Сценарий классного часа «Светлый праздник Пасха! »


Класс: 2,4
Тип занятия: классный час
Учитель: Алкаева Ольга Геннадьевна
Учреждение: Староафонькинский филиал ГБОУ ООШ с.Салейкино М.р.Шенталинский Самарской области
Тема:  «Светлый праздник Пасха! »
Цель: ознакомление учащихся с традициями русского народа, связанными с   православным праздником Пасхи.
Задачи:
- дать  представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях, традициях праздника;
- прививать бережное отношение к культурным традициям народа;
- воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран,
репродукция картины Б.Кустодиева «Христосование», аудиозапись Красный Лаврский перезвон, видеозапись детской православной программы «Купелька», посвященный Пасхе,
поделки и рисунки детей.
Подготовительный процесс:
1. Дети учат стихи о Пасхе;
2. Готовят рассказы о праздновании Пасхи и традициях русского народа;
3. Готовят рисунки и поделки на тему «Светлый праздник Пасха».
   
  Ход занятия
1.Организация начала занятия
2. Постановка цели занятия перед учащимися.
Учитель: Душе человеческой нужен праздник! Это необходимо для высвобождения её для добра, простых радостей бытия.
- Любите ли вы праздники?
- Какие праздники вы знаете?
- Какие из них отмечаются весной?
Ребята! Представьте себе такую картину. Весна, Апрель. За окном уже стаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для куличей, и на столе в широком блюде зеленеет проросший овёс, а в него уложены разноцветные яички.
- Какого праздника это приметы? (Конечно, это приметы Пасхи.)
Сегодня у нас, ребята,  урок – творчества «Светлый праздник -  Пасха!».
3. Организация восприятия и осмысления новой информации
3.1. Слово учителя
Русские люди связывают Пасху с весной - жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единение людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскрешением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и бессмертия над злыми силами ада.
Семь недель до Пасхи длится Великий пост, период строгости, святости, воздержания сразу после масленичного веселия. Шестая неделя Великого поста – Вербная. Верба - растение, которое к этому времени распускает свои почки-серёжки и возвещает о приходе весны.
На последней неделе перед Пасхой верующие усердно молились. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму. Отсюда название Чистый четверг. «В этот день мыли и украшали избу, обливались, купались, мылись в бане. Воду надо было брать рано утром, до восхода солнца. Желая увеличить очистительную силу этой воды, в неё иногда опускали серебро, чтобы жить богато». ( Из романа И. Шмелёва «Лето Господне»).
Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.
Звучит запись Красный Лаврский перезвон.
3.2. Чтение стихотворения Н.Горчакова "Воскресение Христово" 
Проснулась я и слышу - Весна стучит в окно! Капель несется с крыши, Везде светло-светло! И кажется - не птицы, А Ангелы летят. О том, что скоро Пасха, Они нам говорят.
Учитель: Пасха! Христос Воскресе! Слушаешь и не можешь наслушаться, потому что ни на земле, ни на самом небе НЕТ более светлых и радостных слов!
3.3. Чтение стихотворения К. Феофанова (читают четвероклассники)
1- ученик: Под напев молитв Пасхальных
               И под звон колоколов
               К нам летит весна из дальних,
               Из полуденных краев.
2- ученик: Сосны в бархате зеленом,
               И душистая смола
         По чешуйчатым колоннам
         Янтарями потекла.
           3- ученик :  И в саду у нас сегодня
         Я заметил, как тайком
          Похристосовался ландыш
         С белокрылым мотыльком.
           4 - ученик: Звонко капают капели
         Возле нашего окна.
         Птицы весело запели,
            Все вместе: Пасха в гости к нам пришла!
4. Просмотр детской православной программы «Купелька»( в записи). Рассказ священника Олега Чебанова о празднике Пасха.
4.1. Первичная проверка понимания
- Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение) - Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа) - Как появилась традиция красить яйца?
4.2. Рассказ ученика.
После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.
5. Продолжение темы. Пасхальный стол
5.1. Слово учителя.
На Пасху наряжаются в праздничные одежды и обед готовят тоже праздничный.
Позади покаянные дни Великого поста. Начинается мясоед. В первый день Пасхи освещается скромная пища - продукты из молока, творога, яиц, мяса и накрывается праздничный стол. Чтобы ещё больше подчеркнуть символическое значение трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья.
Стол пасхальный - стол особый. Без чего же невозможно его представить себе?
Конечно же, без кулича, творожной пасхи и крашеных яиц. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить.
5.2. Переменка
Пасхальная игра «Что в кулич положим мы»
Учитель: Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко кричите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно. Если нельзя – то еще громче кричите "Нет!" (после каждой строчки делается остановка, для ответа детей).
    Учитель:
    Я в кулич кладу корицу,
          Мед туда же будет литься
              Ванилина порошок,
                  И овса большой мешок,
              Огурцов насыплю я,
                             А вот бабушка моя
                                       Сыпала туда муку,
  Яйца будут наверху.
              В куличе нужна вода,
                     Ром туда кладут всегда,
                           А еще изюм, цукаты,
                                     Гвозди, молотки, лопаты,
             Творог, масло, простоквашу,
                          А еще молитву нашу,
                                         Соль и сахар, и цемент.
                                                         И кулич готов в момент!
5.3. Продолжение темы. Пасхальный стол
Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - красить и расписывать яйца.
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. На выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками. Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? (Ответы детей).
Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.
6. Практическая работа в группах
Хочу испытать ваше умение украсить  пасхальные яйца.  На столах у вас ножницы, клей, овал в форме яйца, цветная бумага, нужно вырезать любые фигурки и украсить яйцо.
Первый стол 2 класс
Второй стол 4класс
Вы своими руками сделали пасхальные открытки. Я надеюсь, что вы её подарите на праздник самому родному и близкому человеку.
7.  Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование». 
Учитель: Тема Пасхи была  близка не только композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции также отразились и в работе художника Б. Кустодиева «Христосование». Рассмотрите картину
Учитель: Что изобразил художник?
Ученик: Пасхальную традицию Христосование.
Учитель: Что вы  слышали об этой традиции? Сохранилась ли она сейчас?
Ученик: «Христосование – поздравление с праздником воскресения Христова»
 Учитель: Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?
Ученик: Настроение праздника. Краски сочные, яркие создали настроение праздника.
Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: "Христос Воскрес!”, а ты в ответ: "Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения
8. Презентация рисунков
   Учитель: Посмотрите на выставку рисунков.
           Что вы хотели передать в своих работах, и удалось ли вам это?
           (ребята рассказывают о том, что они нарисовали, о своих впечатлениях от поисков     этой информации из различных источников, в том числе Интернет).
           Расскажите о своём отношении к тому, что вы изображали.
                           Рассказы учеников
9. Продолжение темы
Учитель: Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны её обычаи – куличи и крашеные яйца, крестный ход, обычай христосоваться, но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближнего.
Вот обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай. Я надеюсь, что вы не забудете поздравить ваших бабушек и дедушек, разделите радость с одинокими соседями.
Другой святой обычай состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения.
10. Подведение итогов.
На Пасху ещё и ещё раз утверждается вера в бессмертие. Жизнь побеждает смерть, Добро побеждает зло. В этом вечном противоборстве и заключается существо земной и вселенской Жизни.
Жизнь человека очень коротка, поэтому надо спешить делать добрые дела, совершать только хорошие поступки, не делать никому зла. Воспитывайте себя в духе правды и добра, просите прощения у тех, кого вы обидели. Пасха-это праздник любви Бога и человека, это примирение между ними и прощение. Радуйтесь жизни, цените её, посмотрите, как всё, окружающее нас, так красиво, интересно.
Чтение стихотворения А. Н. Майкова «ХРИСТОС ВОСКРЕС!»
1- ученик: Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
 
2- ученик: С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос воскрес!
Христос воскрес!
 
3- ученик: Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Итак, сегодня вы узнали ещё об одном чудесном празднике - Светлой Пасхе. И пусть в ваших душах навсегда останется святая истина жизни и сознание счастья бесконечного. «Христос Воскресе!» - «Воистину воскрес!»