«Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»


«Развитие музыкально-творческих способностей
детей дошкольного возраста»

Как мы знаем, существует 4 основных вида музыкального творчества, которые мы используем в образовательных целях на занятиях с дошкольниками. Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения.
Все мы занимаемся поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Нас волнуют вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Детское творчество одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Критерии творчества:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.
быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,
гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,
вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.


Условия для творчества:
Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров голосов, звучания инструментов, их выразительных возможностей все это необходимо детям для последующего творчества.
Развитие основных музыкальных способностей детей ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Обогащение жизненного опыта ребенка яркими музыкальными и художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками музыкальной деятельности. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления.
Использование на занятиях творческих заданий, упражнений, которые стимулируют потребность ребенка в воплощении своих фантазий и замыслов.
Предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой.
Методически значимым моментом в организации музыкального творчества является подбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу для импровизаций. Произведение становится эмоциональным импульсом и эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии.

Важной составляющей педагогической работы является системное развитие разносторонней и творческой личности ребёнка дошкольного возраста,  воспитание  любви и  интереса  ко  всем  видам  музыкальной  деятельности через  музыкальные  игры и импровизации.

Принципы системности работы таковы:
1. Принцип  целенаправленности.
2. Принцип  систематичности  и  последовательности.
3. Принцип  доступности.
4. Принцип  наглядности  обучения.
5. Принцип  интегрированного  подхода.
6. Принцип  воспитывающего  и  развивающего  обучения.
7. Принцип  адаптивности.
8. Принцип  прочности.  

Какие же виды импровизаций можно использовать на музыкальных занятиях в ДОУ?
инструментальные (чаще всего ритмические)
творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.
танцевальные (пластические этюды с эмоционально-окрашенными движениями).
осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа
Вокальные (педагог начинает песню - дети придумывают концовку. Певческие разговоры на заданную тему – один ребенок поет вопрос, другой – ответ (песенка про сытого кота и голодую кошечку. Заранее обсуждается текст диалога, интонации – довольного кота и ослабевшей грустной кошечки). Сочиненные детьми мелодии так же кратки.
драматические (маленькие и легкие музыкальные сценки, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят). Удобно и даёт хороший результат использование в импровизациях знакомых сказочных персонажей и поэтических образов из детской литературы и фольклора, что позволяет опираться на образное восприятие ребенком мира.

Педагог может проявлять собственное творчество для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. Сочинение собственных музыкальных образов и целых композиций часто для старших дошкольников являются отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Реализация замысла. Она во многом зависит от приобретенных ранее ребенком умений и навыков музыкальной деятельности. Уметь интонировать, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями, уметь выразить интонационно определённый текст и т.д.
Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Детям необходимо творить и переживать, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо “пребывать в ней” - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.

Анализ творческой работы. Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Тебе понравилось? » (моя песенка, мой танец, инсценировка.). это позволяет ребенку почувствовать себя не только маленьким композитором, художником, поэтом, режиссером, но и творческой личностью, индивидуальность.

Работа педагога в формировании творчества должна происходить поэтапно. 
Допустим, педагог предлагает детям инсценировать песенку «Раз морозною зимой».
Первый из этих этапов – ориентировка детей в новой для них деятельности (объяснить, что у каждого своя роль, и каждый должен вжиться в роль. Ребята, изображающие лес, поют авторский текст. Персонажи медведь, лиса и дятел передают движения, характер и пропевают свой текст. Особенно развивает детское воображение совпадение образного слова, музыки и движения.
Один из эффективных способов вовлечения детей в процесс придумывания - это музыкально-творческая игра: когда ребенок вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними. Действия должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Второй – усвоение детьми способов воплощения музыкально-художественного образа (обсудить с детьми характеры героев, повадки, интонации. Как это изобразить с юмором. Какой медведь – неуклюжий, невнимательный, как потом испугался; лиса – как она может кричать и возмущаться).

Третий этап – самостоятельное применение детьми усвоенных способов творчества. (Педагог полностью включён своим вниманием в действие: внимательно следит и глазами, улыбкой, мимикой подбадривает ребенка, жестом, краткой подсказкой помогает в его самостоятельной творческой работе).

Четвертый этап - проведение педагогом анализа самостоятельных творческих проявлений детей. (После исполнения – похвалить каждого, выслушать мнение зрителей, обсудить, что можно было бы добавить ещё в исполнение этого номера).
Показатель правильности системы в работе с дошкольниками – когда ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребенка является доминирование эмоций радости, интерес и увлеченность к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать свое «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.
Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение. 
А педагог, работая в этом направлении, проявляет свой художественный вкус, реализует собственный творческий потенциал, учится ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.