РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ К ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ШКОЛА…ШКОЛЬНЫЕ СЛОВА… ОТКУДА ОНИ ПРИШЛИ?» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ)
МБОУ Новоивановская СОШ Зерноградского района
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
К ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
«ШКОЛАШКОЛЬНЫЕ СЛОВА
ОТКУДА ОНИ ПРИШЛИ?»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ)
Разработала учитель
русского языка и литературы
Iкатегории
Силенко Алла Михайловна
С.Новоивановка
2015
Цель мероприятия – познакомить с историей возникновения слов школьной тематики, развивать коммуникативные навыки учащихся, приобщать к основам исследовательской деятельности.
Оборудование: выставка этимологических словарей разных авторов.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Категория обучающихся: 5-6 классы
Предметная область: русский язык
Информационные ресурсы: лингвистические словари и энциклопедии, справочники, ресурсы сети Интернет.
Актуальность выбранной темы: в современном обществе от каждого человека требуется умение самостоятельно добывать и интерпретировать информацию. Такая деятельность строится на работе со словом, с его лексическим значением. Лексическое значение «школьных слов» наиболее привлекательно для возрастной группы младших подростков. Некоторые слова школьной тематики живут века, другие пришли в язык не так давно. В частности, это касается школьного сленга, являющегося неотъемлемой частью «школьных слов».
Цель проекта: проследить историю рождения общеупотребительных и сленговых «школьных» слов, их роль в связи поколений
Задачи:
- формировать навыки работы со словарем и словом;
- развивать у обучающихся логическое мышление, наблюдательность, исследовательские умения;
- развивать познавательные интересы и навыки взаимодействия;
- учить самостоятельной работе со справочной литературой;
Методы и приёмы изучения: исследовательский, творческий; изучение и анализ различных источников информации по теме: справочной литературы,монографий, словарей, интернет-ресурсов.
План реализации проекта:
План рассчитан на 3 недели:
- формирование групп для проведения исследований по теме , определение формы представления результатов – 1 день;
- обсуждение плана работы каждой группы, распределение обязанностей – 3 дня;
- самостоятельная работа учащихся в группах – 7-10 дней;
- подготовка учащимися отчётов о проделанной по темам исследований , оформление результатов исследований, подготовка к выступлению на празднике, создание слайдовых презентаций -1 неделя.
Первая неделя посвящена подготовительной работе, во время которой учитель помогает учащимся определить конкретные направления исследований, рекомендует литературу, необходимую для каждой творческой группы;
Проблемный вопрос:?
Ход мероприятия:
Слово учителя:
Задумывались ли вы когда – нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова и можно ли разгадать тайну происхождения того или иного наименования? Нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! Поиском ответов на эти вопросы и занимается наука этимология. И сейчас я предлагаю выступить со своим исследованием группе историков языка. Они-то и поведают нам об этимологии самых известных всем нам школьных слов.
1 группа
Этимология (греч. etymologia, от etymon – истина и logos – слово, учение) – раздел лингвистики (языкознания), изучающий происхождение слов, а также научно-исследовательская процедура, направленная на раскрытие происхождения слова, и результат такого научного исследования. Об этимологии слов информирует специальный справочник – этимологический словарь. С его помощью вы познакомитесь с родословной некоторых «школьных» слов.
У нас работали четыре группы исследователей, и сейчас они познакомят всех присутствующих с результатами проведенной ими работы.
:
-Слово школа.
Все мы привыкли к тому, что, когда в школе начинаются занятия, прекращается досуг («свободное, незанятое время»). Однако, именно слово досуг (схолс по-гречески) явилось базой для нашего русского слова школа. Это странное, на первый взгляд, обстоятельство объясняется тем, что школа не всегда была местом занятий. Древние греки под досугом понимали не безделье, а беседы о разных науках мудрецов-философов со своими учениками в свободное от работы время.Вначале проводились только беседы, но постепенно они превратились в самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию, ораторское искусство.Кстати, в те далекие времена далеко не все имели достаточно досуга для получения образования. Уже позднее, когда образование стало более доступным, греческое слово схоле приобрело значение, близкое к современному.
УРОК - Скажите, урок и уговор – одно и то же? Оказывается, слово урок почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа говор (говорить) заменена тут новой рок, -рек, того же корня, что и слово реку «говорю речь». У-рок это у-словие, указание. Наши современные значения его «задание», а также «обусловленное время занятий» образовались из этого, древнейшего.
ДИСЦИПЛИНА - любимое слово учителя.Вам, наверное, приходилось помногу раз в день слушать от учителей замечания по поводу дисциплины. А ведь это слово является синонимом к слову предмет. По-латыни discepe «учиться»; cipulus «ученик»: дисциплина сначала значило «наука», «обучение» и только потом приобрело еще и смысл «строгий порядок», «выдержка» это качества, необходимые для занятия наукой, школьными предметами или «дисциплинами».
ЖУРНАЛ Каково истинное значение слова журнал? Французское "journal" - "дневник", "поденная запись", связанное с "jour - "день", стало затем означать "ежедневное издание", "газета". Первое из этих значений сохранилось и, перейдя в наш язык, получило название "классный журнал". А вот из печатных органов мы зовем "журналами", то есть "ежедневными", как раз еженедельные, ежемесячные издания, придав ежедневным название "газета".
Что же касается классного журнала, то ему столько лет, сколько и нашей школе. Сейчас наш классный журнал сама справедливость и честность, но таким он был, к сожалению, не всегда. И назывался некрасиво кондуит, что в переводе с французского «поведение». Из школ Германии (где он был распространен в XIX веке) он перекочевал и в некоторые школы России (там записывалось только плохое, все жалобы и ябеды типа опозданий, драк, замечаний, кто у кого списал, кто кому не поклонился, кто что забыл).
2 группа:
-Отгадайте загадку.
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется он ... Алфавит - Речь пойдёт о происхождении слов азбука и алфавит.
АЗБУКА и АЛФАВИТ
Оба слова построены совершенно одинаково.
В древнерусском языке первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки». Вот и получилось: аз-буки или азбука. Слово алфавит - точная копия греческого alfa-beto.
Две первые буквы греческого письма звались «альфа» и «бета». Их история непростая; они были получены греками от финикийцев вместе со всей иероглифической финикийской письменностью. Каждый иероглиф назывался словом. Первый в их ряду имел очертание головы быка; «бык» - по-финикийски «алеф». Вторым стоял рисунок дома; слово «дом» звучало как «бет». Постепенно эти значки стали означать звуки а и б.
Значения финикийских слов греки не знали, но названия значков-букв они
сохранили, чуть переделав их на свой лад: «альфа» и «бета». Их сочетание
«альфа-бетос» превратилось в слово, означавшее «обычный порядок букв»,
«азбука». Из него получилось и наше «алфавит».
Я сборник карт, От ударения зависят два моих значения.Захочешь - превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани.
Мы обратимся к слову из школьной жизни.
АТЛАС Великий немецкий географ Гергард Меркатор изготовил в XVI веке лучший, образцовый по тем временам альбом географических карт. На его переплете был изображен мифический гигант Атлант ( с греческого Атлас), держащий на могучих плечах свод небесный. Альбом так прославился, что с этих пор все подобные ему собрания карт стали называться атласами. Кстати говоря, от имени того же сказочного великана произошли и географические имена: Атлас (горный хребет в Африке), Атлантический океан, Атлантида...
ГЛОБУС
Шар невелик,Лениться не велит,Если знаешь предмет,То покажет весь свет.Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий. Ну а почему же все-таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово globus означает «шар». Вот, оказывается, в чем секрет. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите земной шар.
ТЕТРАДЬ Тетрадки в портфеле шуршали,Что в жизни важнее, решали.Тетрадка в линейку бормочет:-Грамматика!А в клетку тетрадка ворчит:-Математика!На чём примирились тетрадка с тетрадкой,Для нас до сих пор остаётся загадкой.Тетрадь это древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от tetras «четвертая часть листа» или tetro «сложенный вчетверо». А почемутакое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали, сшивали посередине и тетрадь готова.
3 группа
: АЛЬБОМ
- Все ученики любят рисовать. И рисуют они в альбомах. Какие листы в ваших альбомах? Цветные и белые. Знаете ли вы, что по-латыни album означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли ее для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народу. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой размещалось важное для народа: история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
4 группа: - Каждый ученик знает, что карандаш, линейка, тетрадь и пенал – самые необходимые предметы в школе. Поговорим о происхождении этих слов.
КАРАНДАШ Слово карандаш образовано от тюркского karadas «сланец», «графит» (kara «черный» и das «камень»).Свои путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма.Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли.
ЛИНЕЙКА Слово "линейка" состоит в родстве со словом "лён". По-латыни "лён" - "линум"; "линэа" некогда значило "льняная нить", лишь впоследствии возникло значение "черта", "линия". Нет, нет, не подумайте, что линейки делались изо льна, здесь связь с ниткой. А линейка буквально означает «инструмент для проведения линий». Ровная линия получается, как по натянутой ниточке. ПЕНАЛ В этой узенькой коробкеТы найдёшь карандаши,Ручки, перья, скрепки, кнопки,Что угодно для души.Перо по-латыни penna. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал. Раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными , металлическими пластинками для письма, названия перо, перья, по традиции, сохранились. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, и даже для ластика там найдется местечко. А название осталось прежнее, как это часто бывает в языке.
5 группа
КАНИКУЛЫ– волшебное слово всех учеников школы. Если само слово вызывает довольную улыбку на лице каждого школьника, то его этимология должна доставить еще больше удовольствия: в буквальном переводе оно значит "собачонки" (по-латыни "канис" - "собака"). Недаром немцы называют каникулы "хундстаге", англичане - "догздэйз" - "собачьи дни". Каникулой древние римляне называли Сириуссамую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.УРОК - Скажите, урок и уговор – одно и то же? Оказывается, слово урок почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа говор (говорить) заменена тут новой рок, -рек, того же корня, что и слово реку «говорю речь». У-рок это у-словие, указание. Наши современные значения его «задание», а также «обусловленное время занятий» образовались из этого, древнейшего.
ОШИБКА Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень шиб-, означающий «бросок», «удар». В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Старейшее значение глагола ошибаться «оказаться на отшибе», «отстать», «лишиться чего-либо». В Древней Руси хвост называли «ошибь» И правда: тот, кто много ошибается, всегда будет в хвостеплестись.
ШПАРГАЛКА - Что общего между пелёнкой и шпаргалкой? Шпаргалка означает... «лохмотья», «пеленка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги. Это потом уже появился у нас и другой, известный смысл. Так что шпаргалка дело не очень чистое, даже с этимологической точки зрения. АТТЕСТАТ
Аттестат выдают в грустную минуту расставания с любимой школой. И называется он «аттестат зрелости». Происходит слово от немецкого attestat, а оно, в свою очередь, от латинского attestatum, означающего «свидетельство». А явится ли окончание школы свидетельством вашей зрелости, будет зависеть только от вас.
Слово учителя: -Вот и закончилось наше путешествие по удивительной стране этимологии. Я думаю, что оно вам понравилось . Думаю, что вы захотите продолжить знакомство с этой удивительной наукой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] \ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словарь школьных жаргонов
АЛГЕБРОИД - учитель алгебры. АППАРАТ - бытовая техника, электроника. БАБКИ - деньги, купюры. БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи.БАНДАНА - платок, повязываемый на голову или колено. БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек; употребляется и как обращение. БУХАТЬ - выпивать. БУХЛО - выпивка, спиртной напиток. БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо. ВАКСА – негр.ВИДАК – видеомагнитофон.ВИЗА - лицо, физиономия. ВОДЯРА – водка. ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать. ГАЛИМО - 1. Полный, абсолютный, точный. 2. Неточный, неверный. ГАСИТЬ - бить, избивать. ГЕМОРРОЙ - проверка, контрольная работа. ГОП-КОМПАНИЯ - разухабистая, бесшабашная компания.ГРОБ – телевизор. ГРУЗИТЬ - врать, много говорить.ГУТАЛИН – негр.ДЕВНИК –дневник. ДЖИНЫ, ДЖОПСЫ – джинсы. ДЖОРДЖИК – доллар. ДИРЯ – директор. ДИСКОТРЯСКА - дискотека, танцы. ДЫНЯ – голова. ДЯПАН - дядя, любой человек; употребляется как обращение. ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантированно, наверняка. ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет. ЗАЖИГАТЬ - 1. Заводить, разогревать публику. 2. Распутничать, развратничать. ЗАМЕТАНО - договорились, по рукам, хорошо, понятно. ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться. 2. Сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо. ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. Подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется. ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить. ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить. ЗАШИВАТЬСЯ - не успевать, уставать, утомляться. ЗУБРИЛА - заученный человек. ИСТЕРИЧКА - учительница истории. КАБИНА – голова. КАЙФ - удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение. КАМЧАТКА - задние парты. КАНДЕЙ, КАНДРАТИЙ - кандражка. Кандей схватил – испугался. КАПУСТА – доллары. КЕНТЫ - парни, ребята. КЛАВА - компьютерная клавиатура. КЛЕШНИ – руки. КЛЁВЫЙ - интересный, веселый. КЛИПЕЙШН – видеоклип. КЛЮШКА - подруга, приятельница, используется как обращение. КОДЛА - компания, группа. КОЛОТЬСЯ – рассказывать. КОМП, КОМПИК- компьютер. КОПЫТА - женская обувь с расклешенным каблуком. КОСАРЬ - тысяча рублей. КОСУХА - кожаная куртка. КОРЕШ - друг, приятель. КОТЕЛОК – голова. КОЧАН – голова. КРЫЛЬЯ – руки. КУСОК - тысяча рублей. КУЛЬТЯПКИ – руки. ЛАВЕ, ЛАВЕШКИ, ЛАВЕШНИКИ – деньги. ЛАПТИ – ноги. ЛОХИДЗЕ - лицо кавказской национальности. ЛУПАТЬ – смотреть. ЛЫЖИ – ноги. МАЛЬЦА - маленько, немножко. МАУС, МЫШАРА – мышь. МАФОН – магнитофон. МАХАТЬСЯ – драться. МЕЛОЧЬ - ученики младших классов. МИКРАЖ – микрорайон. МОЛОТОК – молодец. МОЧИТЬ – бить. НАЕЗЖАТЬ - идти на конфликт, искать ссоры. НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво. ОБЛОМ - неудача, невезение. ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу. ОТМОЧИТЬ - сделать что-либо, из ряда вон выходящее. ОТПАД – используется для выражения крайнего эмоционального состояния. ОТФУТБОЛИТЬ – отвадить. ПЕРЕНСЫ – родители. ПРЕДКИ – родители. ПИТ – учитель. ПОТНИК – носок. ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться. ПРИБАМБАС - наворот, аксессуар. ПРИКИД – модная одежда.ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость. ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо смешное. ПРИМАТО – примитивно. ПРИМАК - сигареты "Прима". ПРИКИД - модная, современная одежда. ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо. РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор. РЕП – репетитор. РОДОКИ – родители. СБАЦАТЬ - сделать что-либо. СДЕЦЕЛ - немножко, маленько. СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ - скопировать программу на дискету. СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься плагиатом.СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное. СРЕЗАТЬ - умышленно ставить неудовлетворительную оценку. СТОПУДОВО - точно, гарантированно. СТРЕЛКА - встреча. Забить стрелку - договориться о встрече; пробить стрелку - не прийти на встречу. СТРЕЛОЧНИК - человек, отводящий от себя подозрение. СТУКАЧ – доносчик. ТАЧКА - машина, автомобиль. ТАЩИТЬСЯ - восхищаться, восторгаться.ТЕХАНА – женщина. ТОРМОЗ - человек, делающий что-либо неверно, неправильно. ТОРМОЗА – ноги. ТОРМОЗИТЬ - не понимать, не догадываться. ТУСОВКА, ТУСНЯК - гулянка, уличные посиделки молодежи; драка, инцидент. ТУСОВАТЬСЯ - гулять, слоняться без дела, участвовать в различных шоу, находиться в среде "своих". УГАРАТЬ - долго смеяться. УЛЕТ - удовольствие, удивление. Полный улет. УРЫТЬ – побить. УТЮГ - злой человек. УЧИЛКА – учительница. ФАНЫ, ФЕНЫ – фанаты. ФАРЫ – глаза. ФАУНЫ – родители. ФЕНЕЧКА -украшение, носимое на руке. ФИГНЮШКА - мелкая вещь. ФИГНЯ - ерунда, нечто плохое. ФИЗИК-ШИЗИК - учитель физики. ФУФАЙКА – куртка. ХИМОЗА - учитель химии. ЦИВИЛЬНЫЙ - употребляется как положительный эпитет. ЧАЙНИК – голова. ЧАПАТЬ - убегать, уходить. ЧЕСАТЬ – убегать. ЧИТЫ – учителя. ЧУВАК - используется как обращение. ШАМОВОЧНАЯ – столовая. ШАССИ – ноги. ШКУРА - куртка, верхняя одежда. ШНУРКИ - родители. Шнурки в стакане - родители дома. ШПОРА – шпаргалка. ШТУКА - тысяча рублей. ШУХЕРИТЬ - хулиганить, заниматься чем-либо дурным. ЩЕНОК - ученик младших классов. ЯЩИК – телевизор.
Сегодня расскажу вам о свеженьком, только что появившемся в магазинах «Толковом словаре русского школьного и студенческого жаргона». Его авторы – известные «фенологи», как они сами себя называют, Харри Вальтер, Валерий Мокиенко и Татьяна Никитина, их фамилии вы не раз слышали в моей рубрике. Очень хочется рассказать прежде всего о жаргоне школьном. Открыв словарь, я испытала приступ ностальгии, поскольку нашла в нем такие милые сердцу слова и выражения, как «домашка», «дежурка», «жиртрест» и «взрыв на макаронной фабрике». Есть здесь и всем знакомая «камчатка» последние парты в классе, за которыми обычно сидят плохие ученики, и замечательные слова «шухер» и «шубись». Но это все классика жанра. А есть и весьма новаторские, оригинальные идеи. Убедиться в этом можно на примерах различных учительских прозвищ. Причем встречаются как привычные всем «истеричка» (историчка) и «химоза», так и непонятные непосвященному «валендра» и «вигрик». От «Республики ШКИД», с ее Викниксором и Эланлюмом, современным школьникам никуда не деться. Потому как «валендра» это учительница с именем Валентина или Валерия и отчеством Александровна, а «вигрик» – это Виктор Григорьевич. «Валендра» почему-то представляется такой мрачной стервозой, а «вигрик» – маленьким щупленьким живчиком. То ли авторы словаря были в детстве очень хитры на выдумки, то ли они фантастически наблюдательны, но количество прозвищ и обзывалок учителей в книжке просто зашкаливает! Честно признаюсь, мы в школе никогда не называли рыжую учительницу «аварийкой», но идея мне понравилась. «Австралопитек», по словарю, конечно, учитель истории, «амперметр» – учитель физики, «векторовна» – учительница математики с отчеством Викторовна, «гиббон» или «супербизон» – физрук, «Жануария» – учительница домоводства (по имени кухарки из бразильского сериала «Рабыня Изаура»). Но больше всего меня потрясли не те слова, которые обозначают преподаваемый предмет, а те, что выражают отношение ученика к учителю, восприятие его внешних данных или особенностей характера. Вот, например, «аллигатор» – строгий, придирчивый учитель, а злобная, придирчивая учительница – это «Верка Сердючка»; «бен ладен» – учитель с бородой. «Филин» – учитель, который дремлет во время урока и – потрясающе! – «береза» – это учительница, которая покачивается, когда говорит.
А есть слова перевертыши. Известный всем «спиногрыз» это в речи учеников «учитель», а в речи учителей – «ученик».
Как вы уже заметили, проникают в школьный жаргон и современные реалии. Вот, например, отличник, всезнайка – это уже не просто «ботаник» от слова «ботать», а «Гарри», он же «Гарри Поттер», эрудированный, способный ученик. «Масяня» непонятно, правда, почему классная руководительница, а «Чичерина» это черчение, по созвучию.
Еще в словаре прекрасный ассортимент прозвищ разных великих русских писателей. Пушкин – «Кукушкин», он же «Наше Все», он же «Пупкин», он же «Саня», он же «Чубчик Кучерявый», он же – тут противоречие – «Лысый Бобик». Гоголь – «Буратино», «Гоголь-Моголь» или просто «Носатый». Есенин – «красавчик», «Сеня», Жуковский – «жук» и, простите меня, учителя литературы, «навозник».
Отдельно стоит сказать о словах, которые обозначают оценки. Все знают, что такое «двойбан», «банан», «дуля», «параша» или «твикс». Для тройки более скучные определения – «троян», «трюндель», «ни рыба ни мясо», «государственная оценка».
«Не хватило шага для победы» – это четверка.
Пятерка – «баунти», «чудное мгновенье», «нежданная гостья», «пентиум», «отлэ», «отпад» и так далее.
Современного школьника невозможно представить без сленга. Да и если исключить его из речи, то она станет скучной и неинтересной. Русский язык очень богат. К тому же постоянно обновляется. В нём присутствуют церковно-славянские, исконно-русские, иноязычные слова. У всех поколений - у наших отцов и матерей, дедов, прадедов – были свои способы общения, свои, понятные только им слова. Как не стоит на месте время, так же не остаётся в одной поре русский молодёжный сленг. Ничего плохого в этом, конечно же, нет, даже, скорее, наоборот, интересно изучать выражения и фразеологизмы современной молодёжи. Но всё же не мешает задуматься, что говорить, когда и где.Каково происхождение сленга? В незапамятные времена по Древней Руси бродили коробейники (их тогда называли офени). Торговали в городах и сёлах разными вещами. А в пути на них зачастую нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку и сохранить втайне свой маршрут, офени придумали собственный язык. Именно от него, считают современные лингвисты, и берут начало всевозможные жаргоны и сленги. Причём отголоски языка офеней слышны до сих пор. Например, слово «клёвый», широко использующееся не одним поколением россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно тогда, кстати, примерно то же, что и сегодня: «отлично», «здорово».
Словарь школьного сленга
А.Аська - ICQ,социальная сеть общения молодёжи.Агент - социальная сеть общения.Адьёс - до свидания.Аут - шок, удивление.Айда - идём сюда.Алканафт - алкоголик.Б.Баттл - турнир, состязание.Бук - ноутбук.Блин - выражение досады, разочарования.Базар - разговорБрейся - усмешка, отказ.Бортануть - обмануть.Баллон - 2,5-литровая бутылка пива.Башка - голова.Ботан - очень умный .Баланс - равенство.Баланс- лицевой счёт.Балабол- лгун.В.Винда - система WindowsВК - В Контакте, социальная/национальная сеть общения.Весло - ложка.Всё в ажуре- всё замечательно.Вебка- веб-камера, предназначенная для онлайн переговоров.Влом - лень.Вылупиться - смотреть.Вруби - включи.Втирать - доказывать, объяснять.Внатуре - согласие,правда.Г.Гопник - бродяга, шпана.Гнать - лгать.Глючить - не работать.Д.Драпать - идти, убегать.Делать ноги - убегать.Догнать - понять.Дурь - наркотики.Домашка - домашнее задание.Движок - двигатель.Е.Ёлки зелёные - выражение недовольства.Ема - удивление.Ж.Жига - зажигалка.Жесть - выражение ужаса.Жестоко - удивление, ужас.З.Забить - забросить что-либо. Запарить - замучить.Здраво - классно, здорово.Зенки - глаза.Задрало - надоело.Здарова - привет.И.Инглиш - английский язык.Инет - Интернет.Имбицил - отсталый человек.Инфа - информация.К.Капец - провал дела.Кадр - шутник.Коры - шутки.Косой - мазила.Канеш - конечно.Кинуть - подвести.Кавайно - красиво, хорошо.Косячить - ошибаться, делать не правильно.Комп - компьютер.Клава - клавиатура.Косарь - тысяча.Кипиш - волнение.Кумар - большое количество дыма в помещении.Л.Лаве - деньги.Литра - литература.Лапа - рука.Лавандос - деньги.Ломать комедию - играть на публику.Лан - ладно, хорошо.Лажа - ерунда, что-либо неинтересное.Литербол - пьянка.М.Мастак - опытный спортсмен.Маргарин - глупый человек.Мусора - милиция.Мажор -ребёнок богатых родителей, ведущий праздный образ жизни, бездельник.Мизерный - маленький.Магаз - магазин.Молодчик - молодец.Мотак - мотоцикл.Матка - материнская плата.Музон - музыка.Н.Найс - хорошо,отлично.Не вкурил - не понял.Напряг - трудность.Не прёт - не везёт.Нарик - наркоман.Неадекват - человек, ведущий себя не в соответствии с нормами.Не фортит - не везёт.Ништяк - хорошо,отлично.О.Офигел - обнаглел.Очкун - трус.Оффнись - замолчи.Облоханили - обсмеяли.Орен - город Оренбург.Ок - хорошо,ладно.От души - классно.Орать - кричать, смеяться.Осадить - поставить на место.Обдолбиться - накуриться, перепить.,
,
Источники из сети Интернет:
1. Азбука [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Атлас- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Альбом - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Глобус [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Классный журнал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Каникулы- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Использованная литература:
1.Л. В. Успенский «Почему не иначе? Этимологический словарь школьника» М.: Издательство «АСТ» , 2009
3. В.В.Волина "Этимологический словарь" М.: Издательство «Зенит, Дидактика Плюс», 2000
Печать страницыРисунок 1Описание: Печать страницы