Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука


УМК «Школа России»; 1 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г.Тема урока: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению мягкого знака как показатель мягкости согласного звука.
Задачи:
Предметные: содействовать усвоению правила употребления мягкого знака; развитию умений соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения букв в словах, подбирать примеры слов с мягким знаком; закреплению изученных словарных слов; формированию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся повторению и закреплению начертания строчных (заглавных) букв; развитию связности и безотрывности письма; закреплению правил красивого письма; воспитанию внимательного отношения к слову, активного отношения к приобретаемым умениям на уроке; уточнению и активизации словаря учащихся на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать формированию интереса к учебному материалу; представлению о причинах успеха в учебе.Метопредметные задачи: способствовать формированию УУД
а) регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривать вслух последовательность проводимых действий, составляющих основу освоения деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие корректировки.
б) познавательные – понимать знаки, символы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
в) коммуникативные – принимать участие парами и группами; договариваться, приходить к общему мнению.
Оборудование урока: учебник русского языка 1 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г., записи на доске, презентация к уроку.
Ход урока
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы
Орг. момент мин Проверяет готовность обучающихся к уроку;
Просит показать правильность посадки за столом, положение тетради при письме;
Предлагает упражнения для развития кистей рук и пальцев. Показывают готовность к уроку;
Показывают правильную посадку, наклонное положение тетради;

Выполняют вращательные движения кулачками в разные стороны, под счет учителя массируют каждый пальчик с речевым сопровождением (большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел. Правильность расположения учебных принадлежностей на столе.
Плакат «Сиди правильно»;
Обращает внимание на правильное произношение слов.
Минутка чистописания 5 мин Мотивация:
Ребята, что нужно знать для того чтобы уметь писать красиво?
Зачем нужно уметь красиво писать?
Предлагает определить тему чистописания:
- Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись:
5 – д, 9- з, 29- ?3. Просит прописать в строчку букву «ы».
4. Контролирует выполнение задания. Предлагает самооценку.
Правила красивого письма
- Чтобы то, что мы написали, понимали люди, которые будут читать.
Угадывают букву «ы».

3. пишут в строчку букву «ы».

4. Анализируют работу, подчеркивают ошибки в начертании букв, выполняют самооценку. Образец учителя на доске правила красивого письма на слайде
Шкала самооценки. Критерии:
1-2 ошибки (высокий уровень)
3-4 ошибки ( средний уровень)
5 и более (низкий уровень).
Словарно – орфографическая работа 5 мин Словарный диктант , учитель показывает иллюстрации с изображением словарных слов, просит подчеркнуть безударные гласные и обозначить ударение
Проверка:
Сравните свою запись с записью на доске и проверьте правильность выполнения задания. Записывают слова в тетрадь (4 слова: дежурный, класс, корова, молоко)
Учащиеся сравнивают свою запись, отмечают ошибки и на шкале самооценки показывают уровень выполнения задания .2.Презентация (слад 1), самооценка своей деятельности.
Сомоопределение к деятельности: формулировка темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности 5 мин Выдвигают проблему:
Прочитайте написанные слова, что в них общего?
На какие 2 группы можно разделить эти слова?
Запишите эти слова в 2 столбика
Какое место занимает мягкий знак в словах 1 столбика? Какова его роль в этом случае?
Какое место занимает мягкий знак в словах 2 столбика? Какова его роль в этом случае?
Ребята, как вы думаете, какова тема урока? Что мы будем сегодня изучать?
Учитель просит открыть учебники на странице 87 и уточнить тему урока.
Учитель просит сформулировать уели и задачи урока.
Учитель предлагает вопрос:
Ребята, как вы думаете зачем нужны знания по этой теме? Они пригодятся нам в жизни? А когда? Все слова имеют мягкий знак.
В зависимости от места нахождения мягкого знака.
1 столбик: апрель, лошадь
2 столбик: яблонька, альбом, пальцы
Мягкий знак показывает, что согласный звук произносится мягко.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Работа в парах.
Цель: узнать когда употребляется буква мягкий знак
Задачи: будем решать учебные задачи, познакомимся с правилом и будем работать в парах, выполняя задания.
– Пригодятся, например, когда мы будем писать записку, чтобы нас правильно поняли, нужно уметь употреблять мягкий знак в словах. На слайде №2 представлены слова: Апрель, лошадь, яблонька, альбом, пальцы.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
Работа с учебником.
Работа в группах
Физкультминутка 2 мин А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели все за дело.Актуализация опорных знаний 3-4 мин Учитель предлагает задание:
Прочитайте слова, добавьте букву мягкий знак к этим словам:
Мел…
Шест…
Мол…
Угол…
Какие слова у вас получились?
Объясните почему получились новые слова?
Какой вывод можно сделать о работе мягкого знака в этих слова?
Предлагает звуко – буквенный анализ слов:
Определите количество букв и звуков в данных словах
Отвечают на вопросы учителя устно.
Объясняют лексическое значение полученных слов . Ответ: мягкий знак обозначает мягкость предшествующих согласных и вносит новое значение.
Уточнение словаря учащихся (слайд 3)
Первичное усвоение новых знаний 8-10 мин Предлагает выполнить упражнение №2
Какая учебная задача предлагается в этом упражнении?
Контролирует выполнение упражнения:
Прочитайте пары слов, какими звуками они различаются?
Как обозначена на письме мягкость согласных звуков?
Какую роль играет мягкий знак в словах?
Предлагает познакомится с правилом на странице 88.
Работа над формулировкой правила
Когда употребляется в словах мягкий знак? В какой части слова употребляется мягкий знак? Что обозначает мягкий знак в слове?
Предлагает прочитать задание к упражнению №1.
Прочитайте четверостишие Е. Серовой.
О чем говорится в этом четверостишие? Почему это растение называется подснежник? А как еще автор называет подснежник? Почему?
Найдите и прочитайте слова, в которых употребляется мягкий знак.
Что вы знаете о выделенной в этих словах букве? Какую роль она выполняет в этих словах?
Расскажите, что вы узнали сегодня употреблении мягкого знака в словах? Читают задание упражнения №2; выполняют упражнение №2 в тетрадях.
Анализируют количество звуков и букв в словах, объясняют лексическое значение слов.
Мягкий знак указывает на мягкость согласных звуков и употребляется в конце и в середине слов.
Читают правило.
Отвечают на вопросы учителя.
Объясняют лексическое значение слов.
Учащиеся находят слова: в полутьме, маленький
Учащиеся рассказывают правило. Работа по учебнику.
Работа по учебнику.
Первичная проверка понимания
5-7 мин Предлагает изучить учебную задачу в упражнении №3.
Почему в записанных словах звуков меньше чем букв?
Каким правилом вы пользовались при выполнении данного упражнения?
Предлагает работу в парах. Упражнение №4.
Контролирует выполнение задания
Какие слова вы вписали в клеточки кроссворда?
Что вы можете сказать о правописании этих слов?
Что обозначает в этих словах мягкий знак?
В каком месте слова употребляется мягкий знак? Внимательно изучают учебную задачу, выполняют упражнение №3 в тетрадях
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Ученики рассказывают или читают правило.
Работа с кроссвордом (упражнение №4)
Работают с распечатанными листами с изображением данного кроссворда
От каждой пары отвечает один ученик. По вызову учителя один ученик работает у доски комментируя, работа по учебнику.
Работа в парах.
Фронтальный опрос.
Информация о Д/З1 мин Объясняет выполнение упражнения №5в тетрадях:
Запишите эти слова через запятую, первое слово с большой буквы, подчеркните мягкий знак в словах. Работа по учебнику.
Рефлексия 1 мин Предлагает закончить следующие фразы своими словами:
Сегодня я узнал(а)…
Я научился(ась)…
Мне было интересно…
Мне было трудно… Учащиеся выбирают одну из фраз и отвечают на нее. Итог урока 1 мин Учитель комментирует рефлексию учащихся, высказывает поощрение активным учащимся.
Ребята, как вы думает, те знания, которые мы использовали сегодня пригодятся нам? Самооценка.