Праздник, посвященный 135-летию со дня рождения К.И. Чуковского Слава Великому сказочнику
СЛАВА ВЕЛИКОМУ СКАЗОЧНИКУ
Праздник, посвящённый 135-летию
со дня рождения К.И. Чуковского
Цель: Рассказать детям о Корнее Ивановиче Чуковском, одном из самых любимых поэтов-сказочников, о его произведениях; выявить, как дети читают его стихи и сказки; развивать эстетические вкусы детей.
Ход праздника.
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на праздник, посвящённый 135-летию со дня рождения известного русского детского писателя и поэта Корнея Ивановича Чуковского, автора всеми любимых сказок и стихотворений «Мойдодыр», «Айболит», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» и многих других.
Ведущий. В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и даже за рубежом.
Ведущий. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своём саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или цветнике перед домом. Это и был любимый детский великан, которого они ласково называли «Чукоша».
Ведущий. С детства мы все привыкли, что Корней Чуковский – это наш детский писатель, и мало кто знает, что Корней Иванович – доктор филологических наук, учёный, исследователь.
Ведущий. Путь в детскую литературу писатель начал, когда ему было 35 лет. Одна из первых его сказок «Крокодил». (Показать книгу «Муха-Цокотуха»). Знаете ли вы, что эта книга была написана Чуковским за один день, причём не на листе бумаги, а на клочке содранных со стен обоев.
Инсценировка по произведениям Чуковского.
Ребята! К нам в гости пришли герои некоторых сказок Чуковского (Выходят трубачи. Звучит сигнал):
Внимание! Слушайте все! Всем! Всем! Всем!
Приглашение! Всех гостей, друзей на праздник ожидаю, к праздничному самовару приглашаю! Подписано «Муха-Цокотуха, именинница». (Выходят Бабочка, Жучок, Стрекоза, Комар, Муха)
Комар. Я злодея-паука загубил, Муху-Цокотуху я освободил!(Все хлопают в ладоши и восхваляют Комара)
ХОРОМ: Слава! Слава! Комару-победителю!
Комар. Пусть же голоса и смех гостей звенят веселей!
ХОРОМ: Нынче Муха-Цокотуха именинница!
Комар. Эй, жучки, зажигайте праздничные огоньки! (поднимают вверх шарики).
Под музыку входят гости (Доктор Айболит и Федора)
Муха-Цокотуха. Дорогие гости! Проходите!
Я вас чаем угощу!
Гости. Здравствуй, Муха-Цокотуха, именинница!
Муха. Расскажите, гости, как живётся вам.
Доктор Айболит. Десять ночей я не ел, не пил, не спал.
Десять ночей подряд я лечил несчастных зверят
И ставил, и ставил им градусники.
Вот и вылечил их. И пошли они смеяться
И плясать и баловаться.
А акула-Каракула правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет, будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики ухватились за животики
И смеются, заливаются так, что дубы сотрясаются.
Гости. Слава! Слава Айболиту! Слава добрым докторам!
Федора (плачет) Что такое? Почему? Ничего я не пойму,
Скачет сито по полям, а корыто по лугам,
За лопатою метла вдоль по улице пошла,
Топоры то топоры так и сыплются с горы.
И как чёрная железная нога
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи,
Ой, держи, держи, держи!
И кастрюля на бегу закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит
(Плачет)
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Гости. Ой, горе, Федоре, горе!
Федора Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить и уважать.
Входят Бармалей и Бибигон.
Вместе. К нашей Мухе на день рождения получили и мы приглашение.
Бибигон. Я знаменитый капитан,
И мне не страшен ураган!
Вчера я был в Австралии,
Потом поехал далее,
И возле мыса Барнаул
Убил 14 акул!
Все. Да здравствует он, могучий и храбрый боец Бибигон!
Бармалей. Я кровожадный, я беспощадный.
Я злой разбойник Бармалей.
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких (да, очень маленьких)
Детей!
Все. Милый, милый людоед!
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Муха. Блошки и букашки.
Пейте по три чашки.
Бабочки красавицы,
Кушайте варенье
Или вам не нравится наше угощенье?
Все. Нравится!
Муха. Будем веселиться, будем танцевать!
Все танцуют.
Ведущий. А знаете ли вы, ребята, что кроме стихов и сказок для детей Корней Иванович Чуковский писал чудесные загадки? А самое главное, что эти загадки стихотворные и легко запоминаются. Вы любите загадывать и разгадывать загадки? Здорово! Тогда объявляем конкурс «Ау, смекалистые!». Посмотрим, сможете ли вы отгадать загадки Корнея Чуковского.
Загадки
Была телега у меня.
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня. (Грузовик)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода твёрдая,
Словно каменная. (Коньки)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. ( Сосулька)
Мудрец в нём видел мудреца
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
Лежу я у вас под ногами
Топчите меня сапогами,
А утром во двор уносите меня,
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)
Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошел! (Пароход)
Ведущий. Ребята, а сейчас мы с вами проведём игру. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, поможет найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится.
телефон – «У меня зазвонил телефон» («Телефон»);
воздушный шарик – «Ехали медведи на велосипеде» («Тараканище»);
мыло – «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»);
блюдце – «А за ними блюдца» («Федорино горе») ;
термометр – «И ставит им градусники(«Айболит»).
Ведущий. Сказки Корнея Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: «У меня зазвонил телефон» или « Я живу в Переделкино. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки – мы все очень любим его.»
Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности – человек не человек.
И снова, ребята, мы вернёмся к сказкам дедушки Корнея. Посмотрите на эти игрушки и вспомните, в каких сказках о них читали.
Слонёнок, зайчик, собачка, ёжик, котёнок.
Слонёнок. («Слониха читает». «Телефон», «Тараканище»)
Зайчик. («Путаница», «Тараканище», «Краденое солнце», «Айболит»)
Собачка. («Путаница», «Тараканище»)
Ёжик. («Ёжики смеются», «Тараканище»)
Котёнок. («Путаница», «Тараканище», «Крокодил»)
Ну, а сейчас, ребята, самое главное! Мы начинаем викторину на лучшего знатока сказок Корнея Чуковского.
Итак, внимание!
Как называется сказка, которая начинается так:
«Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперёд»? («Тараканище»)
От какой героини убежала вся домашняя утварь и посуда: кочерга, кастрюля, утюг, кофейник, блюдца, стаканы, вилки, рюмки и т.д. («Федорино горе»)
Какое слово твердил Айболит, отправляясь В Африку? (Лимпопо)
О каком герое идёт речь в этом отрывке:
«Подлетает к Пауку
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!» (О Комарике из сказки «Муха – Цокотуха»)
5. Как называется сказка, в которой автору пришлось «из болота
Тянуть бегемота»? («Телефон»)
Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка)
Как называется сказка, в которой автор призывает:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, лохани,
В реке, ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!» («Мойдодыр»)
8. Что росло на чудо-дереве в стихотворении, которое так и
называется «Чудо – дерево»? (Обувь)
Кто был вором-злодеем в стихотворении «Краденое солнце»?
(Крокодил)
О каком герое идёт речь в следующих строках:
«И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче.
А горы уходят под самые тучи.
- О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними больными,
С моими зверями лесными?» (Доктор Айболит)
11. Кто спасает народ от злого крокодила, говоря такие слова:
«Ты злодей, пожираешь людей.
Так за это мой меч – твою голову с плеч!
И взмахнул своей саблей игрушечной.» (Ваня Васильчиков)
Многих своих героев Корней Чуковский выдумал сам. Знаете ли вы их? Кто такие котауси? (Коты)
12. А кто такие мауси? (Мыши)
13. В одной сказке Корнея Чуковского главный герой написал на липовом листочке такое письмо:
«Вчера за чёрной тучею
Моей рукой могучею
Сражён и побеждён
Дракон Караккакон!
Отпраздновать победу
Я к вам приеду в среду,
Примите мой поклон!
Ваш верный
Бибигон».
А кто же такой Бибигон? (Крохотный лилипут, мальчик с пальчик)
Библиотекарь. Молодцы, ребята. Вы хорошо знакомы с творчеством самого любимого детского поэта-сказочника.
Но, кроме книжек для маленьких, Корней Иванович для детей старшего возраста перевёл с английского языка на русский сказки Киплинга, «Томо Сойера» Твена, «Приключения барона Мюнхгаузена» Распе и «Робинзона Крузо» Дефо.
В русской литературе только два писателя ласково названы «дедушками»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. И, хотя Чуковский не любил, когда его так называли, это говорит об огромной любви и уважении к нему.
Сегодня Корнею Ивановичу исполнилось бы 135 лет. Его уже нет в живых. От имени всех детей и взрослых, которые были когда-то детьми, мы повторяем вслед за его героями: «Спасибо тебе, дедушка, за творчество!»
Все: Слава, слава великому Сказочнику!
15