Литературный праздник, посвящённый 135-летию со дня рождения К. И.Чуковского.


Литературный праздник, посвящённый 135-летию со дня рождения К. И.Чуковского.
Цель:1.Расширить знания детей о творчестве К.И.Чуковского.
2.Развивать память,внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по отрывкам из них.
3.Воспитывать веру в добро, дружбу,победу над злом.
4.Воспитывать любовь к сказкам.
Оформление: портрет К.И.Чуковского (слайд 1)
Высказывание И.Андронникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый ,умный,блистательный,весёлый,праздничный.»(слайд2)
Ход праздника
Вступительное слово.
Показ портрета(слайд 1)
«Высокий рост ,длинные руки с большими кистями ,крупные черты лица ,большой нос ,щёточка усов ,непослушная прядь волос ,свисающая на лоб ,смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка .
Так выглядел Корней Иванович Чуковский.Он всегда был весёлым и жизнерадостным человеком .Он даже родился 1апреля 1882года.А 1апреля считается днём шуток ,веселья и смеха.
Корней Чуковский-это литературный псевдоним писателя .Настоящее его имя –Николай Васильевич Корнейчуков.
Вставал он очень рано ,и сразу же принимался за работу.Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом ,зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.Проработав несколько часов он отправлялся гулять Ходил он удивительно легко и быстро,иногда даже пускался наперегонки с малышами,которых встречал во время прогулки.Именно таким малышам он посвятил книгу «От двух до пяти».
Всю его жизнь вокруг него ни на миг не смолкая ,слышалась звонкая детская речь.С ранних лет его стихи приносят нам радость
Не только вы ,но и ваши мамы,бабушки и дедушки не представляют своего детства без сказок Корнея Чуковского.
2.Выступают ученики
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила.
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
2ученик
Папы и мамы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали
Бабушки в детстве им сказки читали.
От них они этих героев узнали.
3ученик
К бабушкам долго мы приставали
Откуда они эти сказки узнали?
Бабушки вот что нам рассказали.
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник ,критик .,поэт,чародей.
4ученик
Жалко нам стало деда Корнея-
В детстве своём он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
5ученик
По ним мы учились все понемногу.
Тому,чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме,
Чтоб не попасть на обед к Бармалею,
Слушаться надо того,кто умнее.
6 ученик
Хорошие книжки писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети
Сказки читать весёлые эти.
Учитель
Стихи Чуковского великолепно звучат ,развивают речь, формируют чувство юмора,делают нас сильнее и умнее.
К.И.Чуковский отличался большим трудолюбием .Он писал: «Где бы я не был:в трамвае ,в очереди за хлебом,в приёмной к зубному врачу ,я, чтобы не тратить время попусту,сочинял загадки для детей.
А сейчас 1ТУР –Отгадай загадки Чуковского.
1 «Чудесный дом»
Был белый дом,чудесный дом.
И что-то застучало в нём.И он разбился,а оттуда живое выбежало чудо-Такое тёплое,такое пушистое и золотое.(Яйцо и цыплёнок).
«Чудесная пещера»
Красные двери в пещере моей.
Белые звери сидят у дверей.
И мясо,и хлеб-всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю(Рот и зубы)
» «Чудесные кони»
Два коня у меня,два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда ,словно каменная.(Коньки и лёд)
«Берегись»
Ах, не трогайте меня:обожгу я без огня!(Крапива)
«Чудесный паровоз»
Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл-
Прямо по морю пошёл(Пароход)
«Зубастая загадка»
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.(Расчёска)
Учитель
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно.Вышло это так .Заболел его маленький сынишка .К.И.Чуковский вёз его в поезде.
Мальчик капризничал,плакал.Чтобы развлечь мальчика,стал рассказывать ему сказку. «Жил да был крокодил,он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать.Наутро ,проснувшись,он попросил ,чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.Оказалось ,что он запомнил её всю слово в слово.И вот другой случай. «Однажды я сидел в своем кабинете ,работал и услышал плач.Это плакала моя дочь .Она ревела в три ручья ,бурно выражая своё нежелание мыться.Я вышел из кабинета ,взял девочку и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: «Надо,надо умываться по утрам и вечерам,а нечистым трубочистам стыд и срам!»
Так родился на свет «Мойдодыр».
2 тур
«Вспомни сказку»
-Вспомни ,какими словами оканчивается строчка,и назови сказку.
А)«Лечит маленьких детей ,лечит птичек и зверей,сквозь очки свои глядит добрый доктор………….(Айболит). «Айболит».
Б) «Вдруг из подворотни –страшный великан,
Рыжий и усатый………(таракан) «Тараканище».
В) «Я –великий Умывальник
Знаменитый…….(Мойдодыр)
Умывальников начальник и мочалок ……..(командир) «Мойдодыр».
Г) «Свинки замяукали-мяу-мяу,
Кошечки …….(захрюкали ,хрю-хрю) «Путаница».
Д) «В Африке разбойник,в Африке злодей,
В Африке ужасный……(Бармалей) «Бармалей».
е) «Веселится народ –муха замуж идёт за лихого ,удалого молодого….
(комара) «Муха-Цокотуха».
ё ) «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,стало заиньке……(темно) «Краденое солнце».
ж) «А посуда вперёд и вперёд по полям ,по болотам идет.А чайник сказал утюгу :Я больше идти …….(не могу) «Федорино горе».
-А теперь просто вспоминаем сказки
1Долго,долго Крокодил море синее тушил
Пирогами и блинами,и сушёными грибами.(ПУТАНИЦА)
«Вдруг навстречу мой хороший,мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил»(«Мойдодыр»)
«И со слезами просил:Мой милый, хороший пришли мне калоши
И мне ,и жене,и Тотоше («Телефон»)
«Повернулся,улыбнулся,засмеялся Крокодил и злодея Бармалея словно муху проглотил («Бармалей»).
«А в большой реке Крокодил лежит,и в зубах его не огонь горит-солнце красное.( «Краденое солнце»).
«Жил да был Крокодил,он по улицам ходил.А за ним-то народ и поёт и орёт .Вот урод,так урод!Что за нос,что за рот!И откуда такое чудовище? «Крокодил».
3тур «Доскажи словечко»
Я читаю отрывок из сказки ,а вы продолжаете.
«Ох,нелёгкая эта работа ..(из болота тянуть бегемота)»Телефон «
«Всех излечит, исцелит (добрый доктор Айболит)» «Айболит».
«Ехали медведи на велосипеде..(а за ними кот задом наперёд)» «Тараканище».
«И сейчас же брюки,брюки..(так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
«Только заинька был паинька..(не мяукал и не хрюкал,под капустою лежал,по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница».
«Скачет сито по полям…(а корыто по лугам) «Федорино горе».
4тур «Ромашка»
Желающие подходят к ромашке ,берут лепесток,отгадывают название сказки.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?( «Федорино горе»).
2.Назовите сказку ,в которой происходит страшное преступление-попытка убийства? «Муха-Цокотуха».
3.Какой герой был страшным злодеем,а потом перевоспитался?( «Бармалей «).
4.Как звали мальчика,который победил Крокодила?(«Ваня Васильчиков»).
5.В какой сказке прославляют воробья?( «Тараканище»).
6.Назови сказку,главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота-залог здоровья!»( «Мойдодыр»), «Федорино горе»).
7.Что просили животные в стихотворении-сказке «Телефон»(Слон-шоколад,Газели-карусели,Мартышки- книжки,Крокодил-калоши)
8.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья?(Волки,кит.орлы)
9.Какого рогатого зверя испугались портные из стихотворения «Храбрецы».(Улитку).
10.В каких сказках героем является крокодил ?( «Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил».
5тур «Расшифруй имена сказочных героев»
--Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы ,получатся имена сказочных героев.
1.БРМЛЙ
2.ЦКТХ
3.МЙДДР
4.ФДР
5.ЙБЛТ
6.ТРКНЩ
7.КРКДЛ
8.ГПППТМ
(Бармалей,Цокотуха,Мойдодыр.Федора,Айболит,Тараканище,Крокодил,Гиппопотам.)
6тур «Корзина с потерянными вещами»
-У меня в корзине находятся разные вещи.Их кто-то потерял,помогите найти их владельца,вспомните сказку и строчки ,в которых говорится об этом предмете.
1.Телефон ( У меня зазвонил телефон)
2.Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде ,..а за ним комарики на воздушном шарике)
3.Мыло (Вот и мыло подскочило)
4.Блюдце (А за ними блюдца)
5.Термометр (И ставит им градусник)
6.Сито (Скачет сито по полям)
7.Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»
8.Монета (Муха по полю пошла,муха денежку нашла).
9.Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадки)
10.Мочалка (И мочалку, словно галку,словно галку проглотил).
Итог
Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского.Его стихи помогают детям ориентироваться в окружающем мире,воспитывают драгоценную способность сопереживать,сострадать.Без этой способности человек-не человек.Его стихи великолепно звучат,развивают нашу речь,обогащают нас новыми словами,формируют чувство юмора,делают нас умнее.И хочется в заключении прочитать шуточное стихотворение,которое Корнею Ивановичу Чуковскому посвятил поэт Валентин Берестов
«Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея» и «Крокодила не читал.
Не восхищался «Телефоном» и в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным ,не зная самых главных книг.
К.И.Ч уковский был учёным,писателем,переводчиком,литературоведом.
Благодаря ему мы знакомы с «Приключениями барона Мюнхаузена»,с «Приключениями Робинзона Крузо», «Приключениями Тома Сойера».Все эти произведения переведены с английского языка на наш родной язык.

.
.
.
1 ученик
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила.
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
2ученик
Папы и мамы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали
Бабушки в детстве им сказки читали.
От них они этих героев узнали.
3ученик
К бабушкам долго мы приставали
Откуда они эти сказки узнали?
Бабушки вот что нам рассказали.
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник ,критик .,поэт,чародей.
4ученик
Жалко нам стало деда Корнея-
В детстве своём он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
5ученик
По ним мы учились все понемногу.
Тому,чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме,
Чтоб не попасть на обед к Бармалею,
Слушаться надо того,кто умнее.
6 ученик
Хорошие книжки писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети
Сказки читать весёлые эти.