Система работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Система работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Обучаясь в школе, дети должны получить равные возможности для своего развития.
Через организацию детского самоуправления следует развивать и социальную одаренность. При этом работа педагогического коллектива строится с учетом других критериев выделения видов одаренности:
вид деятельности (практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) и обеспечивающие её сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая);
степень сформированности одаренности (актуальная одаренность - более высокий уровень выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой; потенциальная -наличие определенных психических возможностей для достижения высоких результатов, но ребенок не может их реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности);
форма проявления (явная одаренность, скрытая);
особенности возрастного развития (ранняя, поздняя).
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
В основной школе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. В основной школе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется учебным планом школы): спецкурсы, мини - курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.
Определение одаренных детей:
имеют более высокие по сравнению с большинствоминтеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческиевозможности и проявления;
имеют доминирующую активную, познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития
при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Прогнозируемый результат.
1. Максимальное развитие ученика в соответствии с его задатками, интересами, склонностями
2. Повышение качества обучения
3. Привлечение максимального количества учащихся в работу кружков,секций
4. Активизация деятельности школьного самоуправления
5. Совершенствование методической работы в школе по проблеме обучения мотивированных учащихся
6. Использование разноуровневых технологий в обучении и воспитании, исследовательских, коммуникативных и информационных технологий
7. Формирование навыков культуры умственного труда, приобщение к навыкам исследовательской культуры.
Цели и задачи работы с одаренными учащимися.
ЦЕЛЬ: развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.
ЗАДАЧИ:
1) Формирование физически здоровой личности:
недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
привлечение максимального количества детей к занятиям спортом.
2) Развитие интеллектуальных способностей учащихся:
ориентация работы школы на раскрытие интеллектуального потенциала каждого учащегося;
совершенствование содержания образования через использование вариативной части учебного плана для введения факультативных курсов, курсов по выбору;
осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении.
3) Развитие специальной одаренности:
создание кружков, секций через систему дополнительного образования.
4) Развитие социальной одаренности:
формирование органов ученического самоуправления для развитиясоциальной одаренности;
совершенствование работы классных руководителей;
формирование и закрепление традиций школы.
Формирование творчески работающего коллектива:
обеспечение оптимальной нагрузки;
совершенствование методической работы в школе через МО, методические семинары;
внедрение передового педагогического опыта в практику школы;
широкое использование современных образовательных технологий.
Совершенствование системы управления школой:
оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации;
создание банка информации по проблеме работы со способными детьми.
Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной сферы
Косультации
Кружки по интересам
Конкурсы
Элективные курсы
Предметные олимпиады
Предметные недели
Интеллектуальный марафон
Научно-практическая конференция школьников
Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
Работа по индивидуальным планам