Уменьшение числа на несколько едениц 1 класс


Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями),
Тема урока: Уменьшение числа на несколько единиц.
Цель: Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию способа уменьшения числа на несколько единиц.
Результат деятельности: Откроют способ уменьшения числа на несколько единиц, научатся использовать в практической деятельности.
Планируемые результаты:
личностные: имеют положительную мотивацию к изучению данной темы, соотносят результат действия с поставленной целью, умеют преодолевать трудности;
метапредметные:
регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, их принимают, сохраняют и активно включаются в деятельность, направленную на решение учебных задач; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; оценивают собственные успехи;
познавательные: анализируют условие задачи; устанавливают закономерность и используют их при выполнении заданий,
коммуникативные: строят рассуждения, умеют слушать товарищей; работают в паре, группе.
предметные: понимают, что значит уменьшить число на несколько единиц.Ход урока
I. Орг. момент
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
На уроке не зевать,
Ответы полные давать.
II. Актуализация знаний.
1) Устный счет («Верно ли, что»)
Верно ли, что 11-3=8 (да)                              
                         12-2=10 (да)                              
                         14-5=8 (нет)                          
                         10-3=7 (да)                            
                         13-7=7 (нет)                            
                         15-6=9 (да)                              
                         12-4=7 (нет)
                         14-5=9 (да)
III. Подведение к озвучиванию темы.
-Посмотрите на рисунок.
-Что изображено? ( большой и маленький карандаши. На партах у детей такие же)-Определите, какой карандаш выше.
-Что можно сказать о втором карандаше?
-Можно рукой показать, на сколько один карандаш выше или ниже другого? (Рукой показывают горизонтальную линию).
-Можно ли узнать, чему равен этот отрезок?
-Что надо для этого сделать? (Измерить длину карандашей)
- А как узнать, на сколько один карандаш выше или ниже другого? (Из большего вычесть меньшее)
-Выполните вычисления и запишите его значение. (12-10=2)
-Что нужно сделать с первым карандашом, чтобы они стали одинаковыми? (Укоротить)
-На сколько? (показывают отрезок пальцами)
-Что значит укоротить? (Уменьшить)
-Каким действием можно уменьшать? (вычитанием)
IV. Постановка цели урока
-Как вы думаете, чему вы сегодня будете учиться на уроке математики?
Уменьшать число на несколько единиц
-В конце урока мы вернемся к ним и попробуем определить, чего мы достигли.
-Чтобы открыть сегодня новую тайну математики, какие качества нам понадобятся?
ВНИМАНИЕ и СТАРАНИЕ
V. Открытие нового знания
1) Работа с фишками
Я скажу, вы продолжайте,
Правильно все отвечайте.
Что дано и что известно,
Всем конечно интересно.
Вместо предисловия,
В задаче есть условие.
За условием в полный рост
Поднимается вопрос.
Мучает сомнение
Как найти решение?
И последний всем совет,
Решил задачу - дай ответ.
-Какие части в задаче есть? (условие, вопрос, решение, ответ).
-Прочитайте задачу. (№2 стр 105)
 -Проговорите еще раз условие задачи
-Что вы узнали из условия задачи о досках?
-Известно ли, сколько было бревен? (нет)
-А что про них сказано? (на 4 меньше)
-Что значит на 4 меньше? (столько же, но без 4)
-Каким действием будете вычислять?( - )-Запишите решение и вычислите.
-Давайте сделаем вывод: Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть.
(вывешивается табличка  меньше на - вычесть)
Физминутка. (Мышки)
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть: который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
VI. Закрепление изученного материала.
1).Работа по учебнику (стр. 105, з.1)
-Что мы узнали? ( чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)
-А научились ли мы это делать? (выслушиваются ответы детей)
-Что необходимо сделать, чтобы убедиться в том, что мы умеем уменьшать число на несколько единиц? (потренироваться)
-Каким образом мы это можем сделать? (выполнить задания из учебника)
-Откройте учебник на стр. 105, какое задание может нам помочь? ( з. 1)
-Прочитайте задачу.
-О чем говорится в этой задаче?
-Сколько книг у Пети? (8)
-Известно ли сколько тетрадей? (нет)
-А что про них сказано в задаче? ( их на 3 меньше)
-Что значит меньше на 3? (их столько же, но без трех)
-Каков вопрос задачи? (Сколько тетрадей у Пети?)
-Давайте рассмотрим рисунок. Что изображено? (Фишки)
-Какое число обозначают желтые фишки? (8 книг)
-Что обозначают красные фишки? (тетради)
-Сколько их? ( столько же, но без трех )
-Почему выполнили вычитание? ( чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть).
2).Работа самостоятельная на карточках. VII. Рефлексия
-Какую тайну математики вы сегодня открыли? (Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)
-Вернемся к символам, которые мы рассматривали в начале урока.
-Кто может сказать, что добился цели и научился уменьшать число на несколько единиц? (поднимают руки)
-Кто научился, но вам нужна помощь фишек? (ответы)
-Что же нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели?
-Кто может сегодня себя за что то похвалить? (ответы детей)
-Спасибо за урок.