Задания для учащихся 2 класса по теме Мягкий знак разделительный и показатель мягкости.
Задания для проверки знаний учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».
Выборочные диктанты.
Записать слова с разделительным мягким знаком.
1) Ночью была вьюга. 2) Трещали сухие сучья сосны. 3) Летели хлопья снега. 4) Илья Воробьёв и Кузьма Муравьёв - друзья. 5) С гор бегут ручьи. 6) На снегу лисьи следы. 7) Чирикают воробьи. 8) В кустах поют соловьи. 9) Грачи вьют гнезда. 10) Скоро польёт дождь. 11) Таня шьёт платье. 12) На сосне жильё белки. 13) Деревья стоят в инее. 14) Осенью птицы улетают на юг. 15) Слышны птичьи голоса. 16) Пчёлы спрятались в ульи. 17) Листья пожелтели.
Проверочные диктанты.
Осенью в лесу.
Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж. (27 слов)
Слова для справок: птичьи.
Зимой в лесу.
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)
Слова для справок: деревьев.
Зимний лес.
Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (40 слов)
Орфографические минутки.
1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.
Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;
варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;
Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;
лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;
птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).
2. Записать слова во множественном числе.
Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;
лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.
3. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй - с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука.
Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;
жилье, коньки, счастье, птичьи, крыльцо, Илья;
Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.
4. Записать полные имена людей.
Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.
Работа над предложением и текстом.
1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить получившийся текст.
Пушистый, накрыл, деревья, снег.
Снегу, много, следов, видно, на.
Ночью, вот, проскакал, хорёк.
Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.
Полянке, оставлены, на, следы, заячьи. 2. Указать порядок предложений в тексте. Озаглавить текст.
Они едят почки разных деревьев.
Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.
Зимой бурундуки крепко спят в норе.
Этот зверёк может разорить гнездо.
Бурундуки - это лесные зверьки.
Задания.
1.Спишите. Вставьте ь, где это следует.
Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.
2.Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?
Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат. Образец: мел – мель.
3.Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.
Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных. Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.
Образец: деталь – лебедь – день – ноль - лошадь – дельфин – нить - тюлень.
4.Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.
Дуб, дерево, ольха, тополь, берёза; дождь, снег, осадки, иней, град; секунда, час, год, день, неделя. 6.Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.
Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.
Тест «Проверь себя».
1.В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:
а) пень, соловьи, метель, морковь;
б) угольки, зверь, коньки, фасоль;
в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.
2. В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:
а) деньки, крыльцо, брать, мельник;
б)воробьи, песня, здесь, ночью;
в) друзья, ручьи, лисья, варенье.
3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.
Наташа - … , Даша - … , Таня - … , Луша - … , Илюша - … , Уля - … .
4. Поставьте слова во множественное число.
Друг - … , брат - … , звено - … .
Дерево - … , сук - … , перо - … .
Лист - … , колос - … , прут - … .
5. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.
рога оленя - …
шкурка белки - …
лапа зайца - …
берлога медведя - …
6. Составь и запиши пословицу из данных слов.
Без, учен…я, умен…я, нет.
7. Подбери к данным словам противоположные по значению.
Работа – безделье, болезнь - … , скука - … , враги - … , вред - … .
8. Подбери к данным словам близкие по значению.
Приятели – друзья, метель - …, дом - … , горе - … , вьюга - … .
Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».
1. Укажи слово, в котором пишется Ь. 1) ступен...ка 2) кан...тик 3) грус...тить 4) девоч...ка 2. Укажи слово, в котором не пишется Ь. 1) скол...зить 2) птен...чик 3) колокол...чик 4) пис...мо 3. Укажи слово, в котором пишется Ь. 1) с...темнеет 2) пол...за 3) хищ...ник 4) почис...ти 4. Укажи слово, в котором не пишется Ь. 1) мос...тик 2) Ол...га 3) бол...шой 4) вос...мой 5. Укажи слово, в котором пишется Ь. 1) новос...ть 2) жен...щина 3) поч...товый 4) брос...те 6. Укажи слово, в котором не пишется Ь. 1) воз...му 2) дал...ний 3) тон...ше 4) доч...ка 7. Укажи слово, в котором пишется Ь. 1) хвос...тик 2) огон...ки 3) точ...ный 4) вин...тик 8. Укажи слово, в котором пишется Ь. 1) песоч...ный 2) гос...ти 3) пал...чик 4) в поез...де 9. Укажи слово, в котором не пишется Ь. 1) апел...син 2) Кос...тя 3) ден...ки 4) встан...те 10. Укажи слово, в котором пишется Ь. 1) гроз...ди 2) овощ...ной 3) з...десь 4) л...ды
Проверочная работа
по теме «Мягкие и твёрдые согласные».
2 класс
Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.
а, ы, ю, я, о, э, е, ё, у, ъ ______________________
Подчеркни в словах мягкие согласные:
Пень, сито, ягода, малина.
Подчеркни в словах твёрдые согласные:
Лист, гуси, поле, рис.
Выбери из ряда и запиши в нужную строку:
щ, ш, ч, ж, ц, йВсегда твёрдые согласные:_____________________________
Всегда мягкие согласные:_____________________________
Прочитай слова. Подбери и запиши слово с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах.
Сила лось сел сяду сёла
__________________________________________________________________________
Прочитай слова. Где надо, вставь ь.
Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…, сон…, лошад…, стон…, забор… .Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:
Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.
Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________
Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________
Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.
Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины, дядя.
Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.
Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.
Прочитай предложения, исправь ошибки.
Йаша и Тола – шорошийэ друзьйа. Пэта нос портфэл. Вэтэр поднал снежнуйу пыл.
Сделай транскрипцию слов:
салют ___________________ ель_____________________________
вьюга____________________ Юля____________________________