Урок литературного чтения на тему В гостях у Корнея Ивановича Чуковского
Тема: «В гостях у Корнея Ивановича Чуковского»
Цели:
Знакомство с биографией и творчеством К. И. Чуковского.
Прививать любовь к его произведениям;
Развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память.
Воспитывать интерес к художественной литературе, к творчеству детских писателей
Показать искреннюю любовь, радость в детских произведениях писателя.
Оборудование: портрет К. Чуковского; выставка книг с произведениями писателя; иллюстрации художников к произведениям автора; презентация
I.Организационный момент
II. Введение в тему и постановка целей урока.
1. Слушание отрывка из стихотворения
- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что Вам надо?
-Шоколада.
- Для кого?
-Для сына моего.
-А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
2. Беседа.
- Из какого стихотворения вы прослушали отрывок? (Телефон)
- Кто его автор? (К.И.Чуковский)
-Какие ещё произведения Чуковского вы знаете?
-Чем они вам нравятся?
Да, ребята, Корней Иванович Чуковский приглашает нас сегодня в гости (слайд №2). Мы вспомним знакомые нам с детства строки, вместе посмеёмся и вместе поиграем (слайд №3)
III. Изучение нового материала.
Вы знакомы с Чуковским – сказочником. Сказки, которые вы назвали, любят и дети, и взрослые. Они интересны игрой слов, рифмами, необычными именами сказочных персонажей. Ни у кого больше не встретишь с такими именами сказочных персонажей. Ни у кого больше не встретишь таких звучных и понятных имён: «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей» и т.д. как поэт придумал их? Откуда в его стихах такие звукосочетания, которые легко читаются, запоминаются детьми:
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу»-
Или:
Мы акулу КаракулуКулаком, кулаком,
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!
За этой лёгкостью, игрой стоит огромный труд учёного, исследователя.
Коля Корнейчуков (это настоящее имя поэта, Корней Чуковский – это псевдоним) рано научился читать, заочно окончил гимназию, самостоятельно овладел английским (слайд №4).
Очень любил литературу. На его творчество большое влияние оказали великие русские писатели Чехов, Некрасов, Горький.
Уже в 19 лет он печатается в журналах. Газетах. Первая его публикация – это труд учёного-исследователя.
Учёный и поэт слиты в Чуковском неразрывно. Исследуя русский фольклор, он сочиняет загадки, песенки, стихи. Занимаясь переводами с английского, он изучает английский фольклор. Именно тогда появляются такие стихи, как «Котауси и Мауси», «Жил на свете человек…», дразнилка для обжоры «Барабек» (слайд №5).
Давайте понаблюдаем сегодня за его поэзией, отыщем то интересное и умное, что сделало его любимцем детей.
Физкультминутка
2. Чтение стихов, отрывков из сказок . «Мойдодыр».
- Какие строки в сказке изображают движение?
Выразительное (выборочное ) чтение.
Утюги – за сапогами,
Сапоги – за пирогами…
Всё вертится.
И кружится,
И несётся кувырком.
- Какие строчки похожи на скороговорки?
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто…
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Чем полезна для воспитания детей эта сказка? Какие строчки вам приходилось слышать от взрослых, когда малышами вы капризничали, не хотели умываться?
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам!
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
- Чем интересно имя мухи из стихотворения «Муха-цокотуха»? (Она при полёте производит крылышками специфический звук, поэтому поэт её назвал цокотухой)
- Прочитайте строчки, где можно увидеть такую же игру звуков.
- А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Тара –ра, тара – ра,
Заплясала мошкара.
- Как изменяется ритм стихов, когда муха попадает в плен? Как она кричит? (Она умоляет спасти , эти строчки надо читать медленно, как будто поёшь).
- Прочитайте. Какие качества характера воспитывает эта сказка в малышах? (Дружбу, взаимовыручку).
- Прочитайте строчки из следующей сказки «Федорино горе». В которых чувствуется движение?
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
- Как можно прочитать строчки, где Федора «стала добрей» и зовёт посуду домой? (Причитая, нараспев)
Вы подите – ка немытые домой.
Я водою вас умою ключевой.
- Что вы поняли, прочитав эту сказку? (Надо беречь вещи, содержать их в порядке)
IV. Закрепление изученного материала.
Тур «вспомни произведение» (Слайд № 6,7,8)
Тур «Доскажи словечко!» (Слайд № 9)
Чуковский занимается исследование такой «серьёзной науки», как… детский язык. Он собирает смешные детские изречения, истории. Может, поэтому так любимы детьми стихи Чуковского, так близки и понятны его сказки? (слайд 10)
Тур «Переведи» с детского языка на взрослый (Слайд №11)
Тур «Конкурс знатоков» (Слайд № 12,13,14)
V. Итог урока.- Что интересного вы узнали?
- О каких сторонах творчества писателя вы узнали? (Он был учёным, поэтом, переводчиком)
- -Почему его стихи и сказки любимы детьми? (Слайд № 15)