Рабочая программа по предмету Естествознание по учебнику С.А. Титова, И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»
Рабочая программа по ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
10з класс

2015-2016 учебный год
г. Советский
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в качестве важнейших требований выдвигается формирование у учащихся готовности и способности выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и действия; способности совершать самостоятельные поступки. Эти поступки и действия человек совершает на основе естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве, так как природа, общество и человек представляют собой целостную взаимосвязанную систему. В достижении этих требований большую роль играет естествознание, которое призвано формировать у учащихся не фрагментарное, а целостное восприятие окружающего мира.
Введение курса естествознания в старшей школе вызвано следующими причинами.
В области естественно-научного образования предлагается альтернатива: или изучение химии, физики и биологии на базовом уровне из расчета 1 ч в неделю, или интегрированный курс естествознания из расчета 3 ч в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.
На выходе из школы в сознании у большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, но отсутствует единая естественно-научная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.
Нарушается преемственность между средней и высшей школой. В гуманитарных вузах обязательным является изучение курса «Естественно-научная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».
Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественно-научного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10—11 классах гуманитарный профиль.
В ряде зарубежных стран накоплен определенный опыт изучения естествознания на заключительном этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир».
Концепция предлагаемого курса состоит в рассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, физической географии, астрономии и экологии. Соответственно в основу курса положены не логика и структура частных естественно-научных дисциплин, а идея антропоцентризма, т. е. построение курса в логике и структуре восприятия учеником естественного мира в синтезе физических, химических и биологических представлений.
В новом курсе естествознания представлены важнейшие понятия, законы и теории частных учебных дисциплин, которые обобщены в естественно-научные понятия, законы и теории, а также важнейшие прикладные аспекты, связь изучаемого материала с жизнью, знакомство с важнейшими достижениями современного научно-технического прогресса ( биотехнологии, нанотехнологии и др. ).
Большое внимание (более 25% учебного времени) уделяется эксперименту, лабораторным и практическим работам. ФГОС в качестве осязательного элемента при обучении в старших классах предусматривает выполнение каждым учеником индивидуального проекта. Без исследовательских умений и навыков создать проект будет сложно. Чтобы совершенствовать эти умения и навыки, в каждом учебнике предусмотрена глава «Практические работы». Работы, предложенные в ней, могут послужить основой для выполнения индивидуального проекта.
Место предмета в учебном плане
«Естествознание», хотя и относится к предметам по выбору, является обязательной частью базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 ч в неделю в 10—11 классах.
«Естествознание» предназначено для изучения в школах и классах, непрофильных по отношению к естественно-научным дисциплинам, в первую очередь в профилях гуманитарной и социально-экономической направленности. Введение «Естествознания» позволит значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого целесообразнее использовать на расширение и углубление профильных учебных предметов (литературы, языков, истории и т. д.).
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Естествознание», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у учащихся не только целостную естественно-научную картину мира, но и побуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Основным результатом познавательного отношения к естественному миру в культуре является установление смысла и значения содержания объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета «Естествознание» заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о естественном мире, так и познавательные ценности:
— освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук, знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, позволяющими раскрыть его роль в представлениях человека о природе, развитии техники и технологий;
— овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки использования естественно-научной информации, полученной из различных источников для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам (экологическим, энергетическим, сырьевым и др.);
— развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации полученных при этом результатов;
— воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремление к обоснованности высказываемой позиции и уважение к мнению оппонентов при обсуждении проблем; осознанное отношение к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;
— использование естественно-научных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения естествознанию являются: в ценностно-ориентационной сфере — воспитание чувства гордости за российские естественные науки;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения программы по естествознанию являются:
— овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности, применения основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;
— овладение основными интеллектуальными операциями: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
— формирование умений генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
— формирование умений определять цели и задачи деятельности, а также выбирать средства реализации этих целей и применять на практике; формирование умений использовать различные источники для получения естественно-научной информации и понимания зависимости от содержания и формы представленной информации и целей адресата.
Предметными результатами изучения естествознания являются: в познавательной сфере:
— овладение умениями давать определения изученных понятий;
— описание демонстрационных и самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого русский (родной) язык и язык естественных наук;
— классификация изученных объектов и явлений;
— наблюдение демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, естественных явлений, протекающих в природе и в быту;
— изложение выводов и умозаключений из наблюдений, изученных естественно-научных закономерностей, прогнозирование поведения и свойств неизученных естественнонаучных объектов по аналогии со свойствами изученных;
— структурирование изученного материала;
— интерпретация естественно-научной информации, полученной из других источников, оценка ее научной достоверности;
— самостоятельный поиск новых для себя естественно-научных знаний, используя для этого доступные источники информации;
в ценностно-ориентационной сфере:
— анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
в трудовой сфере:
— проведение естественно-научных экспериментов и выполнение индивидуального проекта исследовательского характера;
в сфере физической культуры:
— соблюдение правил техники безопасности при работе в кабинете естествознания (физики, химии, биологии);
— оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами, электрическим током и лабораторным оборудованием.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)

Четверть, год Часов в неделю Всего Контрольных работ
1 четверть 3
2 четверть 3
3 четверть
3 4 четверть
3 ГОД
105 III. Поурочно – тематическое планирование
№ Тема раздела, урока Кол –во часов Дата Примечание
Возникновение и развитие естествознания
Характеризовать возможности обучения человека в сравнении с остальными животными. Приводить примеры объектов и относить их к определенной категории.
Объяснять происхождение и первичное значение термина «Философия». Характеризовать работы философов Древней Греции как истоки современного естествознания.
Сравнивать развитие естествознания в период раннего Средневековья в странах Европы и Передней и средней Азии.
Сравнивать наблюдение и эксперимент. Объяснять значение наличия контрольной группы.
Определять размеры объектов в древних единицах измерениях. Строить график, отражающий динамику собственной успеваемости.
На примере модели «хищник - жертва» разбирать возможности математического моделирования.
Возникновение познания 1 Античная натурфилософия 1 Наука и техника в поздней Античности 1 От натурфилософии к науке 1 Наблюдение и эксперимент 1 Рождение науки 1 Измерение 1 Представление экспериментальных данных в виде таблицы 1 Представление экспериментальных данных в виде графика 1 Метод моделирования 1 Математическое моделирование 1 Научный метод 1 Гипотезы и теории 1 Естествознание и другие способы человеческого познания 1 Обобщение по теме «Возникновение и развитие естествознания» 1 Мир который мы ощущаем
Устанавливать взаимосвязь между пространством, временем, материей. Сравнивать системы координат. Определять координаты точки в системах координат.
Сравнивать равномерное и равноускоренное движение. Раскрывать значение средней и мгновенной скорости. Характеризовать вектор скорости.
Объяснять почему массу считают мерой инерции. Описывать центростремительную и центробежную силу.
Описывать колебания математического и пружинного маятника. Сравнивать свободные и вынужденные колебания.
Описывать механизм образования волн. Описывать звук как пример механических колебаний.
Сравнивать гравитационные и электростатические поля. Объяснять принцип действия источников питания. Описывать явление электромагнитной индукции.
Приводить примеры использования волн различной длины и частоты человеком.
Устанавливать взаимосвязь потенциальной и кинетической энергии. Сравнивать трение качения и трение скольжения. Характеризовать различные виды энергии.
Пространство, время, материя 1 Пространство и расстояние 1 Время и длительность 1 Измерение времени. Часы 1 Движение – взаимодействие пространства и времени 1 Относительное движение 1 Скорость, вектор скорости 1 Сила 1 Масса: гравитационная и постоянная 1 Ускорение свободного падения 1 Закон всемирного тяготения 1 Криволинейное вращательное движение 1 Периодическое движение 1 Вращения. Колебания 1 Свободные и вынужденные колебания 1 Резонанс 1 Продольные и поперечные волны 1 Зачет по теме «Вращательное движение» 1 Звук 1 Электростатическое взаимодействие 1 Физические поля 1 Движение электрических зарядов 1 Электромагнитное поле 1 Электромагнитные волны 1 Виды электромагнитных волн 1 Использование волн различной длины и частоты человеком 1 Общие свойства волн 1 Зачет по теме «Волны» Потенциальная энергия 1 Кинетическая энергия 1 Взаимопревращения кинетической и потенциальной энергии 1 Трение и сопротивление среды 1 Законы сохранения в природе 1 Зачет по теме «Мир который мы ощущаем» 1 Объекты и законы микромира
Разделять объекты микромира, макромира и мегамира. Изображать схематично модель атома Дж. Дж. Томсона. Описывать планетарную модель атома. Сравнивать альфа, бета и гамма излучения.
Объяснять причины интерференции и поляризации света.
Раскрывать значения фотоэффекта в понимании устройства мира. Определять преимущества модели атома Бора по сравненью с моделью Резерфорда.
Характеризовать корпускулярно – волновой дуализм как свойство, присущее всем объектам микромира. Описывать строение ядра атома. Приводить примеры изотопов, объяснять причины их существования. Характеризовать альфа, бета и гамма распад.
Миры, о которых мы знаем 1 Атомы, история изучения: от Демокрита до Томсона 1 Открытие радиоактивности и модель атома Резерфорда 1 Корпускулярная теории света 1 Волновая теория света 1 Интерференция. Поляризация 1 Фотоэффект 1 Спектры поглощения и отражения 1 Спектры сплошные и линейчатые 1 Атомная модель Бора 1 Корпускулярно – волновой дуализм. 1 Принцип неопределенности и принцип дополнительности 1 Строение ядра 1 Изотопы 1 Ядерный распад и элементарные частицы 1 Зачет по теме «Объекты и законы микромира» 1 Земля и Вселенная
Научится ориентироваться в звездном небе. Объяснять преимущества расположения современных телескопов на спутниках.
Формулировать основные положения о движении Земли. Представлять строение Земли. Формировать представления о строении Солнечной системы, выделять основные категории планет, их характеристики и взаимное расположение.
Сравнивать различные теории возникновения Вселенной, определять их достоинства и недостатки. Описывают гипотезу большого взрыва.
Как и что мы видим во Вселенной. Как исследуют Вселенную 1 Земля и ее вращение 1 Земля и ее строение 1 Строение солнечной системы 1 Планеты земной группы 1 Зачет по теме «Строение солнечной системы» 1 Характеристика и эволюция звезд 1 Наша Галактика – Млечный Путь 1 Возникновение и эволюция Вселенной 1 Скорость света 1 Основы теории относительности 1 Зачет по теме «Земля и Вселенная» 1 Системы и их исследования
Сравнивать порядок и хаос как крайнюю степень беспорядка. Описывать симметрию как один из видов проявления порядка в природе. Выявлять преимущества системного подхода.
Определять взаимосвязь между понятиями «вероятность» и «риск». Оценивать вероятность наступления нескольких независимых событий.
Определять важность использования статистики и ее методов для выявления свойств целого на основании поведения его частей или элементов.
Хаос и закономерность. Симметрия. 1 Системы и системный подход 1 Внешние и внутренние системы 1 Метод исследования 1 Зачет по теме «Системы» 1 Вероятность 1 События невозможные и достоверные 1 Условная вероятность и случайные процессы 1 Вероятность независимых событий 1 Статистические методы естественных и гуманитарных наук 1 Зачет по теме «Системы и их исследования» 1 Химические элементы вещества
Прогнозировать свойства химических элементов и их соединений на основе Периодической системы Д.И. Менделеева распознавать характерные признаки химического элемента. Понимать суть Периодического закона и расположение элементов в Периодической таблице.
Рисовать электронное ядерное строение атомов водорода, гелия, углерода. Сравнивать процессы окисления и восстановления.
Объяснять связь расположения электронов на орбиталях с валентностью атома. Определять типы химической связи в соединениях.
Определять тип химической реакции. Составлять уравнения реакции. Сравнивать эндо - и экзотермические реакции.
Формулировать различия между неорганическими и органическими веществами. Описывать применение электролиза. Составлять структурные формулы различных органических соединений.
Сравнивать особенности строения различных циклических органических соединений. Рассказывать о получении и использовании синтетических полимеров.
Характеризовать основные категории органических соединений, входящих в состав живых организмов, как на уровне мономеров (моно – и дисахариды, нуклеотиды, аминокислоты), так и на уровне полимеров (полисахариды, нуклеиновые кислоты, белки).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 1 Строение атома 1 Свойства химических элементов 1 Валентность. Химическая связь 1 Схемы и уравнения реакций. Типы химических реакций. 1 Скорость и энергия химических реакций 1 Зачет по теме «Схемы и уравнения реакций» Строения и свойства неорганических веществ. Кислоты и основания. 1 Соли и их применение 1 Строения и свойства органических веществ 1 Циклические органические соединения 1 Получение и использование синтетических полимеров 1 Соединения, необходимые для существования жизни 1 Нуклеиновые кислоты, полисахариды 1 Белки, липиды 1 Зачет по теме «Химические элементы и вещества» 1 Итоговое повторение 1 Литература
Естествознание. Базовый уровень. 10 кл.: учебник / С.А. Титов, И.Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – 2-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2014. – 347с.