Конспект урока: Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации 10 класс
Конспект урока ОБЖ 10 класс
Тема урока: «Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации».
Цели: познакомить учащихся с ритуалами Вооруженных сил РФ, раскрыть их содержание.
Задачи:
1.Учебная: познакомить учащихся с ритуалом приведения к Военной присяге и ритуалом вручения Боевого Знамени.
2.Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, умения самостоятельно анализировать и находить ответы на поставленные вопросы.
3.Воспитательная: воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.
Учебные вопросы:
1. Ритуал привидения к военной присяге.
2. Ритуал вручения Боевого Знамени.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Построение учащихся.
Рапорт дежурного.
Приветствие.
Занятие учебных мест.
2. Актуализация темы.
Учитель: История традиций, обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов уходит своими корнями в глубь веков и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу.
Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.
3. Основная часть.
3.1 Учитель сообщает тему урока, учебные цели и вопросы урока.
Учебные вопросы:
1. Ритуал привидения к военной присяге.
2. Ритуал вручения Боевого Знамени.
Теоретическое изложение нового материала.
3.2 Учитель рассказывает, какие существуют воинские ритуалы, демонстрируя их на экране и наглядных пособиях. Дети записывают основные определения и понятия.
Учитель: 1. Воинские ритуалы — это торжественные церемонии, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и других случаях. Они включают в себя воинское приветствие, отдание почестей, развод караулов, вручение Боевого знамени, производство салютов, торжественные марши, строевые смотры войск и др. (схема 28). Порядок их совершения закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.
Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта
Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.
История русского народа сопровождалась титанической борьбой за национальную независимость, в ходе которой активно складывались и развивались ратные, боевые традиции. Основу военной организации того времени составляли княжеские дружины. Торжественно и строго проходил ритуал смотра дружины перед выступлением в боевой поход. «Не пощадим жизни своей за землю русскую» - обращался князь к своей дружине. Именно так звучит важнейший из всех военных лозунгов нашего народа, когда он с оружием в руках защищает свою страну.
Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.
3.3 Ритуал приведения к военной присяге
Учитель отмечает, что во все времена с момента образования российской государственности и во всех вариантах текста Военной присяги смысл её сводился к одному: ценой своей крови и даже жизни отстоять интересы Отечества.
Учитель: Гражданин Российской Федерации, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.
В Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден следующий текст Военной присяги:
"Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество"
Суть этого ритуала заключается в следующем. В определённый день и час воинская часть выстраивается в пешем строю на строевом плацу. Военнослужащие одеты в парадную форму одежды с оружием. Здесь же выстраивается оркестр, выносятся Боевое Знамя части и Государственный флаг РФ. Все новобранцы, которые приводятся к Военной присяге, располагаются в первых шеренгах. Перед церемонией, выступает командир воинской части с краткой речью. Он напоминает воинам, что принятие присяги – есть почётная и ответственная обязанность, которая возлагается государством на военнослужащего по защите Отечества и его конституционного строя. После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге. Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, принимающих присягу. Каждый из них читает вслух перед строем подразделения текст присяги, собственноручно расписывается в специальном списке в графе напротив своей фамилии и становится на свое место в строю. По окончании церемонии списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир части поздравляет военнослужащих с принятием присяги, а всю часть с новым пополнением. После этого оркестр исполняет Государственный гимн, а затем воинская часть проходит торжественным маршем. День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для воинской части и проводится как праздничный.
Учащийся читает стихотворение Маркова Алексея Васильевича «Помню слово военной присяги».
Учитель: «В качестве сравнения, хочу вам предложить проанализировать тексты некоторых военных присяг государств участниц стран НАТО и страны участницы Британского Содружества . (слайдовая презентация)
*АвстралияЯ (фамилия, имя) клянусь, что буду в качестве (звание и род войск) хорошо и верно служить в соответствии с законом ее величеству, ее наследникам и трону в течение (...) лет, (...) дней или до тех пор, пока моя служба не будет прекращена досрочно в соответствии с законом. Клянусь, что буду бороться с ее врагами и что во всех делах, касающихся моей службы, я буду верно исполнять свой долг в соответствии с законом. Да поможет мне Бог! *ГерманияЯ клянусь верно служить Федеративной Республике Германия и храбро защищать права и свободу немецкого народа. Да поможет мне Бог! *СШАЯ (имя, фамилия) торжественно клянусь сохранять верность Соединенным Штатам Америки, верно служить им против любых врагов, подчиняться приказам президента Соединенных Штатов и назначенным вышестоящим офицерам в соответствии с военным законодательством. Да поможет мне Бог! *ТурцияНастоящим клянусь своей честью, что в мире и войне, на земле, на море и в небе, всегда и везде я буду служить своей нации и своей республике с верой и любовью. Я буду подчиняться законам, правилам и своим командирам. Я буду дорожить честью армии и славой турецкого флага больше, чем собственным существованием. Если потребуется, я готов не пощадить жизни во имя страны, республики и долга.
По тексту присяг государств учащиеся выделяют общие слова:
- верно служить и всем в послушании и покорении быть;
- служить с верой и любовью;
-служить верно и послушно;
-верою и правдой;
Работа по вопросам по текстам военной присяги разных государств:
Учитель: - Какой текст вам понравился и почему?
- Что вас поразило? Удивило? Почему?
Учитель: В народной памяти хранится множество пословиц и поговорок о военной присяге, объяснить смысл их:
«Принял присягу - от нее ни шагу»;
«Верность присяге – закон победы»;
«Присяга бойца – за Родину стоять до конца»;
«Верность присяге рождает героев».
3.4 Ритуал вручения боевого знамени воинской части
Учитель: 2. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни.
В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.
Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части.
3.5 Показ видеофрагмента вручения боевого знамени воинской части
Учащиеся анализируют видеофрагмент.
Учитель: Боевое Знамя воинской части – также, символ воинской чести и славы Оно вручается части при её формировании и сохраняется за ней на всё время её существования. Командир и военнослужащие, виновные в утрате (захвате противником) Боевого Знамени подлежат суду военного трибунала. Часть при этом полностью расформировывается. В соответствии с этой процедурой воинская часть выстраивается на плацу для вручения Боевого Знамени. Представитель Министерства обороны, прибывший для вручения Боевого Знамени, принимает доклад командира части о готовности подразделения к этому важнейшему ритуалу. Затем он становится перед серединой строя рядом со знаменщиком и здоровается с личном составом воинской части. Знаменщик наклоняет Знамя до горизонтального положения, представитель Министерства обороны снимает чехол и разворачивает Боевое Знамя. После этого, знаменщик устанавливает Боевое Знамя и Грамоту. В этот момент, оркестр исполняет Государственный гимн Росси
После вручения Боевого Знамени воинская часть проходит перед лицом, вручившим Боевое Знамя, торжественным маршем, затем снова выстраивается на плацу, а знаменщик в составе почётного караула относит Боевое Знамя к месту его хранения.
В боях и сражениях не раз случалось, что Боевому Знамени угрожала опасность, и всегда советские воины, не щадя своей жизни, спасали святыню
Во времена Великой Отечественной войны, рядовые солдаты, не щадя своей жизни, спасали святыни от врага. Также мне хочется напомнить события зимы 2000 года, когда потомки солдат 157-й стрелковой дивизии, спасших в боях с фашистами своё Боевое Знамя, приняли неравный бой с бандой боевиков, погибли почти все, но не отступили».
Учащиеся записывают основные определения и понятия.
4. Заключительная часть.
4.1 Учитель: «В ВС России есть разные традиции –ритуалы. Однако, рождение их всегда было связано с героическими поступками великого славянского народа, его патриотизмом и высочайшей нравственностью, одухотворено верой, овеяно славой русского оружия. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они не подвластны времени, они незримо присутствуют в наших делах.
Традиции –ритуалы –это вечно живая легенда, пример, морально-этический стержень российского воинства. Это то, что порождает патриотические начинания, способствует росту боевой выучки.
Есть разные наследники. Одни, получив наследство, умножают его, другие – теряют. Мало, и просто, знать и помнить ритуалы. Настоящий наследник хорош тем, что он, впитав в себя традиции, развивает их, продолжает заветы предков, трудится во славу Отечества.
Мы завершили разговор о ритуалах ВС РФ. Они –это мы сами, люди с ружьём, это наш труд, наша почётная служба.
В сердцах российского воинства, навсегда останутся завещанные пращурами, поддержанные и сохранённые дедами и отцами, боевые традиции-ритуалы. Ибо удел армии, забывшей или лишённой их, неминуемое поражение».
4.2 В заключительной части урока учитель напоминает тему и подводит итог урока, задаёт контрольные вопросы:
1. Что олицетворяют ритуалы ВС РФ?
2. Какие ритуалы приняты в настоящее время в российской армии?
3. Какая связь существует между ритуалами ВС России и повседневной жизнью?
Учитель отмечает наиболее активных учащихся, и оценивает работу на уроке.
Учитель объявляет домашнее задание
Учитель: «Благодарю за внимание, до свидания!»