Программа лагеря дневного пребывания детей Тринеделька
Дата:_______________
Утверждаю:_________
директор школы Г.Г. Мещерякова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ненинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя РФ Лайса А. В.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Срок реализации программы: июнь 2012г.
Автор программы: Полежаева О.Н.
2012 год
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 Название программы Программа по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих летний отдых детей.
2 Полное название программы. Программа общеобразовательного учреждения с дневным прибыванием в период каникул при МБОУ Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В. Солтонского района Алтайского края
3 Цель программы Цель: создание воспитательного пространства, организованного для включения детей в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
организация формирующей эстетико-творческой образовательной среды;
обеспечение гарантии личностного успеха;
формирование положительного общественного отношения к творческой деятельности;
повышение статуса творчески активной личности;
участие каждого в общественно значимой деятельности;
формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни;
4 Адресат проектной деятельности Учащиеся с 7 до 11 лет
5 Сроки реализации программы Период смены с 8 июня по 28 июня Всего 18 дней
1 смена
6 Направленность программы Весь период времени пребывания детей в лагере предусматривает работу по следующим направлениям:
Спортивно – оздоровительное;
Общественно – полезное;
Гражданско – патриотическое;
Развлекательно-досуговое;
Художественно-эстетическое,
экологическое
7 Условия участия в программе Осознание необходимости усиления воспитания детей и подростков в семейной, школьной и общественной жизни, наличие кадрового и научного потенциала.
8 Ожидаемый результат -Выполнение программы деятельности лагеря.
-Укрепление здоровья детей, положительный эффект оздоровления.
-Пополнение жизненного опыта детей интересными социально – культурными событиями.
-Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
-Привитие навыков самообслуживания.
-Формирование чувств: патриотизма, бережного отношения и уважение к природе и родному краю..
13 Руководитель директор Мещерякова Г.Г.
организатор воспитательной работы Полежаева О.Н.
14 Территория, представившая программу МБОУ Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В.
15 Адрес организации, телефон 659524 ул. Октябрьская 43, с. Ненинка, Солтонский район, Алтайский край
Телефон 28-3-84
Сайт школы: http://neninkaschool.ucoz.ru
16 Место реализации МБОУ Ненинская СОШ
17 Количество участников программы Прогноз охвата 35 детей
18 Ф.И.О. руководителя организации Мещерякова Г.Г.
19 География участников Все участники программы – учащиеся школы
20 Финансовое обеспечение 1.Муниципальный бюджет
2.областной бюджет
3. родительские средства
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
I. Обоснование программы, актуальность.
Каникулы - период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность.
Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных, а так же новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.
На наш взгляд наиболее значимыми сегодня являются:
1.Возможность демократического проживания в условиях детского коллектива, что позволяет приобрести и развить такие социально значимые навыки и умения:
- навык обретать друзей, вливаться и жить в коллективе,
- навык самостоятельно принимать решение, умение высказывать и отстаивать собственное мнение,
навык отвечать за свои собственные дела и поступки,
навык видеть, чувствовать и понимать другого человека, уважать его права.
Возможность самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками, взрослыми, природой.
Возможность раскрыть свои собственные потенциальные возможности, проявить личную инициативу, приобрести новые навыки и интересы и завоевать уважение.
Возможность индивидуального взросления и развития, расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире; развитие навыков самоорганизации и организации других.
Воспитание детей – очень тонкое, сложное и ответственное дело. Оно направлено на всестороннее развитие ребёнка. Формирование личности ребёнка осуществляется в коллективе, жизнь которого строится на основе самодеятельности детей: в основе её лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, самостоятельность. Современные дети такие все разные с виду и одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание, внимание общества. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма достиг таких размеров, что поневоле приходится задумываться, есть ли будущее у этого подрастающего поколения, и есть ли будущее у страны с таким подрастающим поколением.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря «Тринеделька» направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.
Основная идея программы «Тринеделька»- представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе .
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Конвенцией ООН о правах ребенка
Конституцией РФ
Законом “Об образовании”
ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка РФ” от 24.07.98 № 124-ФЗ
Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197 –ФЗ
Приказ Минобраз РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
ФУНКЦИИ ЛАГЕРЯ «Тринеделька»
Основная – образовательная – функция лагеря состоит в том, что лагерь организует систематическое интенсивное обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.
Компенсаторная функция лагеря «Тринеделька» реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на природе, в экологически благоприятных условиях, за счет организации правильного питания и строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня.
Социально–адаптивная функция лагеря состоит в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
III. Цели и задачи программы.
Цель: создание воспитательного пространства, организованного для включения детей в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
организация формирующей эстетико-творческой образовательной среды;
обеспечение гарантии личностного успеха;
формирование положительного общественного отношения к творческой деятельности;
повышение статуса творчески активной личности;
участие каждого в общественно значимой деятельности;
формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни;
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Тринеделька»
Организационно – педагогическая деятельность:
-Комплектование штата лагеря кадрами;
-Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
- Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
-Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
-Проведение родительского собрания «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
-Утренняя гимнастика;
-Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей
-Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
-Организация пешеходных экскурсий;
-Организация здорового питания детей;
- Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
-Районные и общешкольные культурно – массовые и спортивные мероприятия.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- КТД «Будем знакомы!»; «Вожатские страдания, или один день из жизни вожатого»; «Русская пляскотека»
-Коммуникативные игры на знакомство и сплочение коллектива в отрядах;
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела:
- Открытие пришкольного лагеря «Тринеделька»
-Работа мастерских (конкурсы рисунков, творческих работ на асфальте,
В последний лагерный день организуются выставки работ.).
-Театриализованное представление «Прогулка в летнюю сказку»
-Путешествие в страну сказок
-Сказочное путешествие в страну слов
-День веселых вопросов
Работа по привитию навыков самоуправления:
- Выявление лидеров, генераторов идей;
-Распределение обязанностей в отряде;
-Закрепление ответственных по различным видам поручений;
-Дежурство по игровым комнатам;
Работа по этническо – патриотическому воспитанию детей
-Экскурсия «Здесь Родины моей начало»
-экологическое мероприятие «Сказка о рыбаке и рыбке»
Профилактические мероприятия
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
-Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»
Инструктажи для детей:
-«Правила пожарной безопасности»;
-«Правила поведения детей при прогулках и походах»;
-«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
-«Правила дорожного движения»;
Аналитическая деятельность по работе программы:
-Анализ выполнения программы в заключительный день работы лагеря.
V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Участники программы смены — дети с 1-4 классы; педагоги - воспитатели. Возраст участников – 7 - 11 лет.
VI. Сроки действия программы
Период смены с 8 июня по 28 июня
1 смена
VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап - Подготовительный – май Этот этап характеризуется тем, что за месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап - Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Тринеделька»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап - Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи программы;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап - Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МБОУ «Ненинская СОШ» имени Героя РФ Лайса А. В.
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
2. Материально-технические условия предусматривают:
- Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
- Материалы для оформления и творчества детей.
- Наличие канцелярских принадлежностей.
- Аудиоматериалы и видеотехника.
- Призы и награды для стимулирования.
3. Кадровые условия.
В реализации программы участвуют:
- начальник лагеря, заместитель директора по УВР;
- воспитатели
- инструктор по физическому воспитанию
Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал.
Реализация содержательной части программы осуществляется педагогическим коллективом в составе 7 человек.
Воспитатели полностью осуществляют воспитательную и досуговую жизнедеятельность лагеря, руководствуясь программой, несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.
Руководство сменой осуществляется начальником смены и руководителем программы. В конце каждой смены проводится педсовет по итогам работы педагогического коллектива, на котором дается анализ работы, заслушиваются и обсуждаются отчеты воспитателей и руководителей. По результатам педсоветов принимаются административные решения. Корректируются задачи и содержание подпрограмм следующих смен.
4. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- деловые и ролевые игры
5. Педагогические условия.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
VIII.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-Выполнение программы деятельности лагеря.
-Укрепление здоровья детей, положительный эффект оздоровления.
-Пополнение жизненного опыта детей интересными социально – культурными событиями.
-Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
-Привитие навыков самообслуживания.
-Формирование чувств: патриотизма, бережного отношения и уважение к природе и родному краю.
8.30-9.00Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.00-9.15Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
9.15-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00-12.00 Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
12.00-13.00 Оздоровительные процедуры
.
13.00-14.00 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши! .
13.30-14.00
Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит
14.00-14.30 Клубный час
Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
15.00 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем
№ п/п Дата НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
1. 08.06.2012 1.Организационная часть. Медицинское обследование
2. Знакомство с лагерем, с планом работы
3. Ознакомление с правилами поведения на природе, проведения экскурсий
4.Игры на знакомство
5. Веселыми тропинками лета (открытие смены)
«Здравствуй ЛЕТО!» Экскурсия в березовую рощу
2. 09.06.2012 1. Минутка здоровья « Закаливание»
2. Раскрашивание компьютерных рисунков
3. Конкур актерского мастерства
4.Подвижные игры на воздухе
5. Минутки загадок «Лунтик»
3. 11.06.2012 1. Конкурс рисунков на асфальте «Мой край родной»
2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки
3. Конкурсная программа «На рыбалке»
4 Игра в «перестрелку»
Мероприятие «Хлеб-всему голова»
4. 12.06.2012 1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»
2. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»-прогулка на луг
3. «Спичечный турнир»-конкурсная программа
4. Подвижные игры на воздухе.
5. 13.06.2012 1.Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»
2.Экскурсия в музей «История нашего села»
3.Викторина «Хорошо ли вы знаете сказки?»
4. Конкурсная программа «Пуговкомания»
5. Подвижные игры на воздухе.
6. 14.06.2012 1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
2.Театр миниатюр
3Подвижные игры на воздухе
4 Детскотека
7.
15.06.2012 1.Минутка здоровья
«Осанка – основа красивой походки»
2. Подготовка к театрализованному представлению «Прогулка в летнюю сказку»
3. Подвижные игры на воздухе
8. 16.06.2012 1.Минутка здоровья «Правильное питание»
2. Подготовка к утреннику «Путешествие в страну сказок»
3. Подвижные игры
4. Театрализованное представление «Прогулка в летнюю сказку»
9. 18.06.2012 1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»
2. Конкурс рисунков «Дети Ненинки против наркотиков»
3.Экологическое мероприятие «Сказка о рыбаке и рыбке»
4.Подвижные игры
10. 19.06.2012 1.Минутка здоровья
«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.
2. Спортивные игры на воздухе.
5.Сказочное путешествие в страну слов
11. 20.06.2012 1.Минутка здоровья
«Как снять усталость с ног»
2. Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули»
4. Первенство лагеря по футболу
12. 21.06.2012 1.Минутка здоровья
«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
2. Подвижные игры
3.День веселых вопросов
13. 22.06.2012 1.Минутка здоровья « Закаливание»
2. Беседа «Осторожно водоем»
3. Конкурсная программа «Друзья здоровья»
4. Подвижные игры, экскурсии
14. 23.06.2012 1.Минутка здоровья «Гигиена в доме»
2. Викторина «Эти забавные животные»
3. Игра в «Вышибало»
4. Чтение книг
15. 25.06.2012 1. Минутка здоровья
2. Разучивание песен и стихов. Подготовка к концерту
3. Игра «В гостях у Пети Светофора»
4. Подвижные игры
16. 26.06.2012 1. Минутка здоровья «Красота-это здоровье»
2. Подготовка к концерту
3. Театрализованное представление «Что за прелесть эти сказки»
4. Подвижные игры, экскурсии
17.
27.06.2012 1. Зарядка. Беседа «Наш организм»
2. Соревнования «Мы-разбойнички»
3. Репетиция к концерту
4. М/З «Мой рост и вес»
5. Подвижные игры.Экскурсии
18. 28.06.2012 1.Зарядка. Закрытие смены
2. Игра «Ищем клад»
3. Концерт, посвященный закрытию смены
4. Прощальный огонек
VII. Структура деловых взаимоотношений.
Начальник лагеря – Мещерякова Г.Г.
Медработник- Ионова Т.Ю.
Методист – Полежаева О.Н.
Воспитатели-Ярцева Н.И., Полежаева О.Н. -1 неделя
Мельникова Н.В., Суверова Н.И.-2 неделя
Дробышева Н. А., Бежбармакова И.И.-3 неделя
IX. Список литературы.
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
5. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» №1, №2/2009г. Издатель НОУ Центр «Педагогический поиск».
6. Журнал для внеклассной работы «Последний звонок» №3,4,:2006 год
7. «Упоровский край» (Муз. Д.Данилов, сл.В.Белендер, исп. А.Галин)
9.Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.