Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации
Урок по ОБЖ в 10-м классе "Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации"
Тема: «Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации»
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с ритуалами Вооруженных сил РФ, раскрыть их содержание.2. Развивать у учащихся логическое мышление, умения самостоятельно анализировать и находить ответы на поставленные вопросы.3. Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.
Учебные вопросы:
1. Ритуал приведения к Военной присяге2. Ритуал вручения Боевого Знамени
Форма проведения урока:
1. Беседа по новому материалу с элементами фронтального и группового опроса.2. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа с раздаточным материалом.3. Практическая работа методом индивидуальных опробований.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Компьютер с проектором, экран, презентационные материалы урока.2. Доска, мел.4. Макеты автомата Калашникова «ММГ АКМ», флаг военно-патриотического объединения школы, стол.
Приложения:
1. Презентация по теме урока ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).2. Раздаточный материал ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
План урока
1. Организационный момент.2. Актуализация темы.3. Теоретическое изучение нового материала.4. Практическое закрепление изученного материала.5. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Построение учащихся.Рапорт дежурного.Проверка учащихся и занятие учебных мест.
Теоретическую часть урока учитель сопровождает показом презентации.
2. Актуализация темы
Просмотр и групповое обсуждение видеофрагментов из кинофильмов «Петр Первый» и «Живые и мертвые». Групповой опрос учащихся по следующим примерным вопросам:
Примерные вопросы
Ответы
К каким ценностям оперирует Петр I в обращении к воинам? Как они трансформировались в наше время и что означают для российского воина?
1 группа
Что символизирует отношение воинов к Боевому Знамени?
2 группа
Чем характеризуется российское воинство?
3 группа
Что вы понимаете под понятием «боевые традиции?» Какие из них вы знаете?
4 группа
Какая связь существует между боевыми традициями и реальной жизнью? и т.д.
и т.д.
В ходе ответов на вопросы и обмена мнениями учитель заостряет внимание учащихся на таких понятиях, как «долг», «честь», «защита Отечества», «боевые традиции и ритуалы». Руководя групповой дискуссией, учитель интригует учащихся, активизирует их познавательную деятельность, готовит к усвоению нового материала.После группового обсуждения учитель сообщает учащимся тему, учебные цели и вопросы урока.
3. Теоретическое изучение нового материала
3.1 Ритуал приведения к военной присяге
Военная присяга – клятва воина на верность. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить долг перед Родиной.В начале рассказа учитель обращается к истокам возникновения и этапам становления ритуала принятия Военной присяги от устного заявления дружинников Святослава: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим» и крестоцеловальных записей Дмитрия Донского до современной церемонии.Учащиеся работают в группах с раздаточным материалом, расставляя его в хронологической последовательности, заполняя и озвучивая таблицу:
Период
Основное содержание Военной присяги(клятвы на верность)
Ритуал принятия Военной присяги (клятвы воина на верность)
X-XI века
«Княже великыи главы свои сложим за тя» и т.п.
Отдельные бояре и (или) дружина произносили вслух перед князем, подтверждая ему свою верность перед битвой или в иных случаях
XIII-XV века
«Будя служить животом тя»
Бояре и дружинники произносили вслух по указанию князя. В некоторых случаях клятва скреплялась целованием креста и оформлением крестоцеловальных записей.
XVI-XIII века
«Защищать государство телом и кровию и храброе и сильное чинить противление... И во всем так поступать, как четному, верному солдату» и т.п.
°Надлежало солдатам правую руку поднять пред предлежащим евангелием и говорить за читающим присягу и по прочтении целовать евангелие
и т.д.
и т.д.
и т.д.
Учитель отмечает, что, во все времена с момента образования российской государственности и во всех вариантах текста Военной присяги смысл ее сводился к одному: ценой своей крови и даже жизни отстоять интересы Отечества.Учитель объясняет, что граждане России, впервые поступившие на военную службу, приводятся к Военной присяге. До приведения к Военной присяге новобранцы проходят специальный курс обучения сроком не менее двух месяцев. При этом они не привлекаются к выполнению боевых задач, за ними не закрепляется оружие и военная техника, а также на них не может накладываться дисциплинарное взыскание в виде ареста.Ученики записывают текст Военной присяги и работают в группах с раздаточным материалом, где представлены тексты Военных присяг солдат армии США, а также Германии и Советского Союза, принятых перед Второй мировой войной, анализируя и сравнивая их содержание и ценностно-смысловое значение.Учитель обращает внимание учащихся, что сегодня для принятия Военной присяги установлен строгий церемониал, который изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации и раскрывает его содержание.
3.2 Ритуал вручения Боевого Знамени
Боевое Знамя воинской части – также символ воинской чести и славы.Учитель рассказывает, как выглядит сегодняшнее Боевое Знамя и рассказывает, что оно вручается части при ее формировании и сохраняется за ней на все время ее существования. Командир и военнослужащие, виновные в утрате (захвате противником) Боевого Знамени подлежат суду военного трибунала. Часть при этом полностью расформировывается.Учитель объясняет порядок проведения ритуала вручения Боевого Знамени и, обращаясь к событиям Великой Отечественной войны, повествует о том, как рядовые солдаты, не щадя своей жизни, спасали святыню от врага.Завершая теоретическую часть урока, учитель напоминает о трагических событиях зимы 2000 года, когда потомки солдат 157-й стрелковой дивизии, спасших в боях с фашистами свое Боевое знамя, приняли неравный бой с бандой боевиков, погибли почти все, но не отступили.
4. Практическое закрепление изученного материала
Практическая часть урока проводится на пришкольной территории, оборудованной под строевой плац, и заключается в практическом выполнении ритуалов принятия Военной присяги и вручения Боевого Знамени.Учащиеся, надев головные уборы, играют роль новобранцев, учитель – исполняет роль командира.После инструктажа по требования безопасности при обращении с оружием и краткого напоминания алгоритма принятия Военной присяги, учитель проводит церемонию, выводя из строя 3-4 учащихся – участников смотра строя и песни.Затем учитель имитирует вручение Боевого Знамени (флага военно-патриотического объединения школы) командиру отряда, и организует прохождение класса торжественным маршем.При проведении практической части урока следует обращать внимание на соблюдение требований безопасности и правильность подачи команд согласно Строевому уставу.
5. Подведение итогов урока
В заключительной части урока учитель напоминает тему и подводит итог урока, задает контрольные вопросы:
1) Что олицетворяют ритуалы ВС РФ?2) Какие ритуалы приняты в настоящее время в российской армии?3) Какая существует связь между ритуалами ВС России и повседневной жизнью?
Учитель отмечает лучшие группы по итогам теоретической части урока и учащихся, показавших хорошую строевую выправку, объявляя им благодарность перед строем класса.Домашнее задание: используя различные источники, выяснить, какие еще ритуалы имеют место в Вооруженных силах России.
Дежурный докладывает об окончании урока.
…ђЗаголовок 115