Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для предшкольной подготовки учащихся по программе «Ступеньки».
Пояснительная записка
Учебным планом, утвержденным на 2013 – 2014 учебный год, на изучение данного курса в группе предшкольной подготовки отводится 1 час в неделю, 29 часов в год.
Подготовка детей к чтению и письму через аудирование и развития речи является составной частью курса русского языка и развития речи для дошкольников. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей, которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (практическое освоение звуков русского языка с целью последующего чтения и с целью последующего письма), развития умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;
- знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка, формирование чувства языка.
Цель курса: формирование целостной картины мира, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение).
Задачи программы: провести в период обучения работу, которая обеспечит:
1.Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей.
2.Развитие фонематического слуха:
3. Развитие мелкой моторики кисти ведущей руки.
4. Формирование первичного навыка чтения.
Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребенка к чтению, формулируются как:
- пространственно – инструментальные (формирование умения ориентироваться в книге и на странице – находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы);
- фонетические (научить ребенка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развитие речеслухового анализатора, речедвигательного анализатора);
- фрагментарно – знаковые (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв);
- предметно – символические (научить понимать различие между предметом и словом – названием этого предмета);
- аналитико – синтетические (добиться понимания каждым ребенком механизма звукослияния на примере открытого слога).
Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
Смысловое восприятие на слух является перцептивной мыслительно – минимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.
Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:
- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом, что в конце);
- понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) причинно – следственные связи повествования;
- внимательно относиться к непонятым, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);
- развернуто отвечать на вопрос (с помощью заданного речевого образца).
Формирование умения понимать речь на слух положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной для изучения русского языка.
На занятиях проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. Для этого используются специальные задания на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами, выделение лишнего предмета, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям с интересом наблюдать за особенностями слов, их использование в речи.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает обучаемых постоянно рассуждать, анализировать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Таким образом, выявляется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – способность к творческому мышлению ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Программа рассчитана на 1 год.
Календарно - тематическое планирование
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для предшкольной подготовки учащихся по программе «Ступеньки».
№/№
Темы занятий
Примечание
1.
Речь: говорение. Речь: слушание. Речь: письмо.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.
2.
Звуки речи.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.
3.
Гласные звуки.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.
4.
Согласные звуки: твёрдые, мягкие.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.
5.
Слоги.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.
6.
Ударение.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.
7.
Слова.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.
8.
Буквы А, а. Звук [а]. Буквы Я,я.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
9.
Буквы О,о. Звук [о]. Буквы Ё,ё.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
10.
Буквы У,у. Звук [у]. Буквы Ю, ю.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
11.
Буквы Э,э. Звук [э]. Буквы Е,е.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
12.
Буквы И,и. Звук [и]. Буква ы, звук [ы].
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
13.
Буквы М,м.. Буквы Н,н. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
14.
Буквы Р,р. Буквы Л,л. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
15.
Буквы Г,г. Буквы К,к. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
16.
Буквы З,з. Буквы С,с. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
17.
Буквы Д,д. Буквы Т,т. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
18.
Буквы Б,б. Буквы П,п. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
19.
Буквы В,в. Буквы Ф,ф. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.
20.
Буквы Ж,ж. Буквы Ш,ш. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
21.
Буквы Ц,ц. Буквы Ч,ч. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
22.
Буквы Щ,щ. Буквы Х,х. Чтение
слогов и слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
23.
Буквы Й,й. Чтение слов с изученной буквой.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
24.
Буквы ь и ъ. Чтение слов с изученными буквами.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
25.
Игры со словами: рифмы. Игры-диалоги. Упражнение в чтении и письме.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
26.
Пальчиковые игры. Ребусы.
Упражнение в чтении и письме.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
27.
Как хорошо уметь читать!
Упражнение в чтении и письме.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
28.
Читаем, наблюдаем, всё повторяем.
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
29.
Обобщающее занятие «Подводим итоги».
Готовимся к школе.Подготовка
к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.
Ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия
С помощью системы пособий дошкольник должен научиться:
- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения с верху вниз и слева на право;
- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы;
- пользоваться книгой и простейшими инструментами;
- правильно держать орудие письма;
- выполнять инструкции взрослого;
- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;
- работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;
Предметные знания и умения
Ребенок будет способен:
- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
- иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребенка;
- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака;
- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;
- ориентироваться в книге и на странице;
- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;
- менять бумажные инструменты по заданию взрослого;
- различать и вычленять в звучащем слоге отдельные звуки;
- различать предмет и слово – название предмета;
- членить слово на части;
- различать звуки разного качества;
- называть героев короткого текста или отрывка из текста;
- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
- понимать логику и причинно – следственные связи повествования;
- понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;
- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
- выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
- выстраивать сложносочиненные предложения с опорой на речевой образец;
- соблюдать нужную интонацию высказывания;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно – иллюстративный;
- частично – поисковый;
- наблюдение;
- информативный.
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы;
- рисунки;
- дидактические материалы;
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:
- тестирование 1 раз в год.
Учебно – методическое обеспечение программы:
- учебное пособие Готовимся к школе.Подготовка к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1, 2, 3 /
Бадулина О.И.
тетради: Обучение грамоте
- иллюстративный материал;
- инструментальный материал;
- дидактический материал к урокам;
- набор обучающих и контролирующих материалов;
- электронные ресурсы.
15