Программа Народный месяцеслов объединения Солнцеворот
Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
города Сарова
Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДДТ
«___» ________________ 2016г.
__________________________ /ФИО/
Протокол № __________
«___» ________________ 2016г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Народный месяцеслов»
социально-педагогической направленности
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор составитель:
Зубова Марина Борисовна,
педагог дополнительного
образования
г. Саров
2016 год
Введение
На протяжении столетий русский народ накапливал сокровища фольклора – неповторимое и бесценное достояние национальной культуры. Это пословицы и поговорки, легенды, сказки и предания, былины, бывальщины и старины; это песни разнообразных жанров, в том и числе и напевы, входящие в различные обряды – календарные и семейные, заклички, приговорки, заговоры (обереги); хороводы, плясы, игры, сопровождаемые пением.
В ХХ веке в силу ряда общественных причин, связанных с разрушением русских традиций, стали стремительно разрушаться практически все виды национально-самобытного народного творчества.
Сегодня в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.
Освоение русской народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире, о самом человеке и его отношениях к людям.
Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоения русской народной культуры как части общечеловеческой культуры, эстетическое воспитание.
В программе «Народный месяцеслов» детям предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.
Художественное воспитание входит в состав эстетического воспитания как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.
Пояснительная записка
Программа объединения «Народный месяцеслов» имеет социально-педагогическую направленность, составлена для полноценного художественного развития детей через их общение с близким для них природным окружением, через знакомство с художественными традициями русских промыслов, а также через знакомство с традициями русского народа, в частности, с обычаями Нижегородского края.
Культурное развитие следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе выделено общее направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия через промыслы, сохранение культуры через календарные обряды.
При разработке программы педагог опирался на современные педагогические теории, анализировал имеющиеся педагогические ресурсы, знакомился с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.
Представленные материалы являются авторскими, в них обобщен опыт многих педагогов по обучению детей разным видам народных промыслов, воспитанию учащихся через календарные обрядовые праздники.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, интегрированной, предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, пластилине или в рисунках с красками, карандашом. Занятия, приуроченные к одной народной календарной дате, могут иметь по разным годам обучения сходные темы, но с различной степенью сложности, с отличием в видах художественной деятельности.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народного искусства, оценивать его значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературному чтению, истории, экологии, музыке, ИЗО и т.д.).
Цель и задачи программы
Цель занятий по программе «Народный месяцеслов» - воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусств.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обучающие задачи: развитие интереса к наследию культуры наших предков, - сообщение и закрепление знаний по традиционным народным обрядам, по народным промыслам в декоративно-прикладном искусстве, приобретение знаний о русском земледельческом календаре, фольклоре Нижегородской области, умения участвовать в народных играх, навыков приготовления блюд по старинным рецептам, развитие мотивации к изучению истории нашей страны и т.п.
Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, духовно-нравственных качеств личности, формирование мировоззрения, внутренней культуры личности через народный обрядовый календарь; культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста. Возраст занимающихся от 9 до 10 лет. Объем часов в год составляет – 72 часа.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Отличительные особенности программы
Рабочая программа состоит из 7 блоков, которые тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
В программе «Народный месяцеслов» материал расположен по календарному принципу, на каждую дату календаря дается примерная тематика уроков-занятий с обучающимися, в возрасте 9-10 лет. В основе каждого занятия – теоритические знания, передаваемые различными формами (презентация, заочная экскурсия, громкое чтение, обсуждение книг и т.д.) и виды практической деятельности, которые состоят в выполнении заданий, связанных по теме с теоритической частью. В основном это работы, выполняемые выразительными средствами изобразительного искусства через рисование, лепку и аппликацию.
.
Формы и режим занятий
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в кабинете, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства и др.
Коллектив имеет не только образовательный, но и учебно-исследовательский характер. Он сотрудничает с музеями и литературными объединениями города.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
При реализации программы «Народный месяцеслов» обучающиеся будут:
знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
знать основные жанры фольклора, в том числе детского;
знать и уметь играть в народные игры;
уметь делать простые игрушки из пластилина;
уметь делать тряпичных кукол;
различать известные традиционные игрушечные промыслы.
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в конкурсах школьников по темам, связанным с народной культурой.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
опросов по изучаемым темам;
выполнения письменных заданий;
оценки качества самостоятельно выполненных рисунков, аппликаций и т.д.;
фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.
Формы подведения итогов реализации программы.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, участием в учебно-исследовательской деятельности, участие в выставках работ, выполненных на занятиях.
Критерии оценки усвоения программы «Народный месяцеслов» объединения «Солнцеворот»
Промежуточная аттестация в конце учебного года – игра «12 месяцев»
Уровни:
низкий (фрагментарный)
- фрагментарное освоение теоритических знаний, специальные термины (понятия) учащимися не употребляются.
средний
-теоритические знания не систематизированы, учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой.
высокий (системный)
- освоена система теоритических знаний,
соответствующих программным требованиям, специальные термины (понятия)употребляются осознано и в полном соответствии с их содержанием.
Спектр способов и форм выявления результатов:
беседа;
опрос;
наблюдение;
диагностика;
диагностические игры.
Учебно-тематический план образовательной программы «Народный месяцеслов» объединения «Солнцеворот»
№
Содержание
Всего часов
Теория
Прак-тика
Вводное занятие: посещение музея, электронная презентация о программе
2
1
1
«Бабье лето»:
«Бабье лето»: народные обычаи, праздники, поговорки, приметы, игры, связанные с уходом лета и приходом осени
6
3
3
Воспоминания о лете: «Спас медовый, яблочный и хлебный »
2
1
1
«Золотая жнивка»: о сборе урожая, ценности хлеба, важности труда земледельца.
2
1
1
«Девица-овсяница»
2
1
1
«Осенины»:
«Осенины» - засидки, конец лета, начало осени. Осенние приметы, ярмарки, хороводы,
12
5
7
«Уродилась репка, кругла и крепка»- ода корнеплоду, инсценируем сказку «Репка»
2
1
1
«Батюшка лён» - сказ о том, откуда рубашка пришла. Осенние посиделки.
2
1
1
«Капустинские вечеринки»: турнир юных кулинаров.
2
1
1
«Журавлинная плакунья» - проводы перелётных птиц на юг. Сказки, стихи, песни, приметы, связанные с перелётными птицами.
2
1
1
«На заставе богатырской»- день былинного богатыря Ильи Муромца
2
1
1
День именинника.
2
2
«Зазимье»:
«Зазимье»- встреча зимы: зимние приметы, игры, песни, стихи.
20
11
9
«Покров» - история праздника, приметы. Праздник первых снежинок.
2
1
1
«Харитина – вечная ткачиха» - об истории ткачества.
2
1
1
«Дмитриевская суббота» - о защитниках земли русской, день поминовения воинов, павших на Куликовском поле.
2
2
«Параскева Пятница»- почему дни недели и месяцы так называются - викторина.
2
1
1
«Синичкин день» - мастерим кормушки для зимующих птиц, запасаем корм.
2
1
1
«Кузьминки - курьи именины – девичий праздник»- день именинника.
2
1
1
«Вечера страшных сказок» - о леших, домовых, водяных, банниках и прочей нечистой силе.
4
2
2
« О санках и санях» - о зимних забавах русского народа.
4
2
2
5.
«Зимних праздников торжество»
«Зимних праздников торжество»: о Новом годе, Рождестве, Святках, Крещении, Сретении
10
5
5
«Новый год у ворот»: о том, как праздновали новый год на Руси
2
1
1
«Гряди, радость моя» - день памяти Серафима Саровского.
2
1
1
Святки: «Пришла коляда, открывай ворота»- святочные колядки, «Раз в крещенский вечерок»- гаданья
2
1
1
«Рождество, Крещение, Сретение» - традиции русского народа, связанные с этими праздниками
2
1
1
«Масленица»: заигрыши, лакомки, вечёрки, посиделки.
2
1
1
6.
«Весна-красна»
«Весна-красна»: приметы, поговорки, песни, игры, связанные с весной.
20
10
10
«Евдокия Весновка синим мартом идёт» - поэзия русских обрядов.
2
1
1
«День жаворонков»: фольклорный праздник приговорки, заклички, изготовление жаворонков.
2
1
1
«Песня русского леса» - легенды и загадки о деревьях, цветах, травах. Игра «Хитринки из корзинки».
6
3
3
«Огород круглый год» - чем питались наши предки, кулинарный марафон.
4
2
2
«Мифы древних славян»: о поверьях русского народа. Заговоры, приговорки.
6
3
3
7.
Заключительное занятие. Игра «12 месяцев»
2
0
2
Итого:
72
35
37
Содержание блока программа «Бабье лето»
№
Содержание
Воспоминания о лете: «Спас медовый, яблочный и хлебный»:
Теория: народные приметы, связанные с этими праздниками, проводы лета, о мёде, яблоках, хлебе, их ценности и значимости в нашей жизни. Песни, стихи, сказки о лете, яблоках, хлебе.
Практика: Создание макета сказочной яблони. Лепка из пластилина молодильных яблок. Устные ответы на тему: Кому бы ты подарил это яблоко? Игра : «Катилося яблочко».
Материал: картон, пластилин, клеёнка или дощечка – для лепки.
«Золотая жнивка»: о сборе урожая, ценности хлеба, важности труда земледельца.
Теория: о том, как вырастить хлеб. Поговорки, пословицы о хлебе и труде земледельца. История земледелия. Сказки о хлебе и его изготовлении: «Трудный хлеб», «Золотой серпок», «Вершки и корешки».
Практика: рисование сцены из понравившейся сказки.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши.
«Девица-овсяница»: именины рябины, уборка овса, день поминовения воинов, погибших на Бородинском поле.
Теория: рецепты овсяных блинов, песни и стихи о рябине, рассказ о героях Бородинского сражения.
Практика: изготовление коллективного панно «Ветка рябины».
Материал: лист ватмана – один на группу, цветная бумага, клей, кисти.
Содержание блока программа «Осенины»
№
Содержание
«Уродилась репка, кругла и крепка»- ода корнеплоду:
Теория: стихи, поговорки, пословицы о корнеплодах, их пищевая ценность в нашем рационе, простые вкусные рецепты салатов из овощей.
Практика: инсценируем сказку «Репка», создаём общую аппликацию «Наш огород».
Материал: лист ватмана – один на группу, цветная бумага, клей, кисти, ножницы.
«Батюшка лён» - сказ о том, откуда рубашка пришла. Осенние посиделки.
Теория: рассказ о русском льне, песни, пословицы, стихи о нём.
Практика: русские игры «Бабушка, распутай нитки», «Ниточка и Иголочка», конкурс на эскиз лучшего узора вышивки для льняной рубашки.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши.
«Капустинские вечеринки»: турнир юных кулинаров.
Теория: рассказ о капусте, поговорки, сказки, стихи, частушки.
Практика: Турнир юных кулинаров: кто больше назовёт блюд из капусты, конкурс на лучший рецепт. Сочиняем частушку о капусте.
Материал: тетрадь для записей, ручка.
«Журавлинная плакунья» - проводы перелётных птиц на юг.
Теория: рассказ о перелётных птицах , сказки, стихи, песни, приметы, связанные с перелётными птицами.
Практика: Инсценировка отрывка из сказки «Как журавль и цапля свататься ходили», русская народная игра: «Гуси, гуси, га-га-га».
«На заставе богатырской»- день былинного богатыря Ильи Муромца.
Теория: о герое русской былины Илье Муромце. Дискуссия: Илья Муромец – просто литературный герой или реальный человек?
Практика: час любования картиной В.М. Васнецова «Три богатыря». Конкурс на лучшее обращение к богатырю.
Материал: тетрадь для записей, ручка.
День именинника: чествование летних и осенних именинников.
Практика: рассказ ребят об истории имён, игры: «А мы просо сеяли», «Ручеёк», конкурс знатоков песен о именах, конкурс на лучшее поздравление для именинников.
Содержание блока программа «Зазимье»
№
Содержание
«Покров» - история праздника, приметы. Праздник первых снежинок.
Теория: рассказ об истории праздника, как его отмечают в Нижегородской области, приметы, поговорки, связанные с ним.
Практика: час любования иконами «Покров Пресвятой богородицы» и «Казанской Божьей Матери», конкурс на лучшую снежинку.
Материал: ножницы, белая бумага.
«Харитина – вечная ткачиха» - об истории ткачества.
Теория: о том, как ткали и пряли на Руси. История прялки и ткацкого станка.
Практика: конкурс на лучший эскиз росписи для донца прялочки.
Материал: альбомный лист, акварельные краски, кисточка, стаканчик для воды.
«Дмитриевская суббота» - о защитниках земли русской, день поминовения воинов, павших на Куликовском поле.
Теория: страницы русской истории, связанные с героями Куликовской битвы, стихи, пословицы, поговорки о Родине.
Практика: час любования картинами Павла Рыженко «Поединок Челубея с Пересветом» и А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Конкурс на лучшее напутствие воинов перед битвой. Конкурс на лучшего знатока пословиц о Родине.
«Параскева Пятница»- почему дни недели и месяцы так называются - викторина.
Теория: старинные русские названия месяцев и дней недели.
Практика: викторина «Круглый год», рисуем свой любимый месяц.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши.
«Синичкин день» - мастерим кормушки для зимующих птиц, запасаем корм.
Теория: презентация «Зимующие птицы».
Практика: мастерим кормушки для зимующих птиц.
Материал: пустая коробка от сока, молока, ножницы,
«Кузьминки - курьи именины – девичий праздник»- осенняя ярмарка.
Теория: ярморочная традиция на Нижегородчине.
Практика: конкурс на «Лучшего зазывалу своего товару», рисуем рекламу.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши.
«Вечера страшных сказок» - о леших, домовых, водяных, банниках и прочей нечистой силе.
Теория: суеверия русского народа: сказки, бывальщины, поверья, легенды, связанные со славянскими мифами.
Практика: час литературного краеведения: обсуждение сказки Л.П. Ковшовой про лешего «Берлянд». Мастерим подарки для домовёнка Кузи.
Материал: кусок ситцевой ткани (20 на 20 см), нитки, иголка, ленточки, бисер, семена гречки, риса, пшена.
« О санках и санях» - о зимних забавах русского народа.
Теория: рассказ о том, как развлекались зимой ваши бабушки и дедушки. Стихи, песни, связанные с зимними забавами. Пословицы о труде и досуге.
Практика: Игры: «Снежки», «Перейди по льдинам речку», час любования картиной В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Содержание блока программа «Зимних праздников торжество»
№
Содержание
«Новый год у ворот»: о том, как праздновали новый год на Руси.
Теория: Презентация: история Нового года на Руси.
Практика: изготовление игрушки для новогодней ёлки.
Материал: цветная бумага, фольга, вата, клей, кисточка, нитки.
«Гряди, радость моя» - день памяти Серафима Саровского.
Теория: житие Преподобного Серафима Саровского.
Практика: час литературного краеведения: обсуждение страниц повести П.В. Тужилкина «Пламенный», о Серафиме Саровском.
Святки: «Пришла коляда, открывай ворота»- святочные колядки, «Раз в крещенский вечерок»- гаданья.
Теория: презентация: история праздника.
Практика: колядки, гаданья.
Материал: конфеты, которые получат дети после колядок.
«Рождество, Крещение, Сретение» - традиции русского народа, связанные с этими праздниками.
Теория: «Земля обетованная»- видео-экскурсия по библейским местам.
Практика: мастерим вертеп (лепка).
Материал:картон, пластилин.
«Масленица»: заигрыши, лакомки, вечёрки, посиделки.
Теория: названия дней масленичной недели, традиции Масленицы.
Практика: конкурс на лучший рецепт блинов, дегустация.
Материал: блины от класса
Содержание блока программа «Весна-красна»
№
Содержание
«Евдокия Весновка синим мартом идёт» - поэзия русских обрядов, день зимних и весенних именинников.
Теория: история русских обрядов, история имён, стихи, песни, приметы, связанные со встречей весны.
Практика: конкурс на лучший комплимент имениннику, игры-хороводы «Каравай», «Заинька».
«День жаворонков»: фольклорный праздник приговорки, заклички, изготовление жаворонков.
Теория: русские весенние забавы, поговорки, приметы, заклички.
Практика: изготовление жаворонков из пластилина.
Материал: картон, пластилин.
«Песня русского леса» - легенды и загадки о деревьях, цветах, травах.
Теория: презентация- экскурсия «Русский лес», стихи, песни о русском лесе.
Практика: Игра «Хитринки из корзинки», викторина «Зелёная аптека», «лесные» рецепты лакомств жителей Сарова. Час литературного краеведения «Стихи саровских поэтов о лесе». Изготовление коллективного панно «Русский лес».
Материал: лист ватмана – один на группу, цветная бумага, клей, кисти, ножницы.
«Мифы древних славян»: о поверьях русского народа. Заговоры, приговорки.
Теория: рассказ о мифах древних славян, поверья, заговоры, приговорки, суеверия, обычаи жителей Нижегородского края.
Практика: проиллюстрируй миф, напиши письмо Даждьбогу, Световиду или другому божеству славянского пантеона, сочини легенду, загадку о явлении природы. Час литературного краеведения: обсуждение сказки Л.П. Ковшовой «Питухивна».
Заключительное занятие.
№
Содержание
Практика: Игра «12 месяцев».
Формы подведения итогов программы «Народный месяцеслов»
Промежуточная аттестация. Игры, викторины, опросы по пройденным темам.
Итоговая аттестация. Заключительное занятие – игра «12 месяцев».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
· словесные – рассказ, объяснение нового материала;
· наглядные – показ новых приемов лепки и рисования, демонстрация иллюстративного материала;
· практические – апробирование новых приемов лепки и рисования, изготовление и раскраска игрушек, выполнение заданий по материалам и оформление выставок или доклада.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых приемов лепки и рисования, освоение приёмов бумажного конструирования, изготовление игрушек, кукол, оформление выставок. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках, конкурсах и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.
Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Достижению этой цели служит их привлечение к освоению первичных навыков мастерства. При подготовке материалов для выставок формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником.
Завершающим этапом является оформление выставки, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.
Творческому развитию способствует и занятия по изготовлению игрушек из пластилина, изготовление тряпичных кукол, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании игрушек на общую тему возникает дух соревнования.
Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при изучении народного календаря является написание сценария по мотивам какой-нибудь русской народной сказки, и затем разыгрывание его в ролях.
Наиболее мотивированные обучающиеся могут в дальнейшем привлекаться педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.
Материалом для докладов служат полученные знания о народных играх и праздниках, о традициях наших предков. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
настольные игры (бирюльки, волчки, лото, «Найди слово», «Кто первый» и др.);
игровой инвентарь для проведения народных игр («малечина-калечина», «верёвочка», «проворные мотальщики», «закидушка», «кубари», «прыгалки», «подсекалочка» и др.);
художественные альбомы и пособия по народной культуре.
Формы подведения итогов
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
– умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
– участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.
В конце каждого учебного года сдаётся зачёт в форме устного опроса, подготовка выставки из работ, которые выполнялись на протяжении всего учебного года.
Техническое оснащение программы
Учебный кабинет должен быть оснащён удобными столами, на которых можно играть в настольные игры, лепить, рисовать, раскрашивать, оформлять выставку, рисовать.
Для занятий используется инвентарь для проведения народных игр, иллюстративный материал, методическая литература, фотоаппарат, видеокамера, видеомагнитофон, телевизор, канцтовары. Для лепки и раскраски игрушек необходимы пластилин, гуашевые краски, кисти, клеёнка. Для оформления выставки требуются бумага, ватман, карандаши, фломастеры, клей.
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся:
1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
«Игра сменяется игрою» Методическое пособие /Авторы-составители Е.В. Борисов, А.В. Княгинин. 1-е изд. – М.: МГДТДиЮ, 1999; 2-е изд. – М.: МГДД(Ю)Т, 2005; 3-е изд. – М.: МГДД(Ю)Т, 2006.
Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъёмке. – М.: Высшая школа, 1991.
Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-составитель В.М. Григорьев. – М., 1992.
Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Литература для педагога:
1. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Север: Учеб.- метод. пособие /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.
4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
5. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
6. Губин А. И. Традиции и обычаи народов мира. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
7. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. Лит., 2001.
8. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
9. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. пособие: В 2 ч. /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
11.Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
12. Ефимова А.В. Русский народный костюм. – М., 1989.
13. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
14. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
15. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005.
16. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
17. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
18.Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъёмке. – М.: Высшая школа, 1991.
19. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
20. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
21. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
22. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
23. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
24. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.
25. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
26. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.
27.Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1992.
28. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
29. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
30.Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
31. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Заголовок 615