Рабочая программа Этика азбука добра 1 класс
Пояснительная записка к факультативу «Этика: азбука добра»
на 2015-2016 учебный год_ 1 класс
1.Название, автор и год издания предметной учебной программы,
на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе авторской программы «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год).
Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра» разработана на основе рабочей программы по курсу «Этика: азбука добра» МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода, авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи: формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Внеурочная деятельность факультатива «Этика: азбука добра» организуется по духовно-нравственному направлению развития личности.
Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели
в соответствии с образовательной программой учреждения
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
« Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
Авторская программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год).
4. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа в 1 классе рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), фактически по календарю на 2015-2016 учебный год – 32 часа.
Уплотнение произведено за счет объединения занятий №32: «Здравствуйте» и «До свидания» и №33: Итоговое занятие
II. Общая характеристика курса в учебном плане
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предлагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива « Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор, для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интеpeca к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, ёе эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
. Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 132 ч.
IV. Ценностные ориентиры содержания факультатива
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета
. В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений С другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования и нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренировочный характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие
других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
VI. Содержание курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома
(начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека ;
практических и жизненных ситуациях;— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
VII. Тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела программы Тема занятия
1 класс 33ч
1 Школьный этикет 5ч Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой.
2 Правила общения 11ч Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья.
3 О трудолюбии 6ч. Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
4 Культура внешнего вида 4ч Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место.
5 Внешкольный этикет 7ч Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».
2 класс 34ч
6 Школьный этикет 7ч Дисциплина в школе и классе. В библиотеке: люби книгу. Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка
7 Правила общения 6ч Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово — держи его. Диалоги со сверстниками.
8 О трудолюбии 8ч. Учусь всё делать сам. Взаимопомощь дома и в школе. Беречь результаты труда.
9 Культура внешнего вида 4ч Правила личной гигиены. Бережное отношение к своей одежде.
10 Внешкольный этикет 9ч Правила поведения в общественных местах. Бережное отношение к природе
3 класс 34ч
11 Школьный этикет 7ч Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.
12 Правила общения 6ч Время надо беречь. Слово лечит, слово ранит. Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
13 О трудолюбии 8ч. Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд.
14 Культура внешнего вида 4ч Уход за своими вещами. Одежда будничная и праздничная.
15 Внешкольный этикет 9ч Разговор по телефону. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Поведение на природе
4 класс 34ч
16 Школьный этикет 7ч Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших. Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
17 Правила общения 6ч Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома?
18 О трудолюбии 8ч. Культура физического и умственного труда. Золотые руки. Герои труда.
19 Культура внешнего вида 4ч Что такое культура внешнего вида? Одежда и осанка. Вежливость и внешний вид.
20 Внешкольный этикет 9ч Готовимся к празднику. Осваиваем правило «так нельзя».
Тематическое планирование
по курсу «Этика: азбука добра» на 2015-2016 учебный год
1 класс
№ Наименование раздела Часы учебного времени
1 класс 33 часа
1 Школьный этикет 5
2 Правила общения 11
3 О трудолюбии 6
4 Культура внешнего вида 4
5 Внешкольный этикет 7
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
по курсу «Этика: азбука добра» на 2015-2016 учебный год_ 1 класс
№ Наимено-вание раздела программы Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся Дата проведения
По плану Факти-чески
Школьный этикет Мы в школе 01.09 Предметные: Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений ;
планировать свои действия;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное
мнение и позицию;
Личностные УУД: расширять
активный словарь, включая
в него новые термины;
Мы пришли на урок Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации 08.09 Зачем нужны перемены? Предметные: Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях 15.09 Мы в школьной столовой Предметные: Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях 22.09 Правила поведения за столом Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации 29.09 Правила общения Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Предметные: Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации
Коммуникативные УУД: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
-оценивать свои желания и возможности их реализации.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные УУД: устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
— выделять существенные характеристики товара.
Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации
Коммуникативные УУД: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
-оценивать свои желания и возможности их реализации.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные УУД: устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
— выделять существенные характеристики товара.
Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации
Коммуникативные УУД: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
-оценивать свои желания и возможности их реализации.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные УУД: устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
— выделять существенные характеристики товара.
Личностные УУД: Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;
Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию
Личностные УУД: Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки
Познавательные УУД: строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии
Коммуникативные УУД: соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия 06.10 Правила вежливости Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми 13.10 Элементарные представления о добрых и недобрых поступках Предметные: Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры 20.10 Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов Предметные: Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов 03.11 Значение вежливых слов в жизни Предметные: Употреблять в различных ситуациях слова вежливости 10.11 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам Предметные: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками 17.11 Мой учитель Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем 24.11 Думай о других: сочувствие, как его выразить? Предметные: Уметь проявлять заботу о других, сочувствие 01.12 Моя семья Предметные: Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях
Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода) 08.12 Пути выхода из конфликтной ситуации Предметные: Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) 15.12 Практическое знакомство с правилами коллективных игр Предметные: Уметь применять на практике правила коллективных игр 22.12 О трудолюбии Значение труда в жизни людей Предметные: Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда 12.01 Что помогает учиться лучше (старательность) Предметные: Уметь практически применять правила коллективных игр 19.01 Учение как основной труд и обязанность школьника Предметные: Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда 26.01 Трудолюбие как главная ценность человека Предметные: Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности 02.02 Трудолюбие как главная ценность человека Предметные: Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека 09.02 Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) Предметные: Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности 01.03 Культура внешнего вида Внешний вид человека Предметные: Определять оптимальные правила внешнего вида 15.03 Правила опрятности и их значение для здоровья Предметные: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности 22.03 Основные правила Мойдодыра Предметные: Применять основные правила Мойдодыра 05.04 Итоговое занятие Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
12.04 Вне-школьный этикет Правила поведения на улице Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
19.04 Правила поведения в транспорте Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации 26.04 Правила поведения в общественных местах Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
03.05 Вежливое отношение к людям Предметные: Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям
10.05 «Спасибо» и «пожалуйста» Предметные: Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста»
17.05 «Здравствуйте» и «до свидания»
Итоговое занятие Предметные: Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания»
24.05 Предметные: Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
по курсу «Этика: азбука добра»
№ Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой
Основная литература для педагога:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Дополнительная литература для детей:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.
Барто А.Л. «В театре».
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
Осеева В.А. «Волшебное слово».
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.
Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Толстой Л.Н. Волк и собака.
Чуковский К. И. «Федорино горе».
Чуковский К.И. «Мойдодыр».
Чуковский К.И. «Телефон».
Чуковский К.И. «Краденое солнце».
Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.
Демонстрационные картинки с изображением профессий
Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
Наборы сюжетных картинок
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).
Аудиоцентр/ магнитофон.
Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Полки для Уголка книг
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.