Сценарий урока математики в 6 классе на конкурс «Лучший симферопольский урок – 2016» Тема: «Изображение целых чисел на координатной прямой»

МУНИЦПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


МУНИЦПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


Сценарий урока математики в 6 классе
на конкурс «Лучший симферопольский урок – 2016»
Тема: «Изображение целых чисел на координатной прямой»










Составитель: учитель математики
высшей категории
Филь Ирина Леонидовна


Симферополь, 2016
Тема: "Изображение целых чисел на координатной прямой" (Слайд 1)
Цели урока: повторить правила действий над целыми числами и модуль числа; ввести понятие координатной прямой; научить учащихся отмечать точки на координатной прямой, определять координаты точек и расстояние между ними.(Слайд 2)
Задачи:
1. Систематизировать знания учащихся по теме: «Целые числа»; научить обозначать целые числа точками координатной прямой и находить координаты точки по её изображению на координатной прямой.
2. Тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.
3. Показать связь истории с математикой, стимулировать познавательную активность детей через разнообразные виды заданий и разные виды деятельности; развивать умения применять математические знания при решении нестандартных задач на историческом материале; переводить историческую модель задачи на математическую и наоборот; развивать речь, мышление, память учащихся; расширять их кругозор по изучаемой теме, знакомя с интересными фактами из истории летоисчисления.
4. Развивать интерес к предмету, духовно-нравственные потребности детей через приобщение познания истории православной культуры (Слайд 3);
Оборудование:  карточки, модель координатной прямой, портрет Рене Декарта, интерактивная доска.
ДЕВИЗ УРОКА (Слайд 4)
«Мало иметь хороший ум,
главное хорошо его применять»
Р.Декарт
Содержание урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Какие понятия мы изучили на предыдущих уроках? (Целые числа, отрицательные и положительные числа.)
- Что необходимо нам повторить? (Как мы применяем знания при решении задач.)
- Каков план нашего урока? ( Мы продолжим работать с целыми числами.)
Положительные и отрицательные числа. 
II. Актуализация знаний учащихся (Слайд 5)
Беседа. Еще не зная про отрицательные числа, мы уже встречались в жизни с ними, в каких ситуациях? 
Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налоги, долг и имущество.
Предложенные пары слов разделите на две группы.
По каким признакам вы разделили слова на две группы? (Слайд 6)
Придумайте свои сочетания слов. (Щедрость - жадность.)
Расшифруй слово.
(один ученик у доски, один на месте во время работы с классом)
Для того чтобы расшифровать слово, вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой. У вас получится слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда. (Слайд 7)
Расшифрованное слово запишите в тетради.
Ответ: БРАХМАГУПТА
2
1
-213 EMBED Equation.3 1415
-1
-11
15
-14
-9
0
25
100

У
Г
Х
М
Р
П
Б
А
А
Т
А


-
Историческая справка. (Слайд 8)
Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке.
Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».
КАРТОЧКИ ( во время диктанта 3 человека)
3. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ: ( взаимопроверка в парах )
-Давайте договоримся, я буду называть события. Все даты до нашей эры будем считать отрицательными числами, а даты нашей эры – положительными. 
1. В 6 веке до н.э. Пифагор и его ученики изучали вопрос о делимости чисел (-600)
2. В 3 веке до н.э. Архимед придумал способ описания громадных чисел
(-300)
3. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с 12 века (1200)
4. Окончательное всеобщее признание отрицательные числа получили лишь в 18 веке (1800)
5. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н.э. (-200)
6. Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в 4 веке до н.э. (-400)
7. Древнегреческий математик Эвклид в 3 веке до н.э. доказал, что простых чисел бесконечно много. (-300)
Мы с Вами научились не только записывать положительные и отрицательные числа, но и выполнять действия с ними.
Индивидуальная работа по карточкам (во время диктанта)
Фронтальный опрос.
Сформулируйте:
- Правила сложения целых чисел;
- Правила вычитания целых чисел;
- Правила умножения целых чисел;
- Правила деления целых чисел.
6. Устный счет.
1) Закрой окошки. (Слайд 9)
Окошко в каждом следующем примере заполни ответом из предыдущего.
- 13 + 5 =
- (- 10) =
- 29 + (- ) =
+ 40 =
- + 14
2) Заполнить пропуски (Слайд 10)
(+5) + (+6) =
() + ( +5) = +8
(-1) + ( ) = 10
(- 1) + ( ) = 0
(+6) + () = 0
() + ( -4) = 0
3) Определите знак выражения (Слайд 11):
- 71 + 82 7 · (- 2)
37 – (- 8) (- 42) : (- 2)
15 – 23
4) Выполните действие (Слайд 12):
- 32 + 8 18: (- 2)
- 17 – 5 - 31 · (- 4)
16 – (- 4)
7. Работа в тетрадях (Слайд 13):
- У вас на листочках записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву (выполняют, взаимопроверка в парах; повторяют правила сложения чисел и определение модуля в парах, по примеру на парту)
1 ряд ( 1 вариант –нечетные, 2 вариант - четные )
1)-48: (-4) И)12; С)-12; В)-52
2)-32+49 Я)-20; Е)81; И)17
3)15· (-2) Д)-30; М)-17; К)30
4)-12-6 Т) -6; О)-18; Т)18
5) 60: (-10) Р) -6; К)6; И)-50
6) -7·(-12) К)74; О) -19; А)84
7)-15+(-5)
1
2
3
4
5
6
7

И
С
Т
О
Р
И
Я


2 ряд (1 вариант –нечетные, 2 вариант - четные)
1) -5·(-12) Т) -17; Л)60; П) -60
2) 25-38 Е) -13; Е)-63; И)13
3) -280:70 В) -40; Д)-210; Н) -4
4) -21+(-83) Т)-104; Р)-62; Е)62
5) -18: (-2) А) 9; Т)16; И) 36
6) -30·7 И)210; К)-21; !)-210
1
2
3
4
5
6

Л
Е
Н
Т
А
!





3 ряд (1 вариант –нечетные, 2 вариант - четные)
1) -18+39 В)-57; П)-21; В)21.
2) -8·(-70) А) -540; Р)560; Л)-560
3)-88:4 Е)-22; Н)22; К)-84
4) -72-12; М)-60; М)-84; Е)60
5)-360: (-12); И)-3; Т)-30; Я)30
6)16·(-2); Р)-14; !)-32; К)-8
1
2
3
4
5
6

В
Р
Е
М
Я
!




- Какие слова у вас получилось? (- история , лента , время)
Что бы это значило?Историческая л времени
III. Изучение нового материала
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Слово учитиля:
Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Мотивация.
Для того чтобы ориентироваться в огромном историческом пространстве, существует для вас подсказка – это “лента времени”. (Слайд 14)
Рисунок 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как считали время в древности? Необходимость счета времени понял уже первобытный человек
Например, был распространен счет времени по годам правления царей.
Современный счет времени в истории. Наша эра. Около двух тысяч лет назад, согласно преданию, родился Иисус Христос. Поэтому от года его рождения и ведут современный отсчет времени. Все, что произошло после рождения Иисуса Христа, называется нашей эрой. Но много событий произошло до рождения Иисуса Христа. Принято считать, что они были до нашей эры.
По такому же принципу построена работа с координатной прямой, где вы будете работать с положительными и отрицательными числами.
Целеполагание. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ БУДЕТ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
(ВЕРНО) "Изображение целых чисел на координатной прямой"
- Все вы будущие защитники нашей Родины: и мальчики, и девочки. Давайте представим, что Никита стал главнокомандующим, а командовать он будет государством чисел, которые живут на неопознанном математическом объекте (НМО). Вы должны опознать этот объект.
  А вот вам подсказка (Слайд 15): Среди пустыни чистого листа тянулась бесконечная страна.
Начало было в ней отсчёта, и направленье указал ей кто-то.
Отрезок единичный взят на ней.
Так, что это, ребята, скажите поскорей.    /координатная ось/
3.Практическая работа.
Покажем расположение положительных и отрицательных чисел на координатной прямой.
1.Постройте координатный луч так,чтобы начало луча О было посередине тетради.
2.За единичный отрезок примите длину одной клетки.
3.Давайте продолжим координатный луч от точки О влево, сохраняя единичный отрезок.
Определение (Слайд 16): Прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.
Точка О является точкой отсчета или началом координат. Те числа, которые расположены левее точки отсчета, называются отрицательными, а те числа, которые расположены правее точки отсчета, называются положительными. Положительное направление отмечают стрелкой.
Координата точки.
Определение: число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.
-4 0 2

С А
Говорят: “Точка А имеет координату 2”; “Точка С имеет координату – 4”.
Пишут: А (2); С (- 4)
Читают: “Точка А с координатой 2”; “Точка С с координатой – 4” и т.д.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IV. Закрепление изученного материала.
1.Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу. (Слайд № 17)






( +4 )
( -1 )
( +6 )
( -2 )
( +7 )
( -5 )

Д
Е
К
А
Р
Т

Рене Декарт – французский философ, физик, математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: “Я мыслю, следовательно, я существую”(Слайд 18)
2. «Покажи знания»
- Проверим, как вы усвоили новый материал (Слайд 19).
Назовите координаты точек А, В, С, Е, К, О, М.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Назовите точки, которые лежат левее нуля, правее нуля.
- Где на координатной прямой расположена точка с меньшей координатой?
- Где на координатной прямой расположена точка с большей координатой?
-Какие координаты точек которые лежат левее нуля, правее нуля?
3. “Найди ошибку” (Слайд 20)
На координатной прямой отмечены точки А, В, С, D. Верно ли записаны их координаты?
А (2), В (- 3), С (- 2), D (- 4).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

4. Самостоятельная работа по рядам
На координатной прямой отметьте точки, и вы узнаете город, где родилась Пресвятая Богородица. А(-8); Р(2); Т(7); Н(-10); А(0); З (-4); Е (5).
( НАЗАРЕТ)
На координатной прямой отметьте точки, и вы узнаете город, где располагался Храм, в который привели Божью Матерь. И(-10); Р(-6); А (2); Л(3); У(-3);
И (5); Е (-8); М (8); С (0).
( ИЕРУСАЛИМ)

На координатной прямой отметьте точки, и вы узнаете, как звали родителей Пресвятой Богородицы. А(-10); О(2); М (9); А (3); К (5); Н (-8); И (7); И (0);
Н (-6); А (- 4).
( АННА и ИОАКИМ )
На координатной прямой отметьте точки, и вы узнаете, сколько ступеней вели в Иерусалимский Храм. (Т 6); В (-6); Е (-4); А (-2); Д (-8); Н (-3); Ь (8); Д (0); Ц (2); А (4).
( ДВЕНАДЦАТЬ )

5. На координатной прямой отметьте точки, и вы узнаете имя священника, который первым встретил Божью Матерь у дверей Храма. Р (2); Я (8); А (-8);
И ( 5 ); З ( -10 ); А ( 0 ); Х ( - 6 ).
(ЗАХАРИЯ).
На координатной прямой отметьте точки, и вы узнаете, как в православии по другому называют Деву Марию. ( А 8 ); О ( -4); Б (- 10); Р ( 0 );
О ( - 8 ); Д ( 4 ); Г ( - 6 ); И ( 5 ); О ( 2 ); Ц ( 6 ).
( БОГОРОДИЦА )

НАЗАРЕТ ИЕРУСАЛИМ АННА и ИОАКИМ ДВЕНАДЦАТЬ
ЗАХАРИЯ БОГОРОДИЦА
(Слайд 22)
- С каким праздником связаны все эти слова. Когда этот праздник отмечается? Кто может рассказать историю этого праздника?
- Рассказ учащихся об истории праздника (Слайд 23).
Обо всем этом мне не случайно вспомнилось в эти декабрьские дни, когда мы празднуем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Любой православный праздник установлен не только для того, чтобы напомнить о каких-то важнейших событиях священной истории, но для того, чтобы обновить в нашем сердце память о важнейших жизненных истинах, забыв о которых, мы неизбежно собьемся с пути. Этот же праздник приглашает подумать не только о себе, но и о наших детях.
Вы сегодня работали замечательно. Спасибо за урок. Возьмите магниты и установите на координатной прямой в той части, которое соответствует вашему настроению от урока (отрицательное или положительное)
   -Откройте дневники, запишите домашнее задание.
   - Сегодня за урок  вы получили следующие оценки
РЕФЛЕКСИЯ:
    - У каждого из вас на столе 3 жетона, характеризующих настроение  (Слайд 24)                                                                                           
    отличное                          безразличное                      плохое
   -Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.
     -Ребята, обратите внимание на жетоны.  Что напоминают вам их  три цвета?     /светофор/.
    -Будьте внимательны, переходите улицу только на зелёный свет, соблюдайте правила  дорожного движения!
Давайте пожелаем друг другу Счастливого нового дня, Чтоб радостью сердце искрилось, Любовью горели глаза! Чтоб жизнь была вдохновенна На добрых людей и дела. Давайте пожелаем друг другу Счастливого нового дня!




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Записать в таблицу пропущенные высказывания
С помощью рациональных чисел (со знаком «+» или «-»)
Без использования знака числа

1.
1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей

2. Температура утром была равна -6 градусов
2. ____ градусов мороза

3. ____
3. Термометр показывал 15 градусов мороза

4. ____
4. Температура тела человека 37 градусов

5. Уровень Каспийского моря -28 м от уровня океана
5. На ____ м ниже



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Для того, чтобы расшифровать слово вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой. У вас получится слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда.
2
1
213 EMBED Equation.3 1415
-1
-11
15
-14
-9
0
25
100

У
Г
Х
М
Р
П
Б
А
А
Т
А



Расшифрованное слово запишите в тетради.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
1 ряд
У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву. 
1)-48: (-4) И)12; С)-12; В) -52
2)-32+49 Я) -20; Е) 81; С)17
3)15· (-2) Т) -30; О)-18; Р) -6;
4)-12-6 И) 84; О) -18; Т)18
5) 60: (-10)
6) -7·(-12)
7)-15+(-5)
1
2
3
4
5
6
7

И
С
Т
О
Р
И
Я


2 ряд
У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву. 
1) -5·(-12) Т) -17; Л) 60; П) -60
2) 25-38 Е) -13; А) 9; И)13
3) -280:70 Т)-104; Д)-210; Н) -4
4) -21+(-83) !)-210 Р)-62; Е) 62
5) -18: (-2)
6) -30·7
1
2
3
4
5
6

Л
Е
Н
Т
А
!




3 ряд
У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву. 
1) -18+39 Я)30; П)-21; В)18.
2) -8·(-70) А) -540; Р)560; Л)-560
3)-88:4 Е)-22; Н)22; !)-32
4) -72-12; М)-60; М)-84; Е)60
5)-360: (-12);
6)16·(-2);
1
2
3
4
5
6

В
Р
Е
М
Я
!





ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
1.На координатной прямой отметьте точки и вы узнаете город, где родилась Пресвятая Богородица. А(-8); Р(2); Т(7); Н(-10); А(0); З (-4); Е (5).
( НАЗАРЕТ)
2.На координатной прямой отметьте точки и вы узнаете город где располагался Храм в который привели Божью Матир. И(-10); Р(-6); А (2); Л(3); У(-3);
И (5); Е (-8); М (8); С (0).
( ИЕРУСАЛИМ)
3.На координатной прямой отметьте точки и вы узнаете, как звали родителей Пресвятой Богородицы. А(-10); О(2); М (9); А (3); К (5); Н (-8); И (7); И (0);
Н (-6); А (- 4).
( АННА и ИОАКИМ )
4.На координатной прямой отметьте точки и вы узнаете сколько ступеней вели в Иерусалимский Храм. (Т 6); В (-6); Е (-4); А (-2); Д (-8); Н (-3); Ь (8); Д (0); Ц (2); А (4).
( ДВЕНАДЦАТЬ )
5. На координатной прямой отметьте точки и вы узнаете имя священника, который первым встретил Божью Матир у дверей Храма. Р (2); Я (8); А (-8);
И ( 5 ); З ( -10 ); А ( 0 ); Х ( - 6 ).
( ЗАХАРИЯ ).
6.На координатной прямой отметьте точки и вы узнаете, как в православии по другому называют Деву Марию. ( А 8 ); О ( -4); Б ( - 10 ); Р ( 0 );
О ( - 8 ); Д ( 4 ); Г ( - 6 ); И ( 5 ); О ( 2 ); Ц ( 6 ).
( БОГОРОДИЦА )
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

История праздника
Праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы – одним своим названием зовёт нас в храм. В этот день все православные люди вспоминают, как совсем еще маленькая Дева Мария была посвящена родителями Богу и впервые вошла в Иерусалимский храм. Ей было всего три года, когда произошли эти события!
Вот как это было. На одном из склонов Галилейских гор, среди цветущей зелени садов стоял городок Назарет. В нем жили праведные супруги Иоаким и Анна. Жили они в полном довольстве, одного только им не хватало: у супругов не было детей! Иоаким и Анна горячо молились Господу, они даже дали обет, что если ребенок родится, то они посвятят его Богу. Супруги уже начали стареть, а их молитва все не исполнялась. Но вот однажды явился Иоакиму и Анне Ангел Господень! Он сказал, что у них вскоре родится Дочь, благословенная более всех дочерей земных. Имя Ей будет Мария. Услышав такое дивное обещание, супруги поспешили в Иерусалимский храм, чтобы принести благодарственную жертву. И вот через несколько месяцев у Анны действительно родилась Дочь, и родители назвали Ее Марией. Даже в радости они, однако, не забыли обещания посвятить свое дитя Богу. До трех лет прожила Мария в Назарете, в доме родителей. Тихо и безмятежно текла их жизнь. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить данный Богу обет.
Мария оставалась при храме двенадцать лет. Она прилежно занималась рукоделием





Root Entry