Поурочное планирование открытого урока по русскому языку на тему Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения


Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: Яндимирова Г,Н., учитель начальных классов 1 категории
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: игровая
Педагогические технологии: элементы технологии личностно-ориентированного обучения, элементы игровой технологии.
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи:
Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э - обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Техническое оборудование:
компьютер, проектор, экран
Оборудование: доска, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал
Ресурсы:
Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;
Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.
I.Мотивация учебной деятельности
Итак, друзья внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнееНачнём скорей урок
- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Прочитаем стихотворение
Прозвенел звонок веселый. (слайд 1)Мы начать урок готовы. Будем сами рассуждать, И друг другу помогать.
- Найдите главное слово.
А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою  И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою:  Ручку я вот так держу.  Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки. На каждой снежинке находится буква. (слайд 2)
- Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)
- Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
- Какую цель поставим перед письмом?
Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
Оцените свою работу (!,+, -)1 Чтение слов (слайд 3)
Наум, Нина, Нора, Нюра- Что общего в этих словах?
- Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)
-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?
-На какие две группы можно разделить все согласные в словах? ? (твёрдые и мягкие)
-Сегодня на уроке проведём небольшое исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.
3. Самоопределение к деятельности
А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника. (слайд4 )
Зовут их Тим и Том. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания. Вслушайтесь внимательно.
- Какой 1 звук вы слышите в имени Тим? (Ть)
- Какой это звук твёрдый или мягкий?
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук.
- А какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т) Какой это звук твёрдый или мягкий? Том такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.
- Как называются согласные, которых любит Том? (твёрдые)
- Как называются согласные, которых любит Тим? (мягкие)
О том, какие фокусы происходят в русском языке, вы узнаете из небольшой сказки.
Живёт в стране Грамматике ещё известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.
Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.
- Как такое может быть?
Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.
- Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)- Вы догадались, кто из них Том, а кто Тим?(по цвету) Почему?
- Какие гласные они выбирают?
III. Формулировка темы и цели урока
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) (слайд 5)
- Давайте сформулируем цель урока (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать)
IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.
1Сравнение слов в парах. (слайд 6)
Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?
нос – нёс
мал – мял
пар – пир
кот – кит
-Что общего между словами первого столбика?(Первый звук твердый)
-А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)
-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?( Буквы а, о, ы, э, у)
- Что указывает на мягкость согласных звуков?( Буквы я, ё, ю, е, и.)
- Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)
-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)
Вывод
- Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного?( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)
2. Чтение правила на стр 121
А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.
V. Первичное закрепление
3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.
- Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух
Игра «Беговые дорожки»
Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого звука, кладёте на дорожку зелёный кружочек, а если твёрдый то – синий. Договоритесь меж собой, кто какие кружочки будет класть.
Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,
- Сколько зелёных и синих кружочков?(4 зелёных, 4 синих)
4. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сели.
V. Закрепление материала
1. Устно, комментируя . Упр. 192.
- Больше согласных звуков или букв? Почему? В чём различие в произношении этих согласных звуков? В каких домиках живут твёрдые, а в каких мягкие?
- Буква «Бэ» какими звуками может быть обозначена?
- Произнесите только мягкие непарные согласные звуки? Какой буквой мы их обозначим?
- Произнесите только твёрдые непарные согласные звуки. Какими буквами их обозначим?
2. Комментированное письмо. Упр. 194. Запишем у доски и в тетради. Самопроверка.
Давайте вспомним, каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?
- Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным.
3. Физкультминутка для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до5. Повторить 4-5 раз.
4. Самостоятельная работа упр. 123 и 124 по рабочей тетради
- упр. 123 записать гласные, которые смягчают.
- упр124 – подчеркните гласные , которые смягчают предшествующее согласное.
Оцените свою работу по шкале.
5. Для закрепления выполним работу в паре
Слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Вы должны подчеркнуть зелёным и синим карандашом. Одно понравилось Тиму, а другое - Тому.
Взаимопроверка между парами. Оцените по шкале
VI. Итог урока
Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (гласными)
- Над какой темой мы сегодня работали?
Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)
- Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)
-Какую роль играет Ь в словах?
VII. Рефлексия.
Подведём итог нашей работы на уроке. Я хочу проверить, как вы усвоили тему нашего урока. Проведём графический диктант. Обозначите начальными буквами. (т – твёрдый, м – мягкий)
Мал, нос, мел, бас, пир, пар, шёл (слайд 7)
Оцените свою активность на уроке.(показ на ладони)
Оценивание ладонью
- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?
- Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке. Поднимите жёлтый смайлик. Оценивание смайликами
У кого остались сомнения, тот покажет зелёный.
А кто не понял тему нашего урока, покажет красный.
VI. Домашнее задание
Упр 195 стр 121.Записать и подчеркнуть. - всем
У кого сегодня всё получилось придумайте сами дополнительно 2 пары слов.- дифференцированно