Материал краеведческого поиска Секретная трасса войны
След воздушной трассы Аляска-Сибирь в Тайшетском районе.
Автор: Чистова Татьяна Степановна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Половино-Черемховская СОШ
В истории Великой Отечественной войны есть подзабытая страница, рассказывающая о событиях поистине мирового значения. Они происходили на территории Сибири и Чукотки в 1942–45 годах.
Даже люди старшего поколения вряд ли помнят название уникальной авиационной трассы «Аляска – Сибирь», или сокращённо АлСиб, соединившей американский город Фербенкс на Аляске и Красноярск в Сибири. Она была предназначена для перегонки самолётов, поставлявшихся по ленд-лизу на Западный фронт из Америки. Эта авиационная трасса протяжённостью более шести тысяч километров была проложена в рекордные сроки в диких, необжитых местах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Восточной Сибири. Проходила она и по территории Тайшетского района
Решение о строительстве трассы было принято Государственным Комитетом Обороны в октябре 1941 года, когда немцы подходили к Москве. Но уже 23 июня 1942 года президент Соединённых Штатов Франклин Рузвельт, проинформированный о ходе строительства воздушного моста, писал Сталину: «Я готов отдать распоряжение американским экипажам, занятым перегонкой самолётов, доставлять Вам самолёты до озера Байкал». На что Сталин ответил: «Учитывая это, Советское правительство уже дало необходимые указания об окончании в ближайший срок проводившихся в Сибири работ по подготовке трассы… Что касается того, силами чьих лётчиков доставлять самолёты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно поручить советским лётчикам». И вот в начался перегон самолётов на фронт по трассе от чукотского посёлка Уэлькаль на Зырянку, Оймякон, Якутск, Олёкминск в Якутской АССР и далее – на Киренск, Нижнеилимск в Иркутской области, Красноярск. Далее – на фронт. Первый самолёт в небе над Тайшетским районом появился 8 октября 1942 года, через небольшое время он благополучно приземлился в Красноярске.
Несмотря на все неимоверные трудности, капризы погоды, сложности воздушных маршрутов над необозримыми таёжными просторами, по АлСибу было переброшено более восьми тысяч самолётов. Среди них – американские истребители Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», бомбардировщики В-25, А-20 «Бостон», транспортные самолёты С-47. На тяжёлых бомбардировщиках В-25 и А-20 воевал наш героический земляк Николай Пахотищев. Вся эта техника вовремя доставлялась советскими лётчиками на Западный фронт. Самая массовая поставка самолётов пришлась на 1943 год. Так что в прошлом году мы, наравне с героическими победами нашего народа под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге, отмечали 70-летие массового перегона боевых самолётов по маршруту «Аляска – Сибирь». На областном слёте поискового движения, посвящённом юбилею трассы, мы показали свой фильм «След трассы Ал-Сиб в Тайшетском районе».
Наш долг – добрыми словами вспомнить лётчиков, бортмехаников, штурманов, радистов, всех тех, кто в суровых условиях Сибири на пределе человеческих возможностей выполнил свой долг перед Родиной. Подлинно героической стала история единственной в мировой практике авиационной трассы Аляска – Красноярск. Весь её маршрут отмечен памятниками на местах авиационных катастроф. Хотелось бы, чтобы и в Тайшете появилась хотя бы мемориальная доска памяти земляков, лётчиков-перегонщиков Глазкова Виктора Дмитриевича, Курбатова Николая Васильевича и Бадина Льва Ивановича.
Летопись АлСиба ещё не дописана до конца. Ибо, как сказал командир одного из авиационных полков, обслуживавших трассу, Илья Павлович Мазурук, «этой странице войны ещё не воздано должное, и она ждёт своих исследователей и летописцев». Возведённые в те далёкие годы аэродромы уже в мирное время позволили связать города и сёла с центрами, освоить необжитые места Сибири, Якутии и Чукотки. Аэродромы эти продолжают служить и по сей день. А подвиг строителей и пилотов, выполнивших столь тяжёлую и необходимую для Победы работу, навсегда останется в памяти благодарных потомков. В ряду этих замечательных людей были и простые таёжные колхозники, внёсшие свою лепту в перегонку самолётов, так необходимых фронту.
Десять лет прошло с тех пор, как в поисково-краеведческом отряде «Исайкина заимка» (МКОУ Половино-Черемховская СОШ)узнали о легендарной авиаперегоночной трассе АлСиб. В 2004 году, когда начиналась история поиска, всё для нас было тайной: засекреченные архивы, отсутствие хоть каких- либо сведений о перегонщиках в СМИ, полный пробел в мемуарной литературе. Как будто и не было этой героической страницы в истории великой войны.
Джогинская школа пригласила нас на встречу школьников в ветеранами войны и труда, «детьми войны». Кроме половино-черемховского отряда «Исайкина заимка» на встречу приехали гости из Чунского района – Изольда Дмитриевна Щербакова с отрядом «Следопыт» Лесогорского школы-интерната. Нас объединяла одна цель: узнать о катастрофах, произошедших с самолётами на севере района во времена войны.
...Время неумолимо, уходят ветераны, и всё меньше возможности узнать из первых уст о том нелёгком времени, которое пережила страна и вместе с ней наши бабушки и дедушки. Хочется, чтобы все голоса были услышаны. Голоса тех, кто не жалел своего времени, общался с детьми, рассказывал им свою правду о войне, дописывая страницы общей истории народа. Спасибо им! В тот день мы услышали воспоминания Соколовой Елены Фёдоровны, Васильева Петра Александровича, Рыжова Ивана Егоровича, Сергеевой Нины Еремеевны, Исаевой Полины Васильевны. Больше всего нас интересовала история о том, как американский самолёт сел в Джогино на лёд реки Бирюсы.
Вот эти нехитрые рассказы.
Соколова Е.Ф. : «Это было под вечер. Солнце не высоко было. Отец послал грузить солому. И тут мы услышали гул. Появился самолёт и стал кружить над деревней. Отец говорит:
- Неужели немцы сюда прилетели?..
Но я увидела большие красные звёзды. Когда самолёт, наконец, сел недалеко от берега на Бирюсу, все кинулись туда. В экипаже были 4 человека. Достали карту, долго сверялись… Больше мы этих людей не видели… Самолёт остался возле берега… На другой день появились другие военные люди.
Из Черчета, Черманчета, Кемчено, Бузыканово, Шемякина, Каена, Трёмино собирали людей чистить взлётную полосу. А время было такое метельное: в январе он сел, а в конце марта только улетел. Почистим – опять надует…Самолёт ремонтировали. Говорят, прилетал американский офицер на маленьком самолёте…Приехавшие лётчики- ремонтники познакомились с деревней. Молодёжь собиралась на вечорки у Игнатьевой Прасковьи Михайловны, да лампы зажечь нечем было. Так, лётчики приносили керосину и веселились с деревенской молодёжью, пели свои песни и наши.
А когда улетали, поднялись на воздух, сделали 3 круга, качнули крыльями и полетели на запад.»
Рассказ Васильева П.А. подробнее: «Это было в январе 1943 года. Мы не заметили , с какой стороны он прилетел. Стал кружить. Чернов В.А., пришедший с фронта по контузии, не растерялся, зажёг пучок сена и побежал указать чистое место для посадки. И сел самолёт между двух островов на Бирюсу. Один вышел с картой:
-Енисей или Кан?
– Нет, Бирюса!
Потом прибыла ремонтная бригада, говорили, из Красноярска. Ночами и днями колхозники сторожили самолёт, в тулупах – было очень холодно. Домкратами поднимали, под крылья подпорки поставили, шасси выправили. Притащили бензогенератор. Трактором стали тащить. Потом повернули его, ребята навалились и к берегу бегом прикатили. Привезли новый винт. Ещё раньше привезли горючее -22 бочки по 180 литров. Колхозники привозили его из Шиткино. На каждый колхоз делали разнарядку для помощи самолёту. Стали расчищать взлётную полосу на конях, волокушей; до обеда- одна лошадь, после обеда – другая. Подготовили полосу в 1200 метров длиной и 20метров шириной. Колоссальный труд. А когда самолёт взлетел с полполосы, люди ахнули – такую работу лишнюю сделали.»
Ивану Егоровичу Рыжову было всего 7 лет в то время, но детская память цепкая и он помнил те события, ведь жили они на берегу, и всё происходило напротив дома:
- После трёх кругов самолёт резко пошёл вниз, и места приземления не было видно – одна пыль снежная столбом. Рядом с домом – спуск к Бирюсе. Бегу, навстречу – лётчик:- «Ты куда?». -«Вон туда». –«Туда нельзя». –«А у меня наган». – «Ну ладно, иди».
Любопытные мальчишки побывали и внутри самолёта:
- Дверка открывалась, как ящик. Два руля. Портретик женщины. Сзади через сужение – люк. Окошко выдвигалось – туда залазили. А через клапан – место для пулемётов. 11 пулемётов должно было стоять. Самолёт двухмоторный. Четыре колеса: одно двойное и два маленьких. Зелёного защитного цвета, звёздочки на крыльях.
- После ремонта испытали двигатель на малых оборотах. Двигатель рукояткой раскручивали. На острове вырубили все берёзы, чтоб при взлёте не задел, но он резко и мощно взял вверх. Полетели втроём.
... Десять лет прошло с той встречи свидетелей военнных событий с юными поисковиками, эти живые свидетельства стали отправной точкой в наших дальнейших исследованиях истории трассы АлСиб.
Всё меньше в нашей жизни таких встреч. Уходят ветераны Великой Отечественной, за ними – ветераны труда, постарели дети войны. Мы обязаны выслушать и записать все свидетельства тех героических лет. Это наша история.