Стаья Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по Социально-бытовой ориентировке

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по

социально-бытовой ориентировке


Введение

Проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающей действительности, а в дальнейшем и их интеграции в общество продолжают оставаться актуальными. Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и одной из целей образования лиц с ограниченными возможностями является их социальная адаптация и успешная интеграция. Воспитанникам и обучающимся коррекционных школ, интернатов, детских домов необходимо быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность решать максимально самостоятельно жизненно важные для них вопросы.

Особенно это касается тех групп детей, которым в связи с объективными трудностями адаптации и интеграции необходимо усиленное развитие социальных навыков, и в частности, коммуникативных умений, бытовых навыков самообслуживания. Направленность обучения на формирование практических навыков и коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями не только создаёт основу для их дальнейшего успешного обучения, но и положительно влияет на их социализацию, играет роль инструмента самореализации в процессе их включения в жизнь общества.

К категории лиц с ограниченными возможностями и различными проблемами в развитии относятся и дети с нарушением зрения – слепые и слабовидящие.

Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта и предметами личной гигиены; на развитии коммуникативных способностей учащихся, которые проявляются в овладении средствами коммуникации, в построении процесса общения, в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.

1.1. Задачи и содержание обучения



В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 и от 10 марта 2000 года №212 определена специфика образовательного процесса и содержание образования для данной категории детей.

В системе коррекционных образовательных учреждений такой предмет, как «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) является одним из приоритетных направлений.

Учебный предмет «СБО» представляет собой динамическую систему знаний, умений, навыков, потребностей и привычек, которыми школьник овладевает в процессе активного взаимодействия с социальной средой и возникающими на этой основе типами общения и отношений, реализуемых личностью на практике.

За время обучения детей с нарушением зрения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении у них необходимо сформировать социально-адаптивные и коррекционно-компенсаторные способы ориентировки и поведения применительно, как к учебному процессу, так и к социуму в целом.

Содержание образования направлено на решение следующих задач:

- формирование представлений о себе; знание и понимание своих особенностей: сложность ориентировки в окружающем их пространстве; осознание своих потенциальных возможностей, позволяющих успешно адаптироваться к окружающей действительности;

- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентировка в среде;

- формирование коммуникативных умений;

- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

-обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

-экономическое и правовое просвещение и воспитание.

Для успешной реализации данных задач требуется осознание педагогом направленности занятий по СБО на формирование и развитие специальных умений, требующих регулярного и систематического применения в практической деятельности;

учёт особенностей развития детей с нарушением зрения, индивидуальный, личностно-ориентированный подход; чётко выстроенная система работы и осуществление систематического длительного педагогического воздействия для достижения результата в области социально-бытовой ориентировки.



1.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы

по СБО

I. Предметно-практическая деятельность и самообслуживание

1.Ведение домашнего хозяйства

а) Уход за вещами

б) Уборка помещения

в) Кулинария

2.Личная гигиена

II. Коммуникативная деятельность

На основании данных направлений в программе учебного предмета «СБО» выделены следующие разделы: «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Личная гигиена», «Культура поведения».



1.3.Основные задачи и примерное содержание обучения

Примерное содержание обучения рассмотрим на примере I направления коррекционно-педагогической работы «практическая предметная деятельность».

Предметно-практическая деятельность

Обучение предметно-практической деятельностью направлено на формирование у слабовидящих младших школьников целенаправленных действий с различными предметами и материалами ( усвоение назначения и правил обращения с предметами, выработка необходимых навыков использования и применения данных предметов) и является основой дальнейшего обучения в области ведения домашнего хозяйства.

В ходе обучения предметно-практической деятельностью воспитывается интерес к данному виду деятельности, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие зрительно-двигательной координации, пространственных представлений.

Содержание обучения включает функциональное использование предметов: столовых приборов и посуды, предметов мебели, бытовых приборов, других предметов быта, окружающих ребёнка.

Ведение домашнего хозяйства

Уход за вещами

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке. На занятиях данного цикла формируются и совершенствуются навыки самообслуживания, умение ухаживать за одеждой и обувью, поддерживать порядок в шкафу с бельм.

1.Обучение стирке:

Ручная стирка:


· знакомство с ёмкостями для ручной стирки;


· знакомство с моющими средствами (мыло, порошок, жидкие средства);


· сортировка белья на цветное и белое перед стиркой

· наполнение ёмкости для стирки водой (определение количества и температуры воды);


· определение количества моющего средства для данного количества белья с использование мерок (мерный стакан, ложка), растворение моющего средства в воде;


· замачивание белья;


· намыливание белья, движения рук при стирке;


· полоскание белья;


· отжим белья различными способами(скручивание, сжатие в руке);


· встряхивание белья;


· развешивание белья на просушку.


2.Глажение утюгом:


· установка гладильной доски;


· подключение утюга к сети;


· определение готовности утюга к работе;


· раскладывание белья на гладильной доске;


· фиксация белья на гладильной доске при помощи булавки с головкой;


· смачивание белья водой с использованием пульверизатора или клавиши на утюге;


· движения руки с утюгом при глажении.


3.Складывание белья и одежды:


· сворачивание белья и одежды;


· выворачивание одежды на лицевую сторону;


· вывешивание на «плечики»


· сортировка по полкам в шкафу.


4. Чистка одежды:


· знакомство с разнообразием щёток для чистки;


· движение руки со щёткой по загрязнённой одежде;


· стряхивание загрязнений с одежды.

5. Мелкий ремонт одежды:


· пришивание пуговиц с разным количеством отверстий и разными способами (вдевание нити в иглу, уравнивание концов нити, завязывание узелка, прокалывание ткани через отверстие пуговицы);


· зашивание дырки швом «через край»;


· пришивание петельки;


· подшивание нижнего края одежды швом «вперёд иголкой».


6.Уход за обувью:


· хранение обуви в специально предназначенных местах;


· мытьё обуви;


· просушивание обуви;


· чистка обуви (знакомство с разнообразием щёток и средств для чистки обуви, их назначением, движение руки со щёткой по обуви).


Уборка помещения

Задачи и содержание обучения связаны с формированием бытовой деятельности детей. Обучение направлено на формирование умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в жилых и подсобных помещениях. Основные задачи обучения:

-формирование умения определять необходимость в наведении чистоты и порядка;

- формирование умений обращаться с уборочным инвентарём: метла, швабра, щётка, совок, ведро и др.;

-формирование навыков выполнения уборочных работ в помещении.


1.Обращение с инвентарём:


· определение необходимого для работы инвентаря;


· подготовка инвентаря к работе;


· приёмы работы с различным инвентарём (ведро, тазик, метла, швабра, щётка, совок, распылитель для мытья зеркал и стёкол и др.);


· соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментами;


· уход за инвентарём и его хранение.

2. Уборка мусора:


· собирание мусора в ведро;


· вынос мусора в специальный контейнер.


3. Подметание пола:


· определение необходимости подметания пола;


· определение места для уборки и направления движения при подметании;


· заметание мусора на совок;


· высыпание мусора в мусорное ведро.


4. Мытьё пола:


· определение необходимости мытья пола;


· наполнение ёмкости водой (ведро, таз) для мытья пола;


· подбор необходимого моющего средства;


· определение нужного количества моющего средства с использованием мерки;


· смачивание, отжимание тряпки;


· определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды;


· выливание грязной воды в указанное место;


· просушивание мокрых тряпок.



5. Мытьё окон и зеркал:


· определение загрязнённости окон и зеркал;


· нанесение моющего средства на стекло ( с помощью распылителя, влажной тряпки и др.);


· смывание раствора влажной тряпкой;


· протирание стекла сухой тряпкой, газетой;


· использование специальных щёток для мытья окон.


Кулинария

Приготовление пищи, как конкретная по содержанию практическая деятельность, является наиболее доступным средством активного познания окружающей действительности. В ходе проведения занятий по кулинарии решаются следующие задачи:

формирование у детей интереса к приготовлению пищи, воспитание привычки к соблюдению личной гигиены, привитие навыков правильного поведения за столом. Все виды работ по кулинарии должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности и состоять из доступных для детей операций.

1.Соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи:


· приготовление пищи в специально отведённом месте;


· мытьё рук пере началом работы;


· использование чистой посуды;


· использование специальной одежды (фартук, косынка, колпак);


· поддержание чистоты рабочего места (кухонный стол, плита, раковина);


2. Обращение с кухонной посудой:


· функциональное использование;


· различение грязной и чистой посуды;


· мытьё и чистка (использование моющих средств, ополаскивание);


· хранение в определённом месте.



3. Использование бытовых приборов для приготовления пищи (тостер, миксер, электрический чайник, электрическая плита, микроволновая печь, духовка):


· определение назначения прибора;


· включение/выключение;


· пользование регуляторами температуры, скорости;


· установка времени приготовления пищи (использование таймера);


· мытьё и хранение приборов.


4. Использование мерной посуды (ложка, кружка, мерный стакан):


· подбор необходимой мерной посуды;


· наполнение продукта, жидкости до метки.


5. Соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи (холодные закуски, горячая еда, пища из полуфабрикатов, салаты, десерты, холодные и горячие напитки):

5.1. Выбор блюда для приготовления;

5.2. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда;

5.3. Распознавание продуктов с использованием всех сохранных анализаторов (по этикетке, упаковке, внешнему виду, запаху, вкусу);

5.4.Выбор посуды и кухонных приборов;

5.5. Обработка и приготовление продуктов:


· мытьё;


· нарезание;


· очистка;


· натирание;


· перемешивание;


· варка;


· тушение;


· жарка.

5.6. Определение степени готовности блюда (по времени, по внешнему виду, по вкусу).


6. Правильное хранение продуктов:


· в определённом месте и упаковке (холодильнике, пакете, банке и т.д.);


· определение срока хранения (находить информацию о сроке годности продукта, распознавать испорченные продукты).
7. Сервировка стола:


· выбор посуды и приборов, подходящих к блюду и напиткам;


· раскладывание приборов на столе.
15