Прооект Имена учащихся нашего класса


МБОУ «Солонешенская СОШ»
Проект
«ИМЕНА УЧАЩИХСЯ НАШЕГО КЛАССА»
Выполнили: уч-ся 5 класса
Руководитель проекта: Ситникова Т.А.
2014-2015 учебный год
Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности  на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.
Проблема
Знаем, что каждое слово имеет значение, а вот значение собственного имени знают, далеко, не все дети нашего класса.
Решили: исследовать, какое значение имён детей в нашем классе.
Гипотеза
Мы считаем, что каждое имя несёт какое-либо значение. Всё непонятное должно стать понятным.
Этапы исследования
- найти источники информации;
- отобрать нужный материал;
- изготовить подарочные карточки.
Цель
Исследовать значение русских личных имён учащихся нашего класса и изготовить подарочные карточки для друга.
Задачи
- познакомиться с историей возникновения имён;
- узнать их значение;
- дружно работать в группе;
- создать подарочные карточки для друга;
- рассмотреть различные житейские ситуации и составить правила обращения;
- продемонстрировать презентацию проекта.
Объект исследования: русские имена.
Ход работы
- составили список имён для анализа;
- распределили количество имён на каждого участника проекта;
- из словаря русских личных имён выписали значение интересующих нас имён;
- создали подарочные карточки,
- рассмотрели житейские ситуации и вывели правила обращения;
- обсудили выступление и выбрали защитника проекта.
Вступительное слово учителя. Лев Владимирович Успенский так говорил, призывая нас знать и помнить историю данного нам имени: «И сегодня человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собою даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыплются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее изо всего, что имел когда-то усопший, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету».
Какое имя дать новорожденному? Вопрос вечный, как сама жизнь. Издавна на Руси сложилась традиция имя наречения. Имя давалось ребенку на 8 день после рождения во время обряда крещения в храме. Загадочную власть имен над судьбой человека заметили еще в древности. Нет в языке таких слов, которые по влиянию на характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы поставить выше, чем наше имя.
Ритуал знакомства также связан с именем. В этом обычае заложен древний и глубокий смысл: «Я верю, что, зная имя, ты не причинишь мне зла».
Гомер в своей знаменитой «Одиссее» напоминал:
Нет меж живущих людей
да не может и быть безымянных:
В первый же миг по рождении
каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
от родимых своих получает.
«По имени и житие твое да будет…», - наставлял преподобный Амвросий Оптинский…
«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», - читаем мы в Евангелии от Луки.
Возникает закономерный вопрос: что же такое имя?
Имя человека – неотъемлемая часть истории и культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нам интересно знать, каким народом создано то или иное имя, каким путем и когда оно пришло в русскую культуру, кого называли этим именем.
Итак, имена – это особые слова, которые изучает раздел лингвистики, ономастика: собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков общения. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).
Звук имеет значение
А – сила, власть.
Б – способность к большим чувствам.
Л – артистичность, логика, большая изобретательность.
Н – творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум.
И – тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.
Имя имеет значение
Анфиса - греч. «цветущая»
Степан - греч. «венец, корона»
Егор - греч. «земледелец»
Николай - греч. «победа + народ»
Валентина - латин. «сильная, здоровая»
Андрей - греч. «мужественный, храбрый»
Елена - греч. «прекрасная»
Анастасия - греч. «воскресшая, возрождённая»
Галина - греч. «спокойствие, безмятежность»
Имя – это набор звуков, которые, сочетаясь, образуют мелодию.
Диана не может быть Кривоноговой!
Авангардику нельзя получить двойку!
Даздраперма, да здравствует 1 Мая!
Могут ли среди нас появиться Дирол Викторович или Клавиатура Алексеевна?
Совет: к выбору имени надо относиться уважительно!
Житейские ситуации
- Чтобы обратиться к человеку, надо знать его имя. Но в жизни бывают ситуации, когда не знаешь имени, но необходимо о чём- либо спросить. Как вы поступите?
- Если вас окликнули: «Эй, ты!», как вы себя поведёте?
- У нас в школе есть дети, родители которых работают в школе. Как следует обратиться в присутствии посторонних?
- Допустимы ли прозвища?
Правила обращения:
- доброжелательность;
- вежливость;
- не обзывать самому и не откликаться на обидные окрики и клички;
- соблюдать официальный стиль в присутствии посторонних.
Подарочная карточка для друга (образец)
Степан происходит от древнегреческого слова «стефанос» - венок, венец, корона, кольцо. Стёпа – шаловливый и непоседливый мальчик, любит самые разнообразные игры, Общаться с ним легко и весело. Он полон чувств собственного достоинства, уверенности в своих способностях. Обладает хорошей памятью. У него острое чувство юмора, что часто спасает его в моменты жизненного разочарования. Степаны искусны в управлении людьми. Их требования так же велики, как любовь и дружба, которые они щедро дарят. Часто он становится мастером своего дела, будет хорошим художником, архитектором или модельером.
С приветом! Одноклассники.


Выводы
- русский народ в процессе исторического развития отбирал имена с положительной звуковой оценкой;
- имя и характер взаимосвязаны;
- русские имена имеют значение;
- узнали правила обращений в различных житейских ситуациях;
- мы стали дружнее;
- к выбору имени надо относиться уважительно.
Список ресурсов
А.Н. Тихонов, Л.З. Бояринов, А.Г. Рыжкова. Словарь русских личных имён. М., 1995.
Л. Успенский. Слово о словах. Ты и твоё имя. (Любое издание)
С. Переверзенцев. Россия. Великая судьба. М. 2007.
Л.С. Баешко, А.Н. Гордиенко, А.Н. Гордиенко. Энциклопедия символов. Москва, Смоленск, 2010.