Рабочая программа + КТП по биологии 5 класс ФГОС (для детей с нарушениями зрения — III-IV вид)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для обучения учащихся, получающих дистанционное образование, и реализуется в учебниках по биологии для 5 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В связи с особенностями дистанционного обучения детей (обучение на дому) некоторые лабораторные работы проводятся виртуально.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса биологии в 5 классе заключается в основных признаков и закономерностей жизнедеятельности организмов
Содержание учебников для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану специальных (коррекционных) классов III-IV вида биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 5 классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры изучения предмета «Биология» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
выделять эстетические достоинства человеческого тела;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Биология»
5 класс 35 часов (1 час в неделю)
РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология как наука (6 ч)
Биология как наука. Биологические науки. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей.
Методы изучения живых организмов. Правила работы с биологическими приборами и инструментами
Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живого от неживого. Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособление организмов к жизни в организменной и почвенной среде. Почва, виды почв.
Вода и её значение для живых организмов. Приспособление организмов к жизни в водной среде. Растительный и животный мир водоёмов.
Воздух, его значение для живых организмов. Приспособление организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Правила поведения в окружающей среде. Охрана биологических объектов
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч)
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. Увеличительные приборы.
История изучения клетки. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.
Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений
Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли. Пластиды. Хлоропласты.
Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы
Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов
Ткани организмов.
Лабораторные работы:
«Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»
Многообразие организмов (19 ч)
Организм. Клеточные и неклеточные формы жизни. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Основные царства живой природы.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера.
Грибы: их отличительные особенности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами.
Характеристика царства Растения. Низшие и высшие растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Растение – целостный организм (биосистема).
Жизненные формы растений. Условия и среда обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование человеком.
Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников. Их роль в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение.
Семенные растения. Отдел Голосеменные растения, отличительные особенности и многообразие. Их роль в природе, использование человеком
Отдел Покрытосеменные растения: общее знакомство с цветковыми растениями. Многообразие и роль покрытосеменных растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы.
Общее знакомство с животными, их многообразие и классификация. Среды обитания животных. Значение животных в природе и жизни человека, охрана животных
Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Лабораторные работы:
«Особенности строения мукора и дрожжей»
«Изучение органов цветкового растения»
«Изучение строения позвоночного животного»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология, 5 класс, 35 ч (1 час в неделю, 35 недель)
№ урока Тематическое
планирование Характеристика основных видов деятельности обучающегосяРАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология как наука (6 ч)
1 Биология как наука. Биологические науки. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником
2 Методы изучения живых организмов. Правила работы с биологическими приборами и инструментами Определять методы биологических исследований. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии
3 Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живого от неживого. Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Выделять существенные признаки отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов
4 Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособление организмов к жизни в организменной и почвенной среде. Почва, виды почв. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Соблюдать правила поведения в окружающей среде
5 Вода и её значение для живых организмов. Приспособление организмов к жизни в водной среде. Растительный и животный мир водоёмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Соблюдать правила поведения в окружающей среде
6 Воздух, его значение для живых организмов. Приспособление организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Правила поведения в окружающей среде. Охрана биологических объектов Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Соблюдать правила поведения в окружающей среде
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч)
7 Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. Увеличительные приборы.
Л.р.«Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»
Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом
8 История изучения клетки. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.
9 Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием
10 Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуолиВыделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого
11 Л.р. «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их.
Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом
12 Строение клетки. Пластиды. Хлоропласта Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
13 Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты
14 Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки
15 Ткани организмов. Обобщающий урок по теме «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов» Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки
16 Итоговое тестирование по теме «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов» Знать все определения темы, основные факты, признаки и сущность протекания процессов жизнедеятельности
Многообразие организмов (18 ч)
17 Организм. Клеточные и неклеточные формы жизни. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Основные царства живой природы Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классифицировать)
18 Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера Выделять существенные признаки бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
19 Грибы:их отличительные особенности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека
20 Л.р. «Особенности строения мукора и дрожжей» Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать строение мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом
21 Характеристика царства Растения. Низшие и высшие растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Растение – целостный организм (биосистема).
Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения.
Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.
22 Жизненные формы растений.Условия и среда обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека.
Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую
23 Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование человеком Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека
24 Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников. Их роль в природе и жизни человека. Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека
25 Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение. Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека
26 Семенные растения. Отдел Голосеменные растения, отличительные особенности и многообразие. Их роль в природе, использование человеком Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека
27 Отдел Покрытосеменные растения: общее знакомство с цветковыми растениями.Многообразие и роль покрытосеменных растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую
28 Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы.
Л.р.«Изучение органов цветкового растения» Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения.
29 Общее знакомство с животными, их многообразие и классификация. Среды обитания животных.Значение животных в природе и жизни человека, охрана животных Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека.
Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую
30 Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека.
Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека
31 Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека.
Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными.
Объяснять роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека
32 Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Л.р. «Изучение строения позвоночного животного» Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека.
Сравнивать представителей позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль позвоночных животных в природе и жизни человека
33 Обобщающий урок-проект «Многообразие и охрана живой природы». Растительный и животный мир родного края. Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую
34 Итоговый тест по теме «Многообразие организмов» Знать основные факты и определения по теме.
35 Итоговая контрольная работа по темам курса биологии 5 класса Знать основные факты и определения изученных в 5 классе тем.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
а) Учебные и методические пособия
Методические пособия для учителя
1. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2011 г..2. Пасечник В. В. Уроки биологии. 5-6 класс: методическое пособие. — М.: Просвещение, 2015 г.
Учебники
1. Пасечник В. В.Биология.. 5 - 6кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.– М.: Просвещение, 2015,
Рабочие тетради
Пасечник В. В.Рабочая тетрадь. Биология. 5 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. .– М.: Просвещение, 2015
Диагностические работы
Биология. 5 класс. Диагностические работы. Вертикаль. Москва: Дрофа, 2015
Дополнительная литература:
1. Предметные олимпиады. 5-11 классы. Биология. ФГОС Москва: Просвещение, 2015.
2. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
Биология. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В..
3. Сайты для учителя
1. «Сайт учителя химии и биологии» http://bio1357him.ucoz.ru/2. «Учебно – методический кабинет» http://ped-kopilka.ru/4. Технические средства обучения
Персональный компьютер
Ксерокс
Микрофон
Наушники
Принтер
Сканер
Микроскоп (включает в себя набор предметных и покровных стекол, препаровальную иглу)
Брайлевский принтер