Урок русского языка Имена существительные на просторах нашего города
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Технологическая карта урока русского языка
«Имена существительные на просторах моего города»
5 класс
учитель русского языка
и литературы
Смолянинова Алеся Ивановна
Братск 2016 г.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Имена существительные на просторах моего города»
Учитель МБОУ «СОШ № 3» Смолянинова Алеся Ивановна
Класс: 5
УМК Русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Учебный проект: русский язык
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель урока: повторить и дополнить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных; развивать навыки, позволяющие быстро отличить собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.
Задачи:
Обучающие( формирование УУД):
- развивать умение формулировать определение понятий;
-формировать умение использовать собственные и нарицательные имена существительные в речи;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографический и пунктуационные умения.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
-развитие критического мышления обучающихся;
-развитие внимания обучающихся;
-формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных):
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать , обобщать;
-развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные универсальные учебные действия (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):
-воспитание интереса и уважения к родному языку, к своей малой родине;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Структура и ход урока:
Организационный момент
Создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха
Приветственное слово учителя.
Учитель читает высказывание «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»
-Как вы понимаете эти слова?
Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности
Ребята, перед вами фотографии, что вы можете о них сказать?
На свете много городов, улиц, зданий и других предметов. О любом городе мы можем сказать: «Это город», о любой улице мы можем сказать: «Это улица».
Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи имена существительные, называем предметы в совокупности, но не уточняющие, не выделяющие их. Ведь, сказав, что это улица, мы не уточняем, что это за улица, что за ней находится, как она называется.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учащиеся рассматривают фотографии города Братска, называют то, что изображено на фото.
Формулируют тему урока.
Целеполагание и мотивирование
Создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности
Работа с текстом на экране проектора.
Братск-город Иркутской области России. Расположен на берегах Братского и Усть-Илимского водохранилищ, образованных на реке Ангаре. Братск является одним из крупнейших промышленных центров Приангарья. Город является вторым по численности населения Иркутской области.
-Какова тема текста?
-Что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности?
-Назовите нарицательные имена существительные.
Учитель предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.
Ввод нового материала
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов
Учитель предлагает самостоятельно дать определение собственным и нарицательным именам существительным, затем сопоставляет с определением учебника
Учащиеся самостоятельно дают определение и сравнивают с параграфом учебника
Физкульт - минутка
Упражнение для глаз
Первичное закрепление
Решение проблемной задачи, фиксация знаний
Учитель предлагает выписать в 2 столбика существительные собственные и нарицательные (текст на экране проектора)
В 2015 году мы отметили юбилей нашего города Братска. В юбилейный год в Братске с концертами выступали известный пианист Денис Мацуев и Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени А.Александрова. Посетил наш город поэт Евгений Евтушенко.
-Прочитайте имена собственные, попробуйте изменить их по числам.
-А слова 2-го столбика изменяются по числам?
-Какой вывод можно сделать?
7.Применение нового знания, решение подуктивного задания
Выделение необходимой информации, контроль
Решите логическую задачу. Выпишите имена ребят, а рядом поставьте цифру той группы слов, над которой они работали. Выпишите в исправленном виде слова, в которых были допущены ошибки и рядом запишите слова из столбиков, которые ребята перепутали.
3 ученика 5 класса: Ваня, Миша и Коля выполняли задание. Миша допустил 3 ошибки , Ваня – 2, а Коля – 4. Какие ошибки допустили ребята?
Улицы Братска: Обручева, Кирова, Цветковая, мира, Ленина, Лисица;
Писатели и поэты г.Братска: Безридная, Черемных, Некрасов, Черемных, Чехов.
Названия торговых центров г.Братска: «Москва», Бульвар Победы, «Байкал», Михасенко, «Кооператор», янгеля, Багульник.
Учащиеся выполняют продуктивное задание.
Самопроверка со слайда.
Творческая работа
Фиксация знаний
Учащимся предлагается составить небольшое резюме по плану:
1.ФИО
2.Дата рождения
3.Страна
4.Город
5.Домашний адрес
6.Школа
7.Класс
Учащиеся самостоятельно составляют резюме и зачитывают результаты
9.Контроль знаний
Оценка промежуточных результатов
Учитель предлагает прочитать слова в 2 столбиках и определить, какие слова называют однородные предметы, а какие единичные из числа однородных.
1.Город,
озеро, фамилия, река, отчество, имя, улица
2. Павлович, Михасенко, Ангара, Байкал, Усть-Кут, Обручева, Геннадий.
1задание: Соедините имена нарицательные и собственные, записав их в тетрадь.
Учитель корректирует деятельность учащихся.
2 задание: Составление и запись предложения с любым из этих словосочетаний. Учитель акцентирует внимание на уровень сложности: каждый ученик имеет право выбрать задание по силам и составить:
А) простое предложение;
Б) Простое предложение с однородными членами;
В) Сложное предложение
Учащиеся выполняют задание. Выбирают задание по уровню сложности.
Коллективная проверка.
10.Домашнее задание
Параграф 91, упр.491
11.Подведение итогов
Построение речевого высказывания
Учитель подводит итог.
-Что изучали сегодня на уроке?
-Чему научились?
-Что понравилось?
Учащиеся определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на следующем уроке.
12.Оценивание
Самооценка
Учитель предлагает оценить свою работу и поставить на полях тетради знаки: !-все усвоил; ? –остались вопросы; - - почти ничего не понял.
Учащиеся оценивают себя по результатам деятельности
13. Рефлексия
Учитель предлагает закончить предложения:
1.Я знал…
2. Я научился…
3.Я хочу узнать…
Учащиеся заканчивают предложения