Литературный праздник по творчеству Корнея Ивановича Чуковского для учащихся начальной школы «ЗДОРОВО, СТАРИКИ И СТАРУХИ!»
Творчество Корнея Ивановича Чуковского
для учащихся начальной школы
«ЗДОРОВО, СТАРИКИ И СТАРУХИ!»
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством Чуковского.
Задачи: формирование навыков самостоятельной работы с книгой как с источником содержательного и занимательного проведения досуга;
Развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления и практических навыков работы с текстом.
Слайд 1
Учитель: «Здорово, старики и старухи!» Так любил приветствовать детей Корней Иванович Чуковский. Дожив до 80 лет, он не терпел скуки, и встречаясь с детьми, произносил не « добрый день, детки», а что-нибудь, вроде «Здорово, старики и старухи!»
Ваши папы и мамы, бабушки и дедушки и вы хорошо знаете псевдоним, ненастоящее имя писателя Корней Иванович Чуковский. А настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Родился Н.В. по одним данным 31 марта, а по другим – 1 апреля. Да, сегодня мы бы отмечали 1026 лет со дня рождения этого замечательного человека. (К.И.Ч.)
Слайд 2-3
Недалеко от Москвы, в Переделкино, где среди лесов и берез родился и жил писатель, теперь здесь находится Музей-усадьба. О которой знают не только все маленькие жители Москвы, но и жители всей нашей огромной страны и даже за рубежом.
Слайд 4
Николая Корнейчукова крестили во Владимирской церкви. Мать новорожденного, Екатерина Осиповна Корнейчукова, была крестьянского сословия. К этому времени у нее уже была трехлетняя дочь Мария.
Мама мечтала дать детям образование, поэтому Коля ходил в детский сад мадам Бухтеевой, что по тем временам было редкостью небывалой.
После детского сада мальчик поступил в гимназию. Учиться Коля любил, латынь знал на “отлично”. “В нашем классе я считался чемпионом диктовки. Уже с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы”
Коля самостоятельно изучал английский язык, впоследствии перевел многие произведения английской литературы на русский язык. Все рассказы о Шерлоке Холмсе известны русскому читателю под редакцией К. И. Чуковского. К. И. Чуковский перевел и “Робинзона Крузо”. В 20-х годах писатель преобразовал свою прежнюю фамилию и назвался Корнеем Чуковским.
У К. И. Чуковского было четверо детей. Когда дети стали подрастать, Чуковский обнаружил, что детской литературы среди книг очень мало. Во всем мире только еще начали изучать ребенка, постигать законы детского творчества. Чуковский стал одним из отечественных первооткрывателей и исследователей этого обширного материала.
Дети очень любили этого седого и доброго человека, когда он выходил из калитки своей дачи. Сейчас же со всех ног к нему бросалась детвора и начинали кричать : «Корней Иванович, Корней Иванович». Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Вот как любили дети этого веселого старика.
Именно для своих детей Чуковский сочинял многие сказки. Так, однажды его сын заболел, когда семья ехала в поезде домой. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-то утешить ребенка, Корней Иванович стал рассказывать ему под ритм колес:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, –
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Позднее из этих строк появилась сказка “Крокодил”.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что сын запомнил её всю, слово в слово. В последствии Корней Иванович решил подарить её всем детям, и сказку напечатали в журнале.
Гуляя на даче с любимой дочкой Мурочкой, Чуковский сочиняет “Федорино горе”,
У Корнея Ивановича Чуковского стихи рождались сами собой, неожиданно.
Однажды он работал в своем кабинете и услышал громкий плач. Это плакала девочка, ревела в три ручья. Так она не хотела умываться. Чуковский вышел из кабинета. Взял девочку на руки и совершенно неожиданно сказал ей тихо: Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам. Так родился «Мойдодыр».
А однажды, когда он купался в черном море, заплыл слишком далеко. И вдруг под действием солнца, ветра, воды у него сложились стихи: «О, если я утону, если пойду я ко дну». Так родился «Айболит». Крокодила сочинил, утешая больного сынишку, а Муху-Цокотуху записал, танцуя и носясь по коридору.
Можно много рассказывать как рождались стихи Чуковского.
Во время Великой Отечественной войны Чуковскому пришла в голову идея записывать воспоминания потерявшихся детей, которые помнили мелкие детали своей прошлой жизни, не помня ни своей фамилии, ни имени, ни города. Позднее А. Л. Барто вела по радио передачу, где читала эти истории, что позволило разлученным семьям соединиться.
Последняя сказка К. И. Чуковского – о Бибигоне (1945 г). Чуковский решил дать
детям нового героя – он крохотный, так что дети могут любить и жалеть его; он храбрый, так что дети могут восхищаться им; он не лишен забавных недостатков, так что есть над чем посмеяться.
Ребята, я, наверное, не открою секрета, если скажу, самым любимым героем Корнея Ивановича Чуковского был крокодил.
Давайте посмотрим знаете ли вы произведения К.И.Ч. с этим героем.
А в большой реке крокодил лежит.
И в зубах его не огонь горит (Краденое солнце)
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил (Телефон)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушеными грибами (Путаница)
И сказал крокодил:
«Ты меня победил,
Не губи ты меня, Ваня Васильчиков» (Крокодил)
Вдруг навстречу мне хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил (Мойдодыр)
Повернулся, улыбнулся, засмеялся крокодил (Бармалей)
Ну, что, убедились, как часто в сказках Чуковского встречается крокодил?
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Он вспоминает: «Я всегда писал, где бы я ни был, в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача. Чтобы не тратить время попусту» Многие из его произведений сегодня мы уже вспомнили, но есть много и других интересных его произведений. Вот, например, «Муха в бане»
Слайд 5
Музей в Переделкине на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нет табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками, а иногда даже спускать их с лестницы — как металлическую пружину, присланную Чуковскому американскими физиками. Физики изучали колебания волн и случайно открыли, что такая пружина умеет сама спускаться вниз по ступенькам.
В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.
Слайд 6
А еще в этом музее есть волшебная шкатулка восточной работы, принадлежавшая Чуковскому. Если посмотреться в зеркало на внутренней стороне ее крышки и загадать желание - оно обязательно сбудется. Такой шанс дают всем посетителям музея - и маленьким, и взрослым. Правда, сделать это можно только один раз в жизни.
Слайд 7
Больше всего детей подкупает то, что в чем-то он очень похож на них самих. Оказывается, Чуковский хулиганил в школе: одной веревкой связывал ноги всем своим одноклассникам, чтобы, дергая за нее, подсказывать, где в диктанте ставить знаки препинания. Оказывается, чтобы развлечь детей, он мог приклеиться языком к дереву. Понарошку, конечно, зато каким приключением для детей было его отдирать...»
Вот таким задорным ребёнком рос Чуковский, поэтому и произведения у него весёлые и забавные.