Конспект занятия по художественному труду Матрёшки — разноцветные одёжки
Конспект учебного занятия по предмету «Художественный труд»
Тема занятия по учебно-тематическому плану: «Матрёшки – разноцветные одёжки».
Цель: знакомство с историей создания первой русской матрёшки, с искусством изготовления матрёшек; изготовление матрёшки в технике коллаж.
Образовательные задачи: познакомить обучающихся с историей возникновения матрёшки; дать обучающимся представление о характерных особенностях росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.
Развивающие задачи: осуществлять знакомство с традиционной русской культурой с целью активизации познавательного интереса к отечественному искусству; развивать способность видеть красивое и высказывать по этому поводу своё мнение, развитие зрительной памяти.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство коллективизма, товарищества; воспитывать чувство любви к народному искусству, уважения к искусству народных мастеров; прививать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация Черновой Е.К. «Матрёшки – разноцветные одёжки».
Дидактический материал: деревянная заготовка матрёшки, полхов – майдановская матрёшка, образцы изделия, шаблоны изделия.
Материалы и оборудование для детей: клей ПВА, кисть, картон, ткань х/б, ножницы, карандаш, тесьма, фломастеры.
Ожидаемые результаты: выполнение коллективной композиции «Хоровод матрёшек».
Время План занятия Формы, методы и приёмы
1 минута
10 минут
30 минут
2 минуты
1 минута
1 минута Организационный момент: приветствие; проверка готовности учащихся к занятию; сообщение темы занятия.
Вступительная беседа.
Практическая работа.
Показ последовательности выполнения работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная работа учащихся.
Закрепление нового материала. Викторина «Узнай матрёшку».
Подведение итогов занятия.
Уборка рабочего места.
. объяснительно-иллюстративный, беседа
инструктаж
практическая работа
беседа
Ход занятия:
Восемь кукол деревянных,
круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
на столе у нас живут,
всех матрёшками зовут.
Матрёшка – одно из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразный символ России.
Сколько лет матрёшке? (слайд №2)
Деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах 19 века. В это время стал активно проявляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов, крупный российский промышленник, покровитель искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных российских художников. Среди них были И. Репин, М. Антокольский, В. Васнецов, М. Врубель и др. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.
Кто был автором первой русской матрёшки?
Её эскизы были предложены членом мамонтовского кружка художником С. В. Малютиным. Матрёшка Малютина представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке с чёрным петухом в руках (слайд №3).
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам Малютина, состояла из восьми кукол. Все семь её подружек столь же реалистичны, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несёт миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца; а четвёртая младшенькая, просто засунула палец в рот. Разнообразит девичью вереницу фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд спеленутый младенец меньше мизинца…(слайд №4).
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика с большой вытянутой головой, мудреца Фукуруму. Раскрываешь Фукуруму, а в нём японка, раскрываешь японку, в ней ещё крошечный малыш. Заморская забава чем-то напоминала традиционные для Руси пасхальные яйца – «писанки», тоже располагавшиеся одно в другом (слайд № 5).
Почему Матрёшку зовут именно так? Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства. Полые формочки для матрёшек вытачивают из берёзовых и липовых чурок на токарном станке. Вскоре после своего рождения матрёшка «переселилась» в Сергиев Посад, где издавна находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки. Затем, матрёшек начали изготавливать и в городе Семёнове Горьковской области, и в селе Полховский Майдан (слайд № 6).
Матрёшки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрёшка в сарафан с фартуком, на голове платочек, а в руках лукошко или петушок (слайд № 7).
У Семёновской матрёшки на фартуке яркие букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше игрушка, тем крупнее цветы в букете. Роспись свободная кистевая, широкими мазками (слайд №8).
Несколькими десятилетиями позже в Горьковской области возник ещё один центр изготовления матрёшек – село Полховский Майдан. У здешних красавиц на передниках тоже целые сады с цветами и плодами, но от семёновской роспись полховских мастеров отличается чёрной наводкой по контуру и более тёмной и насыщенной цветовой гаммой (слайд №9).
В наше время появилось много авторских матрёшек. Авторской называют матрёшку, изготовленную не в том или ином определённом стиле, а выполненную профессиональным художником или любителем по собственному замыслу (слайд №10).
Ну а теперь вы превращаетесь в игрушечных дел мастеров. Вам предстоит выполнить матрёшку в технике «коллаж» из ткани.
Последовательность выполнения работы: переведи выкройку на ткань; вырежи детали матрешки; наклей отдельные детали на картонный силуэт матрешки; для украшения используй тесьму, кружева; нарисуй лицо матрешке фломастерами (слайд №11).
Повторим правила работы с клеем, ножницами.
Во время самостоятельной работы учащихся им оказывается индивидуальная помощь.
Давайте, посмотрим какие весёлые и задорные матрёшки у вас получились.
Проверим, как вы запомнили, чем различаются матрёшки. Викторина «Узнай матрёшку» (слайд № 13).
Подведение итогов занятия.