Урок русского языка в 3 классе


Тема: Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.
Цель: 1. Вместе с учащимися определить работу окончаний глаголов в прошедшем времени.
2. Формировать умения и навыки правописания окончаний глаголов в прошедшем времени.
3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать культуру речи, письма, общения в группах.
Оборудование: записи на доске, модели, учебник, рабочие тетради, магнитофон.

Сценарий урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Установка психологического комфорта.
- Объясните смысл пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек знанием».
- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем получать знания, которые нужны нам в жизни. Будьте на уроке внимательны, чтобы не пропустить важное, работайте дружно и активно.
2. Запись числа в тетрадях. Индивидуальная работа.
- Вспомните правила посадки. Запишите число в тетрадях.
(6 учащихся выполняют индивидуальную работу на доске и по карточкам в тетрадях).
1. Вставить пропущенное окончание и определить падеж.
перед з_л_тист_й ваз_ (Т.п.)
о шумлив_м поздравлени_
без сладк__м как_
пр_шел по д_ревн_
ш_ет син__ плат_еу_к_я тр_пинка2. Разобрать предложение по членам и частям речи.
На сам_й в_рхушк_ ябл_н_ в_село красн_е ябл_к_.
3-6. Выдели в словах морфемы.
Уговор, скользкий, погрозила, каток, рассказ, утро, пилить, золотые.
II. Актуализация знаний.
а) Чистописание «в-д»
- Сравните написание букв. (Они похожи одинаковыми элементами, а различаются их написанием).
б) Словарная работа.
- Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, «крылатые выражения»).
- Объясните смысл фразеологизма, найдите словарное слово, запишите однокоренное и выделите морфемы.
- Отец сказал, что не намерен бросать слова на ветер. (Зря, понапрасну тратить время для разговора).
Ветер – ветерочек.
- Какие еще фразеологизмы со словом «ветер» вы знаете?
(Как ветром сдуло – мгновенно исчезло. Ветер в голове – о несерьезном человеке). Придумайте высказывание.
- Когда в лесу охотник встретился с медведем, у него по коже прошел мороз. (Ощутил неприятное ощущение от страха). Мороз – заморозить.
- мы со своим братом одного поля ягоды. (Чем-то похожи друг на друга, например по характеру).
Ягоды – ягодка.
-Маша нашла общий язык с родителями. (Договорилась о чем-то).
- Какие еще фразеологизмы со словом «язык» знаете?
(Вертится на языке – не вспоминается в данный момент. Язык без костей – болтлив, говорит лишнего.
Язык заплетается – не может ясно сказать.
Проглотить язык – перестать говорить, замолчать или съесть что-то вкусное).Язык – язычок.
- Придумайте свои предложения. (У моего знакомого язык без костей. Во время обеда я чуть не проглотил язык).- На мой вопрос друг ответил ни к селу, ни к городу. (Некстати, невпопад).
Город – пригород.
- Какие слова являются однокоренными? (У которых похожее лексическое значение и разные основы).
- Какое слово лишнее? Почему? (Заморозить – это глагол).
Как изменяются глаголы? (По временам, лицам и числам).
в) Проверка индивидуальной работы. Оценивание. (Сигнальный квадрат).
г) Физминутка. «Необычный танец» (под музыку дети танцуют только с помощью рук, только ногами, головой, всеми частями тела).
III. Постановка учебной задачи.
- Знаете ли вы, что такое половодье? Посмотрим в толковом словаре значение этого слова. (Весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда).
- Прочитайте текст. Назовите глаголы. Чем они похожи? (В прошедшем времени).
- Замените глаголы настоящего времени на глаголы прошедшего времени. Прочитайте новый текст. (Работа в парах)
В половодье.
Греет весеннее солнце. Лед на реке тает. Она выходит из берегов.
Лесник плывет на лодке к островку. Его быстро заливает водой.
По островку бродит лось. Под кустом лежит маленький лосенок.
Мужчина берет лосенка в лодку. Лосиха плывет за ним.
Животные спасены.
- Сегодня на уроке нам надо выяснить, какую работу выполняют окончания глаголов в прошедшем времени и какие окончания пишутся в слабой позиции.
- Рефлексия: В чем надо разобраться?
Операционно-исполнительный этап.
IV. Решение учебной задачи в группах.
- В тексте у глаголов в прошедшем времени выделите окончания и попробуйте выяснить, какую работу они выполняют. Запишите вывод с помощью модели.
(По ходу работы на доске появляется модель).
-Рефлексия: В чем хотели разобраться? Что выяснили?
- Правильно ли сделали вывод.
Прочитаем вывод Дядюшки Ученого на странице 64. Наши выводы правильны?
- В чем сомневаетесь?
- Какие окончания записаны в глаголах прошедшего времени?
- От чего зависит окончание? (Появляется модель).
- Запишите словосочетания в столбик.
V. Формирование навыка работы с общим способом.- Выполним упражнение на стр.80 №216.
- О чем может быть содержание текста с заголовком «Ивовый пир»?
- Прочитайте глаголы прошедшего времени и укажите работу окончания.
- Какое из этих слов слово с постфиксом? (Измазался).
- В тексте встретилось слово «мельтешить». Что оно значит? (Надоедливо мелькать).
- Какими синонимами его можно заменить? (Надоедать, мелькать, мешать). Спишите начало текста, закончите дома.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
- Что узнали на уроке?
- Вставьте пропущенные окончания:
капельки заблестел_
мельница стоял_
воробей чирикал_
небо посветлел_
-Оцените свою работу.
- На следующем уроке будем продолжать учиться грамотно писать окончания глаголов прошедшего времени.