Сопроводительный комментарий к презентации Создание условий для развития речи детей, инфицированных МБТ
Тема: Создание условий для развития речи детей, инфицированных МБТ №1
Эпиграф: В.А.Сухомлинский №2
Учитывая специфику МБДУ «Д/С «Огонёк», в котором я работаю, а это д/сад оздоровления детей, инфицированных МБТ, слова В.А.Сухомлинского особенно актуальны, а отсюда и основная задача: №3
Поскольку специфика Д/Сада – оздоровление детей с туберкулёзной интоксикацией в своей воспитательно-образовательной деятельности обязательно учитываем «Психофизические особенности таких детей» №4
ИХ отличает: Замедленное развитие двигательной сферы и………. №5
Так как во время получения превентивного лечения наши воспитанники физически и психически заторможены, плаксивы, раздражительны, то наряду с целью и задачами №6 «Речевого развития» №7
№8 Мы ставим следующие задачи развития речи воспитанников. Особенно хотелось бы отметить Задачи: - 3- Слово ранит – слово веселит, -4- , - 6 - (говорит сама за себя….)
А благодаря реализации Комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, а также тесному взаимодействию со специалистами Д\с (музрук, инструктор по физической культуре, медицинские работники), интегрированному подходу создается возможность развития как речевой сферы, так и оздоровления детей.
Конечно, подбор и систематизация игр по развитию речи осуществляется нами более тщательно, так как физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. А наши эмоции зачастую зависят от речевой ситуации. И мы-педагоги, и родители стремимся к тому, чтобы наши дети чувствовали себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации, вступали в диалог, могли аргументировать свою точку зрения с достоинством, были чуткими слушателями и собеседниками, умели видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно.Непросто развивать речь детей с элементами физкультуры, но немного фантазии и, достаточно сложная для детей деятельность: слушание, говорение превращается в увлекательное дело.
№9 Это «Игры и приёмы, способствующие психофизическому благополучию в процессе речевого развития»
Очень важно верно организовать работу воспитанников во время выполнения коммуникативных заданий. Поэтому в своей работе по реализации программы ОО «Речевое развитие» стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок был активен физически и эмоционально. Именно такой подход позволяет осуществить развитие речи детей и сохранить их психофизическое благополучие.
№10 Достаточно эффективным с этой точки зрения является риторическое развитие детей, проводимое нами в рамках развития речи детей через «Организацию развивающих образовательных ситуаций на игровой основе», как в ООД, так и входе режимных моментов, а также в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников (создание условий).
№11 Существенную роль в данных развивающих игровых ситуациях играют театральные куклы, игрушки. Так, с большим успехом мы используем куклу – Язык Языкович. Он пришел из страны «Говорилии» и знает все секреты правильной, красивой и вежливой речи. Его речь – образец. В риторических коммуникативных играх принимает участие маленький забавный, но зачастую торопливый ДИСК – РИТОРИК. Он еще молод, и также как дети допускает речевые ошибки при общении.
№12 Эти герои непосредственные участники речевых ситуаций - посредники между детьми и педагогом, провоцируют дошкольников на активное заинтересованное включение в ситуацию речевого общения, стимулируют речевую деятельность детей, обеспечивая положительный эмоциональный отклик на слова и поступки героев – «ДОКТОР – КУКЛА»
№13 В соответствии с задачами риторического развития выделяем основные направления, изложенные в модели «Риторика в Д/С», которая осуществляется нами по 3 основным направлениям.
№14 Техника речи предполагает работу над постановкой правильного дыхания, артикуляцией, основными компонентами интонационной выразительности речи, её мелодикой.
Лист 4 –5 «Фейерверк», «Совушка – сова», «Идет Бычок»
«Имена» - зашифровать хлопками, создать ритмический рисунок
№15 Конечно, проводятся дыхательные разминки в соответствии с данными требованиями:
№16 ЛИСТ 5 -6 Упражнения для развития тембра речи (тихо, умеренно, громко) - №16 - Рисование по (знаку бесконечности) - 2 полушария головного мозга должны чаще перекрещиваться.
№17 Лист 6 «Речевой ЭТИКЕТ» - приветствия (в честь Всемирного Дня приветствий – 21 ноября): по-русски - троекратно, английская королева, Япония, Племя Масаи – подпрыгивание, светское рукопожатие, дружеское.№18 Во время драматизаций сказок, отдельных сценок дети ориентируются в том, каковы бывают цели общения – сообщить, поделиться впечатлениями, убедить (словесно-логическое мышление), но главное происходит развитие коммуникативных способностей и интонационной выразительности. Прием присутствия игрового персонажа, проигрывание сценок из сказок, в которых речь героев и поступки стимулируют развитие умения чувствовать настроение, сопереживать. В таких речевых играх создается положительный психологический климат, а в подражании персонажам детям легче автоматизировать звуки, развить музыкальный слух вступать в диалог, а это один из видов речи.
№19 Еще один вид речи – монолог. Закрепляем через проводимые в ходе режимных моментов закаливающие мероприятия. Например, самомассаж «Лисонька», проводимый после тихого часа - растирание махровой рукавицей.
№20 Стих-е «Утром лисонька проснулась» - через сухое растирание происходит воздействие на биологически активные центры, а с точки зрения речевого развития – еще и закрепление жанра – стихотворная форма.
Утром лисонька проснулась, с боку на бок повернулась
Лапкой вправо потянулась, лапкой влево потянулась
Солнцу нежно улыбнулась
Рукавичку надевала, растирать все лапки стала,
Шейку, грудку и бока, вот, какая красота!
А потом ладошкой пошлёпали немножко
Стали гладить ручки, ножки, и бока-совсем немножко.
Вот массаж, вот – красота, чтоб здоровым быть всегда,
Не болеть нам никогда!
№21 Используются нами в работе и массажи – например, «Дождик» - развивается речь детей, мелкая моторика, тактильное восприятие.
№22 Массажи и самомассажи проводим в соответствии с ПРАВИЛАМИ….
№23 Помня о том, что дошкольники овладевают речью в процессе общения создаем условия для разыгрывания диалогов в совместной деятельности, что способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам, собеседникам. Игра – как фактор развития диалога – это основная форма общения дошкольников. Является и речевой практикой, и школой социальных навыков, и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Но это не только вопросно-ответная форма, это и сообщение (информация, утверждение) – выражение отношения к сообщаемому; побуждение – (просьба, предложение, приказание); реакция на побуждение – выполнение или отказ. В процессе диалога дети учатся……………№23 .
И здесь важно вырабатывать диалогическое единство. Обычно в речи детей не происходит диалога, лишь обмен сообщениями. Нет реакции на сообщение. Необходимо использование таких речевых конструкций, где дети услышали и увидели бы реакцию на сообщение. Это игры – имитации. Н-р, «Перчатки» Маршака (Опаска, огорчение, радость, поощрение). При разыгрывании подобных стихотворений развивается мимика, интонационная выразительность, эмоциональная включенность. А поскольку у детей с туберкулезной интоксикацией низкий уровень отсроченного воспроизведения (свойство памяти), то разыгрывание этого стиха по ролям способствует еще и развитию памяти.
№24 Знакомство детей с формами речи – не только устной, но и письменной: Игры «Что нам сообщили дорожные знаки» или
№25 « При входе в Аптеку», да и «Рассматривание Книг» - происходит реакция на то, что воспринимается зрительно, т.е. тренировка зрительных анализаторов, памяти (книги), доказательность речи при обосновании поступков на дороге, в магазине, пересказывании сказок по иллюстрациям. Игра «Зашифрованное письмо», «СМАЙЛИК» - развитие мелкой моторики кистей рук, сопереживание – эмоции, развитие творческого воображения при придумывании, почему у нас то или иное настроение?
№26 Речь выполняет в нашей множество разнообразных функций: средства общения, регулятора поведения и деятельности людей. Обычно по тому, как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Чтобы речь воспитанников полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Таковыми являются вербальные (словесные) упражнения по выработке коммуникативных качеств хорошей правильной речи. Именно для развития коммуникативных качеств речи мы ведем работу по 3 направлениям:
Без умения правильного говорения, образного выражения своих мыслей, без богатого словарного запаса нельзя убедить, привлечь, заинтересовать собеседника. ЛИСТ 10
№27 Работая по принципу комплексно-тематического планирования по лексическим темам «Мир рыб», «Транспорт» расширяется и активизируется словарный запас, а использование ПИРАМИД тренирует зрительные, тактильные анализаторы, мышление, в том числе и словесно-логическое.
Или Динамич/пауза «Как улетают птицы?» (клин, вереница, стая, по -одиночке) Темпоритмическое упражнение «Японская машинка» - счёт, части суток, времена года……
№28 Развиваем речь, используя математические настольные игры «Составь фигуру» (В.Г.Гоголева) – слова-признаки, небольшой связный рассказ, счет, комбинаторные способности, логико-конструктивное мышление, переключение внимания.
№28 «Деревья» - Лист10 - режим смены динамических поз, – позволяет растормозить нервную систему, статическую нагрузку, чередовать различные виды детской деятельности, формируя оптимальный двигательный стереотип.
№28 Игра «Сказочная разминка» с элементами ТРИЗ (перебрасывание мяча): образность речи (понимание метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, сравнений (метод Клауса Фопеля, предметы ближайшего окружения – общий признак)– синонимика , приобщение к литературному жанру – сказке, физкультурные навыки. А также все речедвигательные игры: «Лётал воробей»
БОГАТСТВО речи
№29 «Да- нетка» (Слова- признаки, умение задавать вопросы, развитие слухового и зрительного восприятия)
№29 «Дружат- не дружат» ЛИСТ 12 Умение сравнивать не только по внешним признакам . Тренировка зрительных и слуховых анализаторов, внимания, памяти, автоматизации звуков, развитие речи, её аргументации и доказательности.
№30 Учитывая «Особенности памяти детей, инфицированных туберкулезом», используем игры на её развитие.
№31 Игра по иллюстрациям «Опосредованное запоминание» обогащаем речь детей, расширяя словарный запас.
№32 Развитие связной речи
«Клоуны» - стимулируем речь, обращая внимание детей на знаки-символы, учим загадывать загадки.
№33 «Описательные рассказы» по методике В.К.ВОРОБЬЕВОй№33 «ГРУША» сигнальные карточки облегчают составление рассказов, а использование картинно-графического плана позволяет располагать подобный наглядный материал по всему периметру группового пространства, что дает свободу передвижения детям.
№34 «Описательный рассказ – ВРЕМЕНА ГОДА» -карта-схема располагаются на подставке-трансформере, что позволяет вовремя реагировать на физиологические изменения в росте воспитанников. Рассказ составляется с опорой на карточки-символы, однако порядок может быть свободным (по выбору детей) А расположение данных схем в литературно-речевом центре в свободном доступе стимулирует детскую самостоятельность к составлению рассказов.
№35 «Последовательный рассказ» по картинкам. Н-р, по книгам Н.Радлова.
№35 «Пустился ёжик в дальний путь»
№35 Рассказывание по воображению, сочинительство
№36 «Сказки» ЛИСТ 13
№37 «МОДЕЛЬ внедрения ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ технологий в процессе развития речи» ЛИСТ 13
№38 «Ожидаемый результат»