Технологическая карта по развитию речи Звуки [ж]-[ш]. Знакомство со стихотворением Кабдыкарима «На жайлау». класс предшкольной подготовки


Технологическая карта
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: Звуки [ж]-[ш]. Знакомство со стихотворением Кабдыкарима «На жайлау». Беседа о домашних животных.
Цель: познакомить детей со стихотворением Кабдыкарима Идрисова «На жайлау»; учить отвечать на вопросы по содержанию; способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни); упражнять в умении образовывать существительное в единственном и множественном числе; развивать звуковую культуру (звуки[ж]-[ш]), грамматический строй речи, внимание, мышление, память, восприятие; обогащать лексический словарь по теме «Домашние животные»; воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное отношение к животным.
Билингвальный компонент: летнее пастбище – жайлау, трудолюбивый – еңбеққор, честный – адал, храбрый – батыл.
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный
Упражнение «Приветствие»
Приглашает детей отправится на жайлау, но сначала предлагает выполнить задания.
Д/и «Какой звук повторяется?»
Предлагает послушать и назвать повтояющийся звук в каждом слове:
Шапка, шум, шишка, груша
Жаба, жук, жираф, этажи
Что вы можете сказать о звуке [ш] (Согласный, глухой )
Что вы можете сказать о звуке [ж] (Согласный, звонкий)
Д/и «Сколько раз встретится»
Просит детей посчитать, сколько раз в стихотворении встретится звук [ж]:
Жизнь природы интересна,
Много в ней нам неизвестно.
Почему у рыбы – жабры?
Почему в болоте – жабы? (3) (Т.Синицына)
И сколько раз в стихотворении встретится звук [ш]:
Над шитьем швея склонилась,
Шаль с ее плеча спустилась,
Взмах иглы и снова –взмах,
Шелк шуршит в ее руках. (4) (Т.Синицына)
-Назовите слова с твердыми звуками [ш]- [ж].
-Молодцы! А теперь в путь!
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину.
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
ТРР! Стоп! Разворот!
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: «У-у!» (И. Токмакова)
- Посмотрите вокруг, каких животных вы видите?
Артикуляционная гимнастика
«Корова жует жвачку» - имитировать жевание.
«Лошадь фыркает» - вибрация губ.
«Кошка лакает молоко» -высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
«Кошка облизывается» - повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу. Приветсвуют друг друга.
Заинтересовываются.
Слушают и называют повторяющийся звук.
Слушают, считают и называют повторяющийся звук.
Называют слова.
Упражнение дети выполняют сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.
Смотрят.
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Организационно
-поисковый -Присядем на травку и послушаем стихотворение К.Идрисова «На жайлау»
Чтение стихотворения К.Идрисова «На жайлау»
Жайлау –высокогорное летнее пастбище.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Какое оно по настроению?
-Что же происходит на жайлау? (С головой икроют травы)
- Что можно делать жайлау? (Покормить из рук ягнят; мчатся к речке босиком; на камешках повалятся; загорать и закалятся.)
Как автор говорит о том, где находится жайлау? (В наш зеленый дивный край, на жайлау-приезжай!)
Физминутка
(Вперед четыре шага, назад четыре шага)
-Как можно назвать одним словом свинью, корову, козу, лошадь? (Животные)
-Где живут эти животные? (Рядом с человеком)
-Как они называются? (Домашние животные)
-Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу)
-Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Собака охраняет дом человека. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает молоко, шерсть, мясо. Свинья дает мясо, сало, кожу.)
Д/и «Кто у кого» (образавание существительных в единственном и множественном числе)
У коровы- теленок, телята
У собаки- щенок, щенки
У кошки- котенок, котята
У лошади – жеребенок, жеребята
У козы- козленок, козлята
У свиньи – поросенок, поросята
Д/и «Кто кем будет?»
Щенок будет....(собакой)
Котенок будет....;
Жеребенок будет.....
Верблюхонок будет....
Козлёнок будет.....
Телёнок будет....
Поросёнок.....
Заинтересовываются.
Слушают стиховотрение.
Запоминают
Отвечают на вопросы
Выполняют движения по тексту.
Отвечают на вопросы, поддерживают беседу.
Образовывают существительные в единственном и множественном числе.
Называют существительные в творительном падеже
Рефлексивно корригирующий - С каким стихотворением вы сегодня познакомились?
- Кто его написал?
- О ком еще беседовали на занятии?
- Что понравилось больше всего? Отвечают на вопросы
Предполагаемый результат:
Воспроизводят:
- стихотворение К. Идрисова «На жайлау»;
-значение слова «жайлау»; названия домашних животных;
Понимают:
-представление о том, что такое жайлау;
Применяют: могут
-отвечать на вопросы по содеожанию произведепия, беседы
-различать и называть звуки [ж]- [ш];
-образовывать существительные в единственном и множественном числе, существительные в творительном падеже.