Руководство проектной деятельностью обучающихся по программам СПО

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Государственный агротехнический колледж» с. Московское














Методическая разработка
по учебной дисциплине “Английский язык”
Тема: “Руководство проектной деятельностью обучающихся ”


Разработчик:
Пономаренко О.Н., преподаватель английского языка


























Московское 2017

Оглавление
Введение
Глава I. Коммуникативная направленность метода проектов при изучении английского языка
1.1 Метод проектов на уроке иностранного языка
1.2 Основные требования к использованию метода проектов
Глава II. Проектная деятельность на уроках английского языка
2.1 Что такое проект?
2.2 Классификация проектов
Глава III. Проектная деятельность обучающихся на уроках английского языка в моей практике
Заключение
Литература.
































Основная цель изучения иностранного языка в колледже формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение обучающихся в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.



































Глава I. Коммуникативная направленность метода проектов при изучении английского языка
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.
Чтобы сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала.
Преподавание иностранного языка в профессиональном образовательном учреждении имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. К специфическим условиям учебно-воспитательной работы по иностранным языкам можно отнести следующие:
1. Экзамен по иностранному языку в колледже не проводится. В диплом об окончании учебного заведения выставляется итоговая положительная оценка за весь курс обучения. Это обстоятельство снижает мотивацию в обучении иностранному языку, поскольку многие учащиеся с большей ответственностью относятся к тем предметам, по которым им придется сдавать экзамен.
2. Разный уровень владения иностранным языком в группе (учебные группы в колледже комплектуются по производственному принципу) является еще одним обстоятельством, которое необходимо принимать во внимание. В связи с тем, что уровень владения иностранным языком у обучающихся, окончивших школу, не всегда полностью соответствует требованиям программы, появляется необходимость проведения коррективно-адаптивного курса. Этот курс позволяет, насколько это можно сделать за отводимое время, подвести всех учащихся к такому уровню владения иностранным языком, на котором можно базировать дальнейшее обучение. Для успешного проведения коррективно-адаптивного курса преподавателю рекомендуется выявить недостатки в языковой подготовленности каждого учащегося и наметить пути их устранения.
3. Длительность языкового общения между преподавателем и обучающимися ограничивается двумя часами в неделю. В этих условиях поддержание имеющегося у обучающихся уровня владения языком и успешное изучение нового языкового материала, а также создание новых навыков и умений представляет собой довольно сложную методическую проблему.
4. В процессе обучения иностранным языкам необходим учет профессиональной направленности колледжа для привлечения соответствующих учебных материалов на иностранном языке. Необходимо подбирать хотя бы часть текстов на иностранном языке таким образом, чтобы в них находила отражение специфика будущей деятельности учащихся. Эта специфика учитывается мной при отборе лексического материала, который используется в устной речи учащихся.
При создании способов повышения мотивации у обучающихся колледжа я постаралась учесть перечисленные выше особенности преподавания иностранных языков в СПО. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на основе проектной методики.
Предмет исследования – методика организации и проведения проектной деятельности для формирования коммуникативной иноязычной компетенции в колледже.
Цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранного языка, а также ее роль в повышении мотивации изучения иностранного языка.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования:
1) изучить сущность и содержание проектной методики;
2) рассмотреть и выявить наиболее эффективные виды проектов;
3) проанализировать основные структурные компоненты проектов;
4) показать специфику и значение применения метода проектов при обучении иностранному языку;
5) выявить требования к использованию проектной методики.
В соответствии с целью и задачами была сформулирована следующая гипотеза: если при обучении иностранным языкам использовать метод проектов, то процесс обучения по своим основным характеристикам приблизится к процессу естественного овладения языков.
При работе над изучением данной проблемы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение за педагогическим процессом, проведение эксперимента по изучаемой проблеме в процессе обучения иностранному языку.

1.2 Метод проектов на уроке иностранного языка
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная методика в наше время приобретает наибольшую актуальность , она придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Проектная методика позволяет моделировать общение в процессе обучения иностранному языку. В процессе работы над проектами формируются следующие умения и навыки:
-сотрудничества (умения коллективного планирования, взаимодействия с другими членами группы, взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в работе других);
- коммуникации (организация и взаимодействие с другими участниками диалога:
формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса);
- презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т.п.).
Немаловажно то, что в процессе подобной деятельности у обучающихся появляется чувство коллективизма. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества. Проектная деятельность открывает большие возможности для обучающегося, он может раскрыть свой творческий потенциал на максимум при создании продукта. Проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности обучающегося и преподавателя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания иностранного языка и конкретного урока; второй выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.
Также проектная методика позволяет более результативно реализовать деятельностный подход в обучении. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия. Через проектную исследовательскую деятельность у обучающихся формируются следующие умения:

1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности:
- умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их;
- умение оценивать свою работу.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.


6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.


Из вышесказанного мы видим, какие преимущества имеет проектная методика при изучении иностранных языков. При работе с проектами у обучающихся повышается мотивация к владению языком, развивается активность, самостоятельность и креативные способности.
Главные цели введения метода проектов:
- показать умения отдельного обучающегося или группы обучающихся
- использовать приобретенный на уроках исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одногруппникам;
- продемонстрировать уровень обученности ; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.







1.2 Основные требования к использованию метода проектов
Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого обучающегося учебной группы английского языка. Чтобы решить проблему, лежащую в основе проекта, обучающимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи);
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.
Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.
При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.

Глава II. Проектная деятельность на уроках английского языка
2.1 Что такое проект?
Что такое проект? Проект - это возможность обучающихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучающегося: именно он, а не преподаватель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация. Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью: - интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами); - творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения); - коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

2.2 Классификация проектов
Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенные варианты:
1. По предметно-содержательной области:
- монопроекты - проводятся, как правило, в рамках одной дисциплины или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности;
- междисциплинарные проекты – содержание данных проектов характеризуется интеграцией знания нескольких дисциплин.
2. По доминирующей деятельности:
- исследовательские проекты;
- творческие проекты;
- ролевые, игровые проекты;
-ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты;
- практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Остановимся на исследовательских и практико-ориентированных (прикладных) проектах.
Исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую со структурой научного исследования. Требуют хорошо продуманных целей, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, продуманных методов исследования, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательские проекты позволяют углубить знания обучающихся по изучаемой дисциплине, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала, а также обучить студентов подбору, изучению и обобщению данных, умению формулировать собственные теоретические представления. Формы организации исследовательских проектов зависят, как правило, от целей и задач исследования. Результаты исследования оформляются в виде статьи, отчета, курсовой работы, выпускной квалификационной работы
и т.п.
Прикладные (практико-ориентированные) – направлены на практическое применение полученных и освоение новых компетенций в процессе непосредственного накопления практического опыта, разработку новых путей и/или направлений решения выявленной проблемы. Прикладной проект может быть представлен в разных формах: практико-ориентированная курсовая работа, выпускная квалификационная работа, продукт «сервисной» деятельности в рамках внутренних проектов ссуза (например, сайт, рекламные и публицистические материалы, сценарии и материалы научных, учебных, воспитательных мероприятий и т.п.), продукт профориентационной деятельности (например, сценарии деловых игр, тренингов, выездных и стационарных школ, а также профориентационных мероприятий для школьников и абитуриентов) и т.д.
3. По продолжительности выполнения:
- краткосрочные – 1-3 месяца;
- среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;
-долгосрочные – более 1 года.
4. По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые.
5. По характеру контактов:
- локальные (в одной студенческой группе, на одном отделении, в одном образовательном учреждении);
- региональные (в рамках города, региона);
- межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);
- международные.
Обучение проектной деятельности необходимо начинать осуществлять со студентами 1-го курса. Для достижения данной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:
- ознакомление студентов 1-ых курсов с различными методами поиска новых решений различных проблем, в том числе информационных, коммуникационных и технических, и пополнения комплекса специальных заданий для развития творческих способностей;
- ознакомление студентов 1-ых курсов с принципами и методами обучения проектной деятельности;
- формирование и развитие умений и навыков самостоятельной разработки проектной деятельности - на всех курсах;
- формирование и развитие умений пользоваться методической, технической и справочной литературой на всех курсах.

Глава III. Проектная деятельность обучающихся на уроках английского языка в моей практике
В целях достижения позитивной динамики учебных достижений преподавателю необходимо использовать в своей педагогической деятельности современные педагогические технологии. Повсеместная компьютеризация позволяет мне более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Для повышения стимулирования самостоятельности обучающихся, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучения сотрудничеству участников учебного процесса, формирования устойчивых мотивов деятельности обучающихся я активно использую проектную методику. Незначительное количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка в колледже, повышает значимость самостоятельной работы в учебном процессе. На основании письменного опроса, проведенного в группах студентов I курса ГБПОУ “ГАК” (всего было опрошено около 60 человек), были проанализированы мотивы, которыми руководствуются обучающиеся при изучении английского языка. Выяснилось, что для большинства обучающихся основным мотивом является сдача зачета или экзамена и получение положительной оценки по английскому языку. И, напротив, коммуникативная задача реализации знаний по английскому языку находится на последнем месте. Поэтому перед преподавателем стоит задача: развить позитивные, познавательные мотивы у тех студентов, у которых отсутствует интерес к данному предмету, т. е. повысить уровень положительной внутренней мотивации. Методы мотивации, которые можно использовать для повышения эффективности процесса обучения многочисленны, но именно метод проектов помогает привлечь обучающихся к учебному процессу и побудить их активно участвовать в нем. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию. Метод проектов помогает развивать самостоятельность обучающихся, учит находить информацию, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Это способствует развитию мыслительных умений. Работа с проектом подразумевает умение работать в команде, стараться стать лидером. Возрастает уверенность обучающихся в собственных силах и улучшение отношения к процессу обучения. В результате повышается качество обучения.
На своих занятиях я провожу первое знакомство обучающихся с проектной деятельностью в форме презентации метода проектов и предыдущих студенческих работ с анализом сильных и слабых сторон. На этом этапе я стараюсь создать мотивацию студентов к самостоятельной проектной деятельности. В зависимости от уровня подготовки учебной группы я определяю, как будет организована работа над проектом индивидуально или по группам.
На начальном этапе работы с первокурсниками мной чаще используются групповые проекты. Перед началом изучения темы я делю учебную группу на подгруппы (на 3 - 4человека) с учетом совместимости. Группы стараюсь формировать таким образом, чтобы к успевающим обучающимся прикрепить обучающихся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые обучающиеся могут, не стесняясь выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный обучающийся, помогающий усвоить трудный для них материал, еще раз более сознательно закрепит свои знания, выступив в роли тьютора. Это позволяет мне организовать дифференцированную работу с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие обучающиеся, обучающиеся группы “риска”, пропустившие занятия по болезни). Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит разделение ролей, когда каждый участник группы выполняет какой-то определенный вид работы в соответствии со своими способностями, что позволяет ему наилучшим способом проявить свои творческие способности. Мы с каждой группой обсуждаем, какой материал следует использовать, как лучше распределить работу между участниками. Каждый обучающийся получает самостоятельной участок работы в проекте. В процессе работы над проектом обучающиеся приходят к выводу, что от успеха каждого участника зависит успех всего проекта. Групповой проект направлен на формирование чувства коллективной ответственности и навыков сотрудничества.
Имея опыт работы в групповых проектах, обучающиеся получают задание - выполнить индивидуальный проект, при выполнении которого обучающийся выполняет все этапы работы над проектом сам: от сбора информации до защиты самого проекта.
Приведу пример проектной работы по теме: “ World around us” в группе №18, обучающейся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет. В качестве отчета о проделанной работе обучающимся было дано задание - создать путеводитель по англоговорящей стране для туриста. В него необходимо включить необходимую информацию, предоставляемую турагентством (информация о стране с разработкой туристического маршрута). Планируемые результаты: обучающиеся собирают сведения о странах, составляют их визитные карты, издают страноведческие буклеты для туристического агентства и презентуют их.
Цель: развитие коммуникативной компетенции по теме «Англоговорящие страны».
Задачи:
1) совершенствование речевых умений по теме;
2) совершенствование умения аудировать с целью извлечения необходимой информацииё
3) совершенствование умений читать текст про себя и вслух;
4) обобщение и систематизация полученных знаний.
Технология работы над проектом:
1 Этап. Погружение в проект: формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности обучающимися.
Преподаватель: мотивирует обучающихся, объясняет цель и план работы над темой. Обучающиеся: тренируются в употреблении новых слов по теме, повторяют грамматический материал (артикль и географические названия), закрепляют изученный материал.
II Этап. Организационный: выбор и организация группы участников проекта, определение направления работы, распределение ролей, формулировка задачи для каждой группы, составление детального плана работы, беседа по теме. Обучающиеся знакомятся с английской культурой и географией, читая текст (аудирование - чтение). Дополнительное задание: написать название страны, ее столицу, используемые в ней языки, численность населения. (A Country card).
III Этап - обработка и оформление результатов проекта: поиск необходимой информации, сбор данных (изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.), определение способов обработки полученных данных, изготовление продукта, работа над лексикой по теме «Англоговорящие страны», отработка грамматического материала. Дополнительное задание: изучить и отобразить основные достопримечательности изучаемой страны. В поисках информации мои обучающиеся активно используют журналы для изучающих английский язык "Speak Ou English Result”, знакомятся с материалами, имеющимися на сайтах для изучения английского языка (BBC, British Council, Native English, Face2face, English on-line, Daily Mail, CNN Freedom Project, English Teachers). При подведении итогов проектной деятельности я стараюсь оценить каждый проект. Для этого мной используются номинации: «самый смелый проект», «самый красочный проект», «самый емкий», «самый веселый» и т.д.
IV Этап Защита: демонстрация творческой работы. Обучающиеся беседуют по теме «Англоговорящие страны» На протяжении всего проекта обучающиеся выполняют рисунки, коллажи, учат стихи и песни об англоязычной стране.
V Этап Обсуждение полученных результатов (рефлексия): коллективный анализ и оценка результатов проектирования. Обучающиеся всех групп анализируют проекты, комментируют его, заносят результаты в оценочный листы. Как лучше работать над ошибками? Я советую обучающимся сделать черновой вариант проектной работы, затем проверяю его. Не стоит делать исправления красным цветом. Это акцентирует внимание обучающегося на ошибках, и отвлекает внимание от положительных моментов. Корректировка проекта преподавателем должна носить совет характера: что следует исправить, как лучше оформить, какую информацию добавить и т.д. В итоге, в конечном варианте ошибок не будет.
Я заранее знакомлю обучающихся с критериями оценивания проекта. Это помогает им настроиться на рабочий процесс, заранее изучив все аспекты оценивания. Критерии служат своего рода инструкцией, которая показывает, что надо сделать, чтобы достичь наилучших результатов. При этом оценивание проекта производится не только на этапе представления и защиты проекта, но и на промежуточных этапах его реализации.
Критерии оценивания проекта:
Оцениваемые аспекты работы
Отметка

Ошибки в речи:
1.1. Грамматика (правильность использования определенных грамматических структур);
1.2. Лексика (грамотное употребление слов и выражений, изученных в данной теме);
1.3. Фонетика (умение правильно произносить слова и предложения (звуки, интонация и т.д.).











2. Логичность (логически правильно выстроенная защита проекта, то есть сначала названа тема проекта, затем цель и т. д.)


3. Соответствие проекта целям, теме и задачам
(оценивание этого критерия может вызвать у многих обучающихся сложности. Уже на начальном этапе их необходимо учить четко понимать тему, различать цели и задачи)


4. Качество представленного материала.
4.1. Эстетика и грамотность проекта (проект оформлен аккуратно, эстетично, отвечая художественным требованиям);
4.2. Полнота представленного материала (оценивается полнота представленного материала, то есть объём текстов, их логичность; наличие картинок, фото и их соответствие проекту).











5. Работа в группе (вклад каждого обучающегося в работу над проектом и умение работать в группе, в коллективе).


Регламент


Итог



Несмотря на некоторые недостатки (проблема субъективной оценки творческой работы; переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки; психологические коммуникативные проблемы при взаимодействии в творческих группах), проектная деятельность как нельзя лучше реализовывает задачи компетентностного подхода к обучению, который включает в себя развитие у обучающихся трех компонентов:
- умение работать с различными источниками информации;
- умение работать в группе;
- умение работать самостоятельно.
Для подведения итогов опыта работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет мной были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся. Как данная технология влияет на результаты и качество знаний учащихся? При контроле навыков чтения (просмотровое, полное понимание, извлечение информации) в течение года уровень подготовки обучающихся по данному виду повысился. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что обучающиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.
В течении учебного года я проводила занятия на I курсе в двух учебных группах: по обычной методике в одной учебной группе и по методу проектов в другой группе. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мной как преподавателем английского языка, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это способствует формированию активной гражданской позиции обучающихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Я считаю, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Литература:
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2004.
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.
Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.
Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений
јђ Заголовок 215