Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику В.И. Сивоглазова
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года;
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.;
3. Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии;
4. Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина - М.: Дрофа, 2010. – 256 с).
5.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к ис-пользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
•освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
•овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
•воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
•использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. Для расширенного изучения тем курса, учитывая сложность предмета, запросы родителей и обучающихся, из школьного компонента учебного плана выделен 1 час. Таким образом, на изучение предмета «Биология» по учебному плану школы выделено 2 часа в неделю, в год - 68 часов. Наличие дополнительных часов дает возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно - обобщающие уроки, организовать экскурсии, провести больше лабораторных работ.
Принцип отбора содержания связан с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями развития обучающихся. Для формирования современной естественной картины мира выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, законы и закономерности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные и практические работы.
Для текущего и тематического контроля предусматриваются уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать изу-ченный материал, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. М.Дрофа,2010г.
Методические пособия для учителя:
1.Биология. Поурочные планы 10 класс, сост. Чайка Т.И., Волгоград, 2006
2.Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Днепров А.Г. М. Дрофа. 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Знать:
•основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
•строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
•сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
•вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
•биологическую терминологию и символику;
Уметь:
•объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
•решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
•описывать особей видов по морфологическому критерию;
•выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
•сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
•анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
•изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
•находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
•соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
•оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
•понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.
Календарно–тематическое планирование.
№№ п/п Тема урока Элементы содержания учебного материала в соответствии со стандартом Требования к уровню
подготовки обучающихсяДата проведения При-меча-
ниеПо программе По факту Введение (1ч)
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 ч.)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 ч.)
2 Предмет и задачи общей биологии. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Методы биологии. Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических
теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Называть естественные науки, составляющие биологию, вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления, методы исследования живой природы.
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. 1 нед. сентТема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 ч.)
3 Сущность и свойства живого. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации.
Отличать биологические системы от объектов неживой природы. 1 нед. сент. 4 Уровни организации живой материи Основные уровни организации живой природы.
Давать определение понятию жизнь.
Объяснять проявление иерархического принципа организации живой природы.
Определять принадлежность биологического объекта к уровню
организации жизни. 2 нед. сент. Раздел 2. Клетка (14 ч.)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1ч)
5 История изучения клетки. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Называть и описывать этапы создания клеточной теории.
Называть положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории. 2 нед. сент. Тема 2.2 Химическая состав клетки (5 ч)
6 Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. Объяснять единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов.
Обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения молекул.
Характеризовать значение макро-и микроэлементов, воды и минеральных веществ. 3 нед. сент. 7 Органические вещества. Липиды и углеводы.
Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека. Устанавливать взаимосвязь строения и функций молекул в клетке.
Устанавливать взаимосвязи строения и функций в клетке. 3 нед. сент. 8 Органические вещества. Белки.
Роль органических веществ в клетке и организме человека. Давать определение понятиям полимер, мономер.
Называть элементарный состав белков.
Описывать проявление функций белков.
Перечислять причины денатурации. 4 нед. сент. 9 Функции белков.
Роль органических веществ в клетке и организме человека. Характеризовать биологическую
роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. 4 нед. сент. 10 Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
Роль органических веществ в клетке и организме человека. Давать определение понятиям полимер, мономер.
Называть типы нуклеиновых кислот, их функции.
Выделять различия в строении и функциям ДНК и РНК.
Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры
нуклеиновых кислот. 5 нед. сент. Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (4 ч)
11 Эукариотическая клетка. Органеллы цитоплазмы. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; ядерные клетки.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание Называть функции наружной цитоплазматической мембраны.
Приводить примеры организмов с разным механизмом мембранного транспорта.
Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.
Выделять особенности строения эукариотической клетки.
Умение приготовить микропрепараты, пользоваться микроскопом. Выделять особенности строения растительной клетки. 1 нед. окт12 Строение клетки
Л.р.№1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)». Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; ядерные клетки.
Сравнение строения клеток растений и животных Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.
Выделять особенности строения
эукариотической клетки.
1 нед. окт. 13 Структура клеточного ядра. Хромосомы:строение, функции. Кариотип.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; Строение и функции хромосом.
Давать определение понятиям гаплоидный и диплоидный набор хромосом, кариотип.
Описывать строение ядра эукариотической клетки.
Перечислять функции компонентов ядра. Рассматривать под микроскопом и описывать органоиды эукариотической клетки .2 нед. окт. 14 Строение и функции прокариотической клетки. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные клетки. Называть части и органоиды
прокариотической клетки, экологическую роль бактерий, основные положения клеточной теории. Описывать влияние
болезнетворных бактерий на многоклеточный организм.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. 2 нед. окт. Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (2 ч)
15 ДНК-носитель наследственной информации. Генетический код. Ген. ДНК носитель наследственной
информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Характеризовать строение молекулы ДНК.
Давать определение понятиям ген, генетический код. 3 нед.
окт. 16 Биосинтез белка. Генетический код. Описывать механизм биосинтеза белка 3 нед. окт. Тема 2.5 Вирусы (2 ч)
17 Вирусы - неклеточные форма жизни. Строение и размножение. Вирусы – неклеточные формы. Описывать процесс проникновения вируса.
Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку. 1 нед.
нобрь18 Значение в природе и жизни человека. Вирусные заболевание. Профилактика СПИДа. Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний 1 нед. ноябрь Раздел 3. Организм (31 ч)
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов(1 ч)
19 Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Приводить примеры многоклеточных, одноклеточных и колониальных организмов.
Объяснять эволюционное значение появление многоклеточных организмов.
Выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные
целостному организму. 2 нед. ноябрь Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
20 Пластический обмен. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Давать определение понятиям метаболизм, диссимиляция, гликолиз. 3 нед ноябрь 21 Энергетический обмен. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке.
Называть этапы энергетического обмена. Характеризовать сущность и значение обмена веществ, этапы энергетического
обмена на примере расщепления глюкозы. 3 нед. ноябрь 22 Типы питания. Фотосинтез. Фотосинтез: световая и темновая фаза. Характеризовать сущность
фотосинтеза, этапы фотосинтеза 4 нед. ноябрь 23 Обобщение изученного по темам «Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии» 4 нед. ноябрь Тема 3.3 Размножение (6 ч)
24 Деление клетки. Митоз. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Давать определение понятиям митоз, жизненный цикл.
Описывать процесс удвоение ДНК, последовательность фаз митоза.
Объяснять значение процесса удвоение ДНК, биологическое значение митоза. 1 нед. дек. 25 Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое и бесполое размножение. Выделять отличия между бесполым и половым размножением.
Объяснять преимущества полового размножения. 1 нед. дек. 26 Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Мейоз Половое размножение. Описывать процесс мейоза.
Объяснять биологическое значение мейоза.
2 нед. дек. 27 Сравнительная характеристика митоза и мейоза Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Выделять отличия мейоза и митоза. 3 нед. дек. 28 Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Давать определение понятиям внутреннее, наружное оплодотворение, двойное
оплодотворение у цветковых.
Называть типы оплодотворения.
Характеризовать сущность и значение оплодотворения.
Выделять отличия между типами
оплодотворения. 3 нед. дек. 29 Обобщение изученного по теме «Размножение». 4 нед. дек. Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч)
30 Онтогенез, основные этапы. Эмбриональный период развития. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.
Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, причины нарушения развития организма.
Описывать процесс эмбриогенеза 4 нед. дек. 31 Постэмбриональный период развития. Непрямое и прямое развитие. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм Называть типы постэмбриональногоразвития, причины нарушения развития организма. 2 нед. янв. 32 Онтогенез человека. Этапы развития. Репродуктивное здоровье. Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства Называть периоды онтогенеза человека, причины нарушения развития организма человека.
Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения.
Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на эмбрион человека. 2 нед. янв. Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (13 ч)
33 Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание
П.р.№1 «Составление простейших схем скрещивания». Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Составление простейших схем скрещивания Давать определение понятиям ген, генетика, аллельные гены, фенотип, генотип.
Характеризовать сущность биологических процессов
наследственности и изменчивости.
Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. 3 нед. янв. 34 Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Давать определения понятиям, законам. 3 нед.
янв. 35 Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Давать определение понятию дигибридное скрещивание.
Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета.
Объяснять цитологические основы третьего закона Менделя. 4 нед. янв. 36 П.р.№1 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».
Решение элементарных генетических задач Уметь составлять схемы скрещивания 4 нед. янв. 37 Хромосомная теория наследственности. Закон Т. Моргана. Нарушения сцепления генов. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. Давать определение понятиям группа сцепления, сцепленные гены, кроссинговер.
Объяснять механизм нарушения сцепления генов.
Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования.
Знать положения хромосомной теории наследственности. 1 нед. февр. 38 Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Современные представления о гене и геноме. Давать определение понятиям ген, геном. 1 нед.
февр. 39 Генетика пола. Половые хромосомы. Половые хромосомы. Цитологический механизм расщепления по полу. Давать определение понятиям аутосомы, половые хромосомы.
Объяснять цитологический механизм расщепления по полу.
Приводить примеры гомогаметного и
гетерогаметного пола у животных. 2 нед. февр40 Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. П.р. №2 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследования».Генетическое определение пола.
Факторы и механизмы. Объяснять цитологический механизм расщепления по полу.
Приводить примеры гомогаметного и
гетерогаметного пола у животных, механизмы наследования дальтонизма и
гемофилии. 2 нед. февр. 41 Закономерности изменчивости. Ненаследственная(модификационная) изменчивость.
Л.Р. №2 Изучение изменчивости (изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений) Ненаследственная изменчивость. Давать определение понятиям изменчивость, комбинативная изменчивость.
Приводить примеры комбинативной изменчивости.
Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем. 3 нед. февр. 42 Наследственная (генотипическая)изменчивость. Наследственная изменчивость. Давать определение понятиям: наследственность, генотипическая изменчивость. 3 нед. февр. 43 Мутагенные факторы. Влияние мутагенов на здоровье человека. Генетика и медицина Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины. Приводить примеры различных методов изучения генетики человека.
Объяснять сущность различных методов изучения генетики человека.
Применять полученные знания в практической деятельности.
Анализировать схемы родословной.
4 нед. февр. 44 Наследственные болезни человека. Профилактика наследственных заболеваний. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Осуществлять самостоятельный
поиск биологической информации из разных источников 4 нед. февр. 45 Обобщение темы «Наследственность и изменчивость». Наследственность и изменчивость – свойства организмов 1 нед. март Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (4 ч)
46 Основы селекции: методы и достижения. Центры многообразия и происхождения культурных растений Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Давать определение понятиям селекция, сорт, порода, штамм.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из разных источников.
Давать определение понятиям гетерозис, отбор.
Характеризовать методы селекции растений и животных. 1 нед. март 47 Методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Давать определение понятиям гетерозис, отбор.
Характеризовать методы селекции растений и животных.
Объяснять причины затухания гетерозиса 2 нед март. 48 Достижения современной селекции. Биотехнология. Биотехнология, ее достижения. Значение генетики для селекции.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Давать определение понятиям
биотехнология, генная инженерия.
Называть методы, используемые в селекции микроорганизмов.
Объяснять значение селекции микроорганизмов. 2 нед. март. 49 Генная инженерия. Клонирование. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии(клонирование человека). 3 нед. март Раздел №4 Вид. 14ч
Тема 4.1 История эволюционных идей 5ч
50. История представлений о развитии жизни на Земле. История эволюционных идей. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки.
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. 3 нед. март. 51. Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.ЛамаркаЗаконы «Упражнения и неупражнения органов» и «Наследования благоприятных
признаков».
Объяснять единство живой и неживой природы 1 нед. апр. 52. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. История эволюционных идей. Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках. 1 нед. апр. 53. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе Значение эволюционной теории Ч.Дарвина. Характеризовать сущность действия искусственного отбора. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. 2 нед. апр. 54. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. 2 нед. апр. Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9ч)
55 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид. Критерии. Структура. Популяция – элементарная единица вида и эволюции Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной
картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица
вида, единица эволюции. Характеризовать критерии вида.
Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.
Характеризовать:
-популяцию как структурную единицу вида; -популяцию как единицу эволюции. Находить информацию о популяции вразличных источниках и критически ее оценивать 3 нед апр. 56. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»
Л.Р.№3 Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию (изучение морфологического критерия вида)» Составлять характеристику видов с использованием основных критериев. 3 нед. апр. 57. Формы естественного отбора. Естественный отбор в свете современных эволюционных представлений Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции Называть факторы эволюции.
Характеризовать факторы эволюции.
Объяснять причины изменяемости видов.
Выявлять изменчивость у особей одного вида 4 нед. апр. 58. Приспособленность организмов и ее относительность Адаптации и их многообразие. Характеризовать:
- приспособленность как закономерный результат эволюции; - виды адаптации.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды:
- механизм возникновения приспособлений;
-относительный характер приспособлений.
4 нед. апр. 59. Л.Р. «Приспособленность организмов к среде обитания» Л.Р.№4 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Определять относительный характер приспособленности 4 нед апр. 60. Результаты эволюции. Видообразование, роль изоляции Результаты эволюции. Называть способы видообразования и приводить примеры.
Описывать механизм основных путей видообразования 1 нед. май 61. Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции) Сохранение многообразия видов как основа устойчивого
развития биосферы. Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.
Характеризовать:
- причины процветания или вымирания видов; - условия сохранения видов.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде. 1 нед. май 62. Правила эволюции Синтетическая теория эволюции. 2 нед. май 63. Обобщение знаний по теме «Учение об эволюции органического мира» 2 нед. май Повторение пройденных тем курса 5 ч
64. Повторение по теме «Клетка» Понятия, закономерности 3 нед. май 65. Повторение по теме «Организм» Понятия, закономерности 3нед. май 66. Повторение по теме
« Генетика» Понятия, закономерности 4 нед. май 67. Повторение по теме «Эволюционное учение» Понятия, закономерности 4 нед. май 68. Итоговое тестирование