глаза, был лес рук, много новой информации. Мысли разлетались по всему классу.! Я и не подозревал, что мы такие умные. Это были самые лучшие 2 урока математики! Они были последние в 2015 году. Спасибо Вам , Ирина Эдуардовна, за такой Новогодний подарок».