Классный час В царстве Берендея(5 класс)
Классный час «В царстве Берендея»
Цель: расширить знания учащихся о флоре и фауне лесов брянщины, воспитание гуманного и бережного отношения к природе, ко всему живому, воспитание стремления и желания сохранить красоту своего родного края, развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников.
Предварительная подготовка: отрепетировать заранее инсценировку стихотворения, подготовить макеты деревьев из картона, заготовить листья с загадками, отобрать гербарий лекарственных растений, выучить отрывки стихов о лесе, подобрать музыкальные композиции, оформить кабинет, сделать эмблемы команд, выпустить лесную газету, подготовить зеленые конверты, физическая карта Брянской области, эмблемы команд.
Звучит музыка А.Н. Пахмутовой «Беловежская пуща».
Учитель. Чудесен и таинственен мир природы. Удивительны наши леса- настоящее царство Берендея. А поляны – это же настоящие оранжереи природы. Природа предстает перед нами во всей красе, принося нам каждый день светлую радость. Через несколько лет вы станете взрослыми, и на ваши плечи ляжет огромная ответственность за нежную травинку, за диковинный цветок, за березовую рощицу, за судьбу страны и всей Земли. Оберегать родную природу всегда и везде – наша обязанность. А чтобы беречь природу, надо ее знать. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в царство лесного царя Берендея, где узнаем много интересного о лесе, о лесных обитателях: грибах, растениях животных.
Ученик -1 Я расскажу вам о лесах нашей области. Общая площадь лесов составляет 1274 тысячи гектаров. Хвойные леса преобладают – 50,8%, широколиственные занимают 6.8%, мелколиственные -42,4%. Леса размещены крайне неравномерно. Наиболее крупные массивы тянутся по левобережьям Десны, Судости, Ипути (показывает на физической карте Брянской области). Основными лесообразующими породами в лесах области являются сосна, ель, дуб, береза. Осина, липа, ольха, вяз, клен, ясень, граб. Леса области отличаются высокой продуктивностью. Запас древесины составляет 118 млн. куб. м.
2-Ученик: Значение лесов для жизни человека неоценимо. Лес служит
-1-
источником получения атмосферного кислорода, смягчает климат, регулирует водный режим рек, защищает поля от засухи, суховеев и пыльных бурь, предохраняет почвы от эрозии, является сырьем для многих отраслей хозяйства (показывает на карте деревообрабатывающие предприятия Брянской области). Учитель. Итак, ребята, мы отправляемся с вами в виртуальное путешествие по нашим лесам. Впереди нас ждут интересные остановки на лесных полянках, на которых вы найдете задания для ваших команд. Команды готовы. В путь! Поляна загадок.(На дереве прикреплены кленовые листья с загадками, учащиеся поочередно срывают листочки и дают ответы).
Этой бабке сто лет. Горба у нее нет.
Высоконько торчит, далеко глядит.
Придет смерть за старушкой,
станет старушка избушкой.
(сосна)
Стоит красавица на поляне.
В белом сарафане, да в зеленом полушалке.
(береза)
Никто не пугает, а она вся дрожит.
(осина)
Под ярусом, ярусом.
Висят кисти с красным гарусом.
(рябина)
Стоит многолетний дед,
толстою корой одет.
С кучерявой листвой,
а плоды с шапочкой.
(дуб)
Затаилась в чаще лесной.
В шубке колючей зеленой.
А как новый год придет,
всех на праздник позовет.
(ель)
Росло-повыросло, из куста повылезло,
По рукам покатилось, на зубах очутилось.
(орешник)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(дерево)
Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет,
землю падет – почернеет.
(лист)
Что за дерево лесное, развеселое такое.
А по веткам как по свечкам сидят белые овечки.
(верба)
Экологическая поляна. У христиан есть семь заповедей, которым верующие люди неуклонно следуют. А ведь лес – это тоже храм, храм природы. Посмотрите на его величественные стволы, они как стены храма, а зеленая причудливая крона - его прекрасные своды. А теперь экологическое задание командам: придумайте семь лесных заповедей, которые должны соблюдать люди входя в лес. (Команды получают листочки и ручки и составляют семь лесных заповедей, а затем сравнивают с заповедями на интерактивной доске. Во время обсуждения заповедей звучит инструментальная музыка)
НЕ руби, НЕ разоряй, НЕ убивай, НЕ ломай, НЕ сори, НЕ рви, НЕ шуми.
ЛЕСНЫЕ ЗАПОВЕДИ
Учитель. Продолжаем наше лесное путешествие. Следующая остановка состоится на поэтической поляне. Команды подготовили отрывки стихов известных поэтов о лесе. Задача соперников узнать авторов стихов.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму. (А.А. Фет)
Пусть сосны и ели всю зиму торчат,
В снега и метели закутавшись, спят.
Их тощая зелень, как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет, но ввек не свежа. (Ф.И.Тютчев)
Юный лес, в зеленый дым одетый
Теплых грез нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А.К. Толстой)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели, зелень мрачную хранят. (М.Ю.Лермонтов)
- 3-
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнего леса красу. (А.Н.Майков)
Среди лесов темно- зеленых,
Непроходимых, непоклонных,
Где сизогривы сосняки
Шумят по вдоль Десны-реки. (Роман Брянский)
Учитель. А мы продолжаем наше путешествие по лесу. Если войти в лес с добрыми чувствами, то он откроет вам свои сокровенные тайны. Вот и мы с вами сейчас окажемся на таинственной поляне, где откроем загадочные тайны леса. ( В конвертах зеленого цвета под номерами №1, №2 находятся задания. Которые должны разгадать участники команд в течении одной минуты)
Конверт №1. В гнезде маленькой лесной птички пеночки-веснушки вы обнаружили большого птенца-кукушонка. Откуда он там взялся? Где птенцы пеночки-веснушки? (Возможный ответ: Кукушка – лесная птица, она не вьет своего гнезда, поэтому подбросила свое яйцо в гнездо пеночки-веснушки. А вылупившийся из яйца кукушонок, выбросил своих сводных братьев и сестер из родительского гнезда)
Конверт №2. Под огромной старой березой лежит большая куча еловых шишек. Откуда взялись эти шишки? Почему они лежат именно под этой березой? (Возможный ответ: Эти шишки принес из лесной чащи трудяга-дятел. Он устроил в расщелине старой березы кузницу по выколачиванию вкусных семян из еловых шишек)
Учитель. Ребята наша следующая остановка произойдет на театральной поляне. Вы скажите, что между лесом и театром нет ничего общего. Но это не так, и вы в этом сейчас убедитесь. Лес это самый настоящий театр со своей актерской труппой, с режиссерами и постановщиками. Лесной пьесой, поставленной на театральной поляне, мы и закончим наше путешествие. Итак, пришло время получить роли. (Учитель раздает карточки с указанными в них ролями, звучит музыка А.Розенбаума «Вальс Бостон», автор выразительно читает стихи, а ребята исполняют свои роли)
-4-
А кто из вас, друзья, видал,
Как все в лесу переменилось?
В лесу был дан осенний бал
Деревья все принарядились:
Кто в пестрый шелк, а кто в атлас-
Лишь сосны строгие да ели
Свой хвойный бархат-радость глаз
Опять снимать не захотели,
Нагладив желтый свой батист,
Пришла красавица-березка
И вдруг стряхнула первый лист,
Как тонкий волос у прически,
Явившись раньше всех на бал,
Оркестром ветра оглушенный,
С рябиной ясень танцевал,
На удивленье приглашенных.
И позабыв про этикет,
Так громко клен в ладоши хлопал,
Что сбросил золотой манжет
И сделался чуть-чуть растрепан.
А старый дуб, качавшись в такт,
Не в силах был остановиться.
А вы б хотели точно так
В осеннем вальсе закружиться.
Учитель. Подведем итоги нашего путешествия. Поздравим победителей, наградив их громкими аплодисментами. Завершая наше путешествие по
-5-
лесу, я еще раз обращаюсь к каждому из вас: Входя в лес, войди в него другом, помни все лесные заповеди. Замечательный русский ученый-энциклопедист В.Э.Ден писал, что именно лес помог выстоять Руси под напором многочисленных захватчиков, сохранить свою самобытность, язык, лес сформировал характер русских людей. Дерево сопровождает русского человека от рождения и до конца жизненного пути. Помните эти слова, берегите животных, птиц, насекомых, цените каждое деревце, каждый кустик, каждую травинку.
(Звучит песня «Как прекрасен этот мир, посмотри».
-6-
Литература:
1. Л.М.Ахромеев, И.В. Шарапаев, В.Т.Демихов, Ю.Г.Данилов «География родного края» Брянск «Курсив»2012.
2. Г.А.Глухов «Птичьи хлопоты» Москва Дрофа 2003
3. В.А.Зубаткина «Редкие и уязвимые виды растений и животных неруссо-деснянского района» Брянск Грани. 1997.
4. О.К.Костко «Экология» Москва 1997.
5. Н.Н.Шарай «Беловежская пуща» Минск «Беларусь» 1987.
6.М.П. Щирый «Зори над Судостью» 2004.
7.http://www.puteshestve32.ru/content/rastitelnyy
-8-
МБОУ Витемлянская СОШ
Классный час « В царстве Берендея»
(игра – путешествие для 5-6 классов)
Подготовила:
Заволоко
Елена Анатольевна
учитель биологии
Витемля – 2016г.