Методика руководства проектной деятельностью учащихся
Статья
Методика руководства проектной деятельностью учащихся
Учителя технологии МБОУ СОШ 94
Воронковой Л.Е.
Методикой руководства учителем проектной деятельностью учащихся является объяснение сути проектного метода, предоставление вариантов проектов, знакомство с содержанием и объемом, требованиями к его оформлению, акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны).
Формирование банка идей, выявление сильных и слабых сторон представленных проектов, сообщение критериев оценивания выполненных работ , различие проектов по сложности. Ознакомление с процедурой изготовления проектов, этапы работы в классе и дома. Индивидуальные консультации, помощь в материальном воплощении проектов, информационное обеспечение проектирования, ознакомление с процедурой и критериями оценивания проектов – в этом роль учителя.
А так же предоставление достаточной учебной информации при проектировании. Но здесь надо учитывать то обстоятельство, что избыток этой информации может помешать учащимся в большей степени, чем ее дефицит, подавляя их самостоятельность и активность.
Учитель должен контролировать, поправлять и направлять ученика на поэтапной разработке творческого проекта. Применяя метод взаимодействия учитель- ученик, который способствует отношениям при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, позволяющие не только достичь запланированного результата, но так же при этом происходит развитие внутреннего мира растущего человека.
Проектный метод обучения технологии предполагает, что проектирование выполняется не под опекой учителя, а вместе с ним; строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Исследовательская и созидательная деятельность учащихся начинается с теоретических знаний, с знания содержания и оформления творческого проекта.
Сюда входит: понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цели и задачи проектной деятельности. Составные части годового творческого проекта учащихся.
Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.
Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Характеристикой основных видов деятельности учащихся является:
- знакомиться с примерами творческих проектов других учащихся
- определять цель и задачи проектной деятельности
- изучать этапы выполнения проекта
- выполнять проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства»
- выполнять проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов»
- выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»
- выполнять проект по разделу «Кулинария»
- оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту
- подготавливать электронную презентацию проекта
- составлять доклад к защите творческого проекта
- защищать творческий проект.
Творческий проект учащегося должен состоять из:
Титульный лист
Содержание
Цели и задачи
Альтернатива выбора проекта
Виды рисунков изготавливаемого изделия
История возникновения промысла
Материалы и оборудование
Техника безопасности при работе
Экологическая часть
Экономический расчет
Реклама
Товарный ярлык
Вывод самооценка произведенной работы
Список используемой литературы
Рецензия
Фотография изготовленного изделия
Презентация.
Оценивание результатов всегда драматично и противоречиво. Ближе к объективной оценке будет рейтинговая оценка, которая в сумме равна средней плюс самооценка, плюс оценка учителя. Оценивание проекта и его защиты можно проводить по 10 критериям (0, 5, 10,20 баллов).
Критерии оценки:
1.Аргонументированность выбора темы
2.Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы
3.Объем и полнота разработки, этапы проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов выполнения проекта, сделанных выводов, списка используемой литературы.
5.Оригинальность темы, найденных решений, аргументации материального воплощения проекта.
6.Качество выполненного текста, его оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков
7.Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность объема объекта, убедительность.
8.Объем и глубина знаний по теме проекта, эрудиция, умение оперировать межпредметными связями, культура речи, манера поведения .Использование наглядных средств, чувство времени, умение удержать внимание аудитории.
9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы, сильных сторон проекта
10.Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии , способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Для перехода к традиционной системе оценок можно воспользоваться ключом в баллах:
155-200 баллов-«5»
100-154 баллов- «4»
100 и ниже баллов-«3».
Этапы разработки творческого проекта
Практическая часть творческого проекта
Итоги творческого проектирования
Выставка 8-х классов