Литературное путешествие в начальной школе по сказкам К. И. Чуковского ( к 135-летию со дня рождения писателя).


Литературная игра для учащихся 1-4 класса, посвящённая 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского.

Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская СОШ», п. Золотухино, Курская область Описание: Данный материал может быть интересен широкому кругу читателей, так как стихи и сказки К.И.Чуковского одинаково интересны и взрослым и детям. Они легко читаются и запоминаются.Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского.Задачи:1.Расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского.2.Вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению.3.Способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.Предварительная работа: чтение, рассказы о творчестве К.И.Чуковского, беседы.Учитель: Сегодня мы с Вами отправимся в литературное путешествие. Куда – догадайтесь сами: отгадайте, как называется произведение и кто его автор?"Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!А не то, гляди – поймаю,Пополам переломаю.Будешь ты, невежа, знатьНаше солнце воровать!" (“Краденое солнце” К.И.Чуковский)
Учитель: Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский.

31 марта 2017 года исполняется 135 лет со дня рождения К.И.Чуковского.Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки и придумал их очень много.

Игра-конкурс «Книголюбы»
Прослушайте другие отрывки из произведений Корнея Чуковского и попробуйте отгадать название.

1 ребенок:"Прыг, да прыгДа чик-чирик,Чики-рики-чик-чирик!Взял и клюнул Таракана,Вот и нету Великана. Поделом великану досталося,И усов от него не осталося".(“Тараканище”)2 ребенок:"Ой, Вы, бедные сиротки мои,Утюги и сковородки мои!Вы пойдите-ка, немытые, домой,Я водою Вас умою ключевой,Я почищу Вас песочком,Окачу Вас кипяточком, И Вы будете опять,Солнышко сиять".(“Федорино горе”)3 ребенок:"Маленькие дети !Ни за что на свете Не ходите в Африку,В Африку гулять!В Африке Акулы В Африке гориллыВ Африке большиеЗлые крокодилыБудут вас кусатьБить и обижатьНе ходите, детиВ Африку гулять".("Бармалей")4 ребёнок:"Он бежал по дорожкеИ ему перерезало ножкиИ теперь он больной и хромойМаленький зайнька мой!"("Айболит") 5 ребёнок:"Да здравствует мыло душистое ,И полотенце пушистое,И зубной порошок, И густой гребешок!Давайте же мыться, плескаться,Купаться , нырять кувыркатьсяВ реке,в ручейке, в океанеИ в ванне, и в бане, всегда и вездеВечная слава воде!"("Мойдодыр").6 ребёнок:"То одной, то другой он лапой махнёт-И вот-вот улетит в вышинуТо одним, то другим он крылом шевельнётИ глядит и глядит на Луну".("Топтыгин и Луна")7 ребенок:По названию предметавсе узнают сказку эту.Есть он в доме, на работе,Нужен дяде он и тёте,детям нужен тот предмет, без него нам жизни нет.Где, куда, зачем, когда? –Всем ответит без труда.В сказке этой даже слонс тем предметом был знаком.("Телефон")Учитель:Самым известным стихотворениям Чуковского «Мойдодыр» (1923 г.), «Тараканище»(1923 г.), «Муха-Цокотуха»( 1924 г.), «Бармалей» (1925 г.), «Телефон» ( 1924 г.), «Федорино горе» (1926 г.), «Краденое солнце» (1927 г.) уже исполнилось более 90 лет! Все эти сказочные стихотворения любят и дети, и взрослые. Сегодня я предлагаю вспомнить любимые с детства произведения, забавных героев-животных, разыграть веселые ситуации. Конкурс "Точное слово". Нужно ответить на вопросы словами из текста.Стихотворение «Телефон»

Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына?" Да пудов этак пять.Или шесть:Больше ему не съесть,Он у меня ещё маленький!"2. Сколько пар калош было выслано крокодилу на прошлой неделе?" Постой, не тебе лиНа прошлой неделе Я выслал две пары Отличных калош?"3. Что делали крокодилы с калошами?(кушали)-" Ах, те, что ты выслалНа прошлой неделе,Мы давно уже съели…"4.Сколько калош Крокодил просил прислать ему к ужину ? (Дюжину)"Ждём не дождёмся, Когда же ты снова пришлёшь К нашему ужину Дюжину новых и сладких калош!"5. Зачем цаплям нужны были капли?А потом позвонили цапли:—Пришлите, пожалуйста, капли:Мы лягушками нынче объелись,И у нас животы разболелись!6.Что случилось с бегемотом?( провалился в болото)- Беда! Беда!Бегите скорее сюда!- В чём дело?- Спасите!- Кого?- Бегемота!Наш бегемот провалился в болото...- Провалился в болото?-Да!И ни туда, ни сюда!О, если вы не придёте,-Он утонет, утонет в болоте,Умрёт, пропадётБегемот!!!7.С какой просьбой звонила Свинья?(Прислать соловья)А потом позвонила свинья:- Пришлите ко мне соловья. Мы сегодня вдвоём С соловьем чудесную песню споём.
Стихотворение «Федорино горе» (инсценировка фрагментов сказки)

Автор: Эта сказка о том, как от непутёвой хозяйки сбежали ложки, вилки, ножи, чашки, тарелки, кастрюли и сковородки. А почему? Да потому, что хозяйка за ними плохо ухаживала. Федора была неряхой: посуду не мыла, пыль не протирала и небрежно относилась ко всей столовой утвари. Вот вся посуда и сбежала.Ребенок:«Было нам у бабы худо,Не любила нас она,Била, била нас она,Запылила, закоптила,Загубила нас она!»
Автор: По пути в лес посуда замечает, что Федора идёт за ними по пятам и обещает исправиться. После этого обещания посуда соглашается вернуться.Ребенок:«И сказала скалка:«Мне Федору жалко».И сказала чашка:«Ах, она бедняжка!»И сказали блюдца:«Надо бы вернуться!»И сказали утюги:«Мы Федоре- не враги!»
Автор: Федора перевоспиталась и занялась, наконец, уборкой и мытьём посуды.Эта история учит малышей бережнее, аккуратнее относиться к вещам, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте. Ведь быть чистым и красивым хочет быть каждый, не только ребёнок.Вещи нужно содержать в чистоте и порядке – вот главная мысль этой поучительной истории.
Вопросы к сказке:1. Какое животное растопырило глаза, когда его встретила посуда? "Испугалася коза, Растопырила глаза…"2. Кто так бежал: дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля?"А за ними блюдца, блюдца -Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!"3. Кто вывалился из окошка?"Из окошка вывалился стол И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл".4. Как называла посуда свою хозяйку Федору?( неряха-замараха)«Было нам у бабы худо,Не любила нас она,Била, била нас она,Запылила, закоптила,Загубила нас она!»«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Жить вам было нелегко!»«Да,- промолвил медный таз,-Погляди-ка ты на нас:Мы поломаны, побиты,Мы помоями облиты.Загляни-ка ты в кадушку -И увидишь там лягушку.Загляни-ка ты в ушат -Тараканы там кишат,Оттого-то мы от бабыУбежали, как от жабы,И гуляем по полям,По болотам, по лугам,А к неряхе-замарахе не воротимся!»
5. Кто остался с бабой Федорой?"И чашки ушли, и стаканы,Остались одни тараканы. Ой, горе Федоре, горе!"
6. Какой стала Федора, когда поняла, что осталась одна?( доброй)"И видят: за ними из тёмного бораИдёт-ковыляет Федора.Но чудо случилося с ней:Стала Федора добрей".
7.Как в своей песне она называла посуду?"Тихо за ними (Федора) идётИ тихую песню поёт:«Ой вы, бедные сиротки мои,Утюги и сковородки мои!Вы подите-ка, немытые, домой,Я водою вас умою ключевой.Я почищу вас песочком,Окачу вас кипяточком,И вы будете опять,Словно солнышко, сиять,А поганых тараканов я повыведу,Прусаков и пауков я повымету!»********************************«Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать,Буду, буду я посуду И любить, и уважать»
8. Как кастрюли отблагодарили свою хозяйку?"Засмеялися кастрюли,Самовару подмигнули:"Ну, Федора, так и быть,Рады мы тебя простить!"Полетели,ЗазвенелиДа к Федоре прямо в печь!Стали жарить, стали печь, -Будут, будут у Федоры и блины и пироги!"
Стихотворение «Тараканище»

Учитель: Сказка Корнея Чуковского «Тараканище» имеет острый, динамичный сюжет. В сказке задействовано множество персонажей. Главный персонаж сказки — совершенно недобрый, приводящий в трепет все живое. По словам автора, сказка «Тараканище» была написана весной 1921 года. Издана впервые в 1923г.в издательстве «Радуга» с иллюстрациями С. Чехонина.1. Каким образом передвигался кот в сказке К.Чуковского «Тараканище»?"А за ними кот Задом наперёд".2. На какой собаке ехали раки?"А за ними раки На хромой собаке".3. На каком виде электрического транспорта ехали зайчики?"Зайчики В трамвайчике".4. Каким десертом угощались персонажи сказки Чуковского «Тараканище»?"Едут и смеются, Пряники жуют".5. Кто проглотил жабу?"Бедный крокодил жабу проглотил".6. Кто сел на ежа?"А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа".7. Какую шишку решил пожаловать Гиппопотам тому, кто сразится со злодеем, чудовищем?"И сказал ГиппопотамКрокодилам и китам:"Кто злодея не боится И с чудовищем сразится, Я тому богатырю Двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую!"
8. Почему звери боялись Тараканища? (По непонятным причинам)"Тараканище!Он рычит, и кричит, И усами шевелит: "Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую"
9. Какие домашние животные по нотам пели славу победителю?"Ослы ему славу по нотам поют, Козлы бородою дорогу метут, Бараны, бараны Стучат в барабаны!"
10. Какого персонажа Корней Чуковский называет в сказке «щеголиха»?"А слониха-щеголихаТак отплясывает лихо, Что румяная лунаВ небе задрожала И на бедного слонаКубарем упала".
11.Кто спас зверей от страшного и ужасного Таракана? (Воробей)"Чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана -.Вот и нету великана.Поделом великану досталося".12. Какое небесное тело кубарем упало на бедного слона?"А слониха-щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слонаКубарем упала".
Стихотворение «Путаница»

1. Что захотели котята?"Мы хотим, как поросята – Хрюкать!"2. Чьим голосом стал обладать воробей?"Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у!"3. Кто из зверей был паинькой?"Только заинька Был паинька..."4. Кто летал по небу?"Жабы по небу летают…"5. Кто поджёг море синее?"А лисички Взяли спички, К морю синему пошли,Море синее зажгли."6. Кто сыграл главную роль в тушении пожара?"Тушат, тушат - не потушат,Заливают - не зальют. Тут бабочка прилетала, Крылышками помахала, Стало море потухать – и потухло."7. Чем заканчивается путаница в сказке?(Стали ли звери говорить на своих языках)Учитель:1.Мало кто знает, но изначально доктора Айболита звали немного по-другому. Подставьте другое междометие, и узнаете как…(Назывался он тогда: „Ойболит“). 2.Некоторые строчки из сказок К.И. Чуковского стали поговорками. Например, в стихотворении «Телефон» есть слова, которые часто говорят, оказавшись в затруднительной ситуации, часто со вздохом.Назовите эти строчки? («Ох, не лёгкая эта работа – из болота тащить бегемота!»)3. К.И. Чуковский был не только детским писателем, но еще и критиком, журналистом, переводчиком, лингвистом. Одна из его книг посвящена детской речи. Книга открывается главой о детском языке, в которой приводятся примеры «лепых нелепиц» и рассуждается о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов и их элементов. Как называется эта книга? (Книга получила название "От двух до пяти").Воспитательное значение сказок К.И.Чуковского.Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:
«Всегда, - писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»

Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.
Сказки наполнены добротой и любовью, прививают детям добрые нравы и бескорыстие. В сказках сохраняются чёткие границы между добром и злом. Например, когда Муха-Цокотуха попадает в беду и все её «друзья» разбежались, всё же нашелся храбрец – Комарик, спасший пленницу из лап паука. Сказки «Федорино горе» и «Мойдодыр» с самого раннего детства приучают малыша к чистоте и порядку. В своих произведениях Корней Иванович даже, казалось бы, отъявленному и неисправимому злодею - Бармалею дает шанс исправиться. Бармалей полюбил детей и обещал им пироги, кренделя и «мятные прянички». А в роли положительного героя выступает «добрый доктор» Айболит, который спешит на помощь зверятам, попавшим в беду.
Веселые стихи Корнея Ивановича дают понять, что героические поступки могут совершать обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту. Читайте сказки К.И.Чуковского!Окунитесь в огромный волшебный мир, созданный для детей необыкновенно талантливым автором, тонко чувствующим детскую натуру.
Удивительно, что Корней Иванович Чуковский написал всего порядка 25 сказок – но едва ли найдется на всем обширном постсоветском пространстве хотя бы один взрослый, не знакомый с детства с добродушным и смелым доктором из сказки «Айболит» или с грязнулей Федорой из истории «Федорино горе».